Персона

Хасан Бароев

С чего начать рассказ о человеке, про которого так много написано, а еще больше сказано. Его называют «новым карелиным» – вывод можно сделать, отследив его многолетнюю спортивную карьеру; ему пророчат и хорошую политическую карьеру – об этом будем судить лет через 10; он отлично смотрится на экране – тоже не новость для тех, кто видел его работы в рекламной кампании и художественном фильме.

Хасан Бароев: 

«Я все делаю по-настоящему!»

С олимпийским чемпионом 2004 года, двукратным чемпионом мира и европы по греко-римской борьбе хасаном бароевым мы встречаемся в его новом кабинете министра РСО – А по делам молодежи, физической культуры и спорта. Это новый опыт и новые правила. Но и в этом кресле Хасан Бароев остается самим собой. Человек передо мной, судя по всему, исключение из любых правил. Отсутствие лоска, внимательный взгляд. Пластика сильного мужчины, которому тесно в любом пространстве,– такое бывает, кажется, только у борцов…

Хасан, что в вас поменялось со времен, когда еще никто не обращался к вам по имени-отчеству, а что осталось прежним?

– На мой взгляд, все, что было заложено в основу личности по генетике, по воспитанию – этот фундамент мало меняется. А в остальном многое поменялось. Приходит взросление, осознание каких-то моментов жизни. Во мне многое поменялось и в связи с моей новой должностью, и, я думаю, поменялось в лучшую сторону. Я стал более ответственным. То есть, я и до этого, как мне казалось, был достаточно обязательным. Но я нес ответственность за свои решения, за свои поступки и шаги, сам за себя. А сейчас обязанностей прибавилось, и я отвечаю не только за свою работу, но и за весь наш коллектив. Это груз посерьезнее. И такие изменения я наблюдаю в себе почти каждый день.

Расскажите о семье, в которой вы выросли.

– Я – четвертый ребенок в семье. Долгожданный брат у трех чудесных сестер. Моя семья жила в Таджикистане. Но в начале девяностых, когда по всему бывшему Союзу начались волнения, отец привез нас на родину. Здесь в возрасте 13 лет начал тренироваться, стал тем, кто я есть. Мой папа, Махарбек Азаматович, по образованию электросварщик. Много лет он проработал на заводе «Электроцинк». Мама, Раиса Казбековна, в Душанбе занималась бухгалтерией на предприятии. Но по приезде в Северную Осетию маме пришлось оставить работу и заняться воспитанием большой семьи. Это была вынужденная мера, в те времена мы приехали буквально ни с чем. Надо было начинать жизнь практически заново, учиться выживать в новой стране, в новой реальности, по новым правилам. Сейчас мы с сестрами очень благодарны родителям за то, что сберегли нас от трудностей, сумели дать образование, поставить на ноги и вырастить достойными людьми.

Есть такая тенденция в нашей стране и в республике, в частности, что профессиональные спортсмены уходят в политику, почему это происходит?

– В этой связи могу говорить только на своем личном примере. Я совсем недавно в этой области, то есть я никогда не баллотировался, не рассматривал себя в качестве политика. Но мне сделали предложение возглавить Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта нашей республики. Это было неожиданно и очень приятно. Поразмыслив над предложением, понял, что мне интересно попробовать себя в новом качестве, интересно сделать что-то значимое. Сейчас понимаю, что сделал правильный выбор.

Когда вам предложили эту должность, что стало основной причиной, по которой вы согласились?

– Руководство республики предложило именно мне занять этот пост – этот факт уже о многом мне сказал. Они увидели во мне потенциал, понадеялись, что справлюсь со столь непростой и ответственной должностью. Такая вера в мои силы стала, пожалуй, главным стимулом и аргументом для меня. Я обдумал и взвесил все, прежде чем принял это решение. И, конечно, сделаю все возможное, чтобы оправдать их доверие, надежды всех жителей нашей республики и понесу это бремя с честью и достоинством. Мы – относительно молодое для республики ведомство, в октябре этого года Министерству по делам молодежи, физической культуры и спорта исполнилось 10 лет. И хотя немало сделано, предстоит еще очень многое.

Вы – второй министр, возглавляющий ведомство. Насколько вам просто сидеть в этом кресле после Рустема Келехсаева?

– Вы совершено правы. 10 лет назад Комитет по делам молодежи и комитет по физической культуре объединились под эгидой министерства. И первым министром этой молодой структуры стал Рустем Келехсаев, на тот момент занимавший пост председателя комитета парламента республики. Именно он поднимал министерство, подбирал команду, разрабатывал программы, поднял спортивные проекты на новый уровень. И занимать эту должность после него и просто, и сложно одновременно. Объясню. Я очень благодарен ему за то, что он собрал вокруг себя команду настоящих профессионалов. Кадровую политику я совсем не поменял и работаю с людьми, которые понимают и разбираются в своих обязанностях. Это абсолютно боеспособная команда, способная выполнять любую поставленную перед ней задачу. Могу сказать, если бы каждый руководитель, не только в политике, но и в других структурах, оставлял своему последователю рабочее место в таком состоянии, то мы развивались бы гораздо быстрее и продуктивнее. Но тут возникает сложность – удержать столь высокую планку. И я очень хочу, чтобы и моей работой были довольны те, кто придет следом на эту должность.

Что вам пригодилось из того, чему вас учил отец?

– Пригодилось практически все. Я и сейчас многому учусь у этого человека. Я стал тем, кто я есть, во многом благодаря ему. И те советы, тот фундамент, который я получаю от отца, дорогого стоит. Я стараюсь соответствовать его ожиданиям. Многие жизненные ситуации я прошел благодаря его советам, его вере, которую он в меня вселяет. И я просто надеюсь, что когда-то смогу стать для своих детей таким человеком, каким отец всегда являлся для нас.

Вы дрались в юности?

– Вот этого как раз со мной и не случалось. У меня просто времени не хватало, чтобы совершать какие-то глупости, искать сомнительные приключения, не так распоряжаться силами. Я в спорте с 13 лет – самый подростковый возраст. И передо мной были поставлены более глобальные задачи. Практически каждую минуту жизни я отдавал спорту, стремился к достижениям. Я сразу понял для себя, что если не должен расти в мастерстве, то кто это сделает за меня? Не то что на драки, просто на жизнь вне спорта не оставалось времени. Это вам подтвердит каждый спортсмен-профессионал.

Что вам удается легче всего?

– Мне кажется, что у меня всегда получалось, так это находить общий язык с людьми. Я очень коммуникабельный, настроенный на открытое общение человек. И, наверное, мои собеседники это чувствуют. И неважно, случайные ли это люди, или те, с которыми у меня долгожданная встреча. Мне нравится общение. И при этом для меня совершенно не важен ни мой чин, ни статус моего визави. Поэтому, я думаю, что именно общение с людьми мне удается лучше всего.

Не так давно вы вступили в еще одно новое для себя качество, стали мужем. Это для вас такая же серьезная роль, как роль министра, чемпиона?

– Уверен, что для любого человека семья занимает приоритетное положение. А уж потом все остальное. И в спорте, и в политике, и в быту самое важное для мужчины это поддержка, тыл. А я получаю эту поддержку, уверенность именно в семье. Ведь когда проходит время чемпионства, спортивных побед, политических дел, остаются именно семья, родные близкие люди. Моя супруга стала для меня большой поддержкой в моей теперь политической деятельности. И я точно знаю, что если у меня что-то и получается, то благодаря вере и помощи моих родных.

Какое из рукопожатий в своей жизни вы считаете самым важным?

– Мне сложно выделить какое-то одно. Каждое рукопожатие в моей жизни что-то дало мне. И не важно, было это раз, или я жму руку человеку и по сей день. Я считаю, что каждая встреча, если даже она закончилась негативом, учит, для чего-то нужна. Поэтому любой, кто оказывался рядом, кому я подавал руку, для меня, по крайней мере, заслуживает того, чтобы я считал его значимым в своей жизни.

Есть ли такие люди, кому вы не подадите руки ни при каких обстоятельствах?

– Даже не знаю, что должен сделать человек, чтобы я не пожал ему руки. В моей жизни такого человека нет. И это, я считаю, большое везение. Но жизнь – не простая штука и кончается она не завтра, так что я допускаю, что может встретиться и тот, кому я не подам руки при встрече. Но буду стараться, чтобы этого избежать, ведь и это в моих силах. Нет, не хотелось бы встретиться с таким человеком. Ведь не зря же наши предки учат, что нужно пожимать руку каждому достойному мужчине. Хотелось бы видеть вокруг себя достойных людей.

Какую самую важную для себя цель вы наметили на министерской должности?

– Вы не представляете, как много таких целей. И приоритетным в работе с молодежью я считаю открытый диалог. Поэтому я готов слушать, слышать, делать выводы и работать. Не раз я задавался целью и добивался ее. Думаю, что так будет и теперь. А направлений у политики нашего министерства великое множество: это и создание доступных спортивных объектов, и пропаганда здорового образа жизни, и патриотическое воспитание молодежи. Продолжать этот ряд можно до бесконечности. И любая цель, какую ни поставь, видится мне важной и главной.

А в семейной жизни?

– Это как раз, как у всех людей. Видеть вокруг себя большую, счастливую семью, видеть рядом здоровых родителей. И это намного важнее материальной обеспеченности. Как ни банально это прозвучит, но есть то, чего не купить за деньги, а можно только построить своими руками, своим трудом, своими чувствами, надеждами, стараниями. В семейной жизни мне хотелось бы создать уют и благополучие, чтобы видеть улыбки в своем доме. Хочу быть для родных человеком, на которого они всегда могут положиться, довериться и не разочароваться.

Свою семью вы строите по модели отчего дома или стараетесь идти своим путем?

– Мы живем уже в

У вас много наград. Какая из них занимает первое место в вашем личном списке?

– Сложный для меня вопрос. У меня их такое множество, а любой спортсмен ценит каждое свое достижение. Пожалуй, я могу выделить олимпийское золото. Это доказательство успеха всей моей спортивной карьеры, правильности сделанного мною выбора, которому я посвятил большую часть своей жизни. Но жизнь не закончена, а в каком-то смысле она только началась. В новом качестве, в новой должности с новыми целями и мечтами. Повзрослев, мне хочется достичь высот и в своей министерской работе. И, надеюсь, лет через 20, я сделаю вывод, что и на посту министра я, образно говоря, завоевал еще одну золотую медаль. Помня свои ощущения от спортивных побед, мне хочется испытывать эти же чувства и в моей сегодняшней ипостаси, завоевывая другие вершины. Но об этом уже судить не мне – я надеюсь, что эту мою работу со временем оценят люди. Для себя я решил, что и вне спорта можно либо завоевать свое золото, либо проиграть битву. Но я нацелен только на победы!

Вы можете признать ошибку, если оказались неправым?

– Сейчас уже могу. По молодости лет мне сложно бывало признать себя неправым. Темперамент, молодая кровь, гордость. Я мог обсуждать, навязывать и доказывать свою правоту. Но сейчас у меня нет проблемы с признанием своих ошибок и исправлением промахов, что и стараюсь делать сразу, не откладывая в долгий ящик. В этом плюсы моей должности, где я более тщательно обдумываю свои шаги и взвешиваю каждое решение. А это приводит к тому, что я реже ошибаюсь.

На новой должности вы сталкивались с теми, кто не разделяет ваших позиций?

– Конечно. Министерская структура включает в себя 28 подведомственных организаций, каждую из которых кто-то курирует. Есть люди, несогласные с какими-то решениями. И это совершенно нормальные рабочие моменты, по каждому из которых надо встречаться, вести обсуждение, достигать согласия. Главное – идти на открытый диалог, а не тихо протестовать в своем углу. Если все со всем согласны, работать становится неинтересно, ведь только в компромиссном общении выявляется правда. Я уверен, что в конструктивном диалоге кроется здоровая атмосфера взаимоотношений в коллективе. Тем более, в таком большом, как Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта.

Вы снялись в художественном фильме Джаника Файзиева «Август восьмого», в рекламе МТС, и ваши поклонники находят, что вы блестяще справились с этим новым для вас амплуа. Не задумывались о том, чтобы попробовать себя в актерской карьере?

– Да нет. Мне было очень интересно и лестно, когда мне предложили роль в фильме, а потом и рекламную кампанию. Для всего этого было свое время. У меня оно тогда было, и так совпало, что нашлись люди, которые предложили мне этот новый опыт. Я с радостью на него согласился. Поработав актером, я понял, что это не совсем то, для чего я предназначен. Но как говорится: не попробуешь – не узнаешь. Во время этой работы я получил огромный позитивный заряд энергии. Тот этап жизни был интересен и нужен мне. К тому же я теперь знаю, что находится по ту сторону экрана, немного узнал кинематограф изнутри.

Вы считаете себя удачливым?

– На сегодня – да, почему бы и нет? Я стараюсь быть честен в первую очередь с самим собой. И надеюсь, мой внутренний голос будет и дальше занимать такую позицию. Многие цели, которые я перед собой ставил, достигнуты. Мои родные и близкие здоровы и находятся рядом со мной. Я полон планов и надежд. Да, я – удачливый человек.

Кто вы в большей степени: министр, спортсмен, муж, сын, брат?

– Понимаете, когда я захожу в спортзал для тренировок, я – спортсмен, в этом кресле я – министр, дома – сын, муж, брат, дядя. Все зависит от ситуации. И я не думаю, что роль друга или сына менее важна, чем роль министра или чемпиона. Человек многогранен, и одно не может быть без другого. Мы все остаемся теми, кто мы есть на самом деле, независимо от должности. И знаете, мне комфортно быть и сыном, и министром, и спортсменом, и мужем. Я все делаю по-настоящему!

беседовала – Марина Черчесова, № 31/2014г.

Prospect-Северный Кавказ

Автор материала

Prospect-Северный Кавказ

Prospect-Северный Кавказ