Персона

Кантемир ДАВЫДОВ

«ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА - СПАСЕНИЕ ЖИЗНИ»

«Предотвращение. Спасение. Помощь» –

девиз МЧС

НАДО БЫТЬ НЕ ПРОСТО СИЛЬНЫМ И СМЕЛЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, ЧТОБЫ ПОЙТИ СЛУЖИТЬ В МЧС. КАЧЕСТВ, ПРИСУЩИХ ПРОСТОМУ ОБЫВАТЕЛЮ, НЕДОСТАТОЧНО ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ ОПЕРАТИВНОЕ И ЗАВЕДОМО ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ В ЭКСТРЕННОЙ СИТУАЦИИ. КОГДА НА СЧЕТУ КАЖДАЯ СЕКУНДА, В ЛЮБОЙ СИТУАЦИИ НАДО РЕАГИРОВАТЬ МОМЕНТАЛЬНО.

                НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СКРЦ МЧС РОССИИ, МАЙОР ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ КАНТЕМИР ДАВЫДОВ ПРОШЕЛ «ОГОНЬ, ВОДУ И МЕДНЫЕ ТРУБЫ» И НЕ ПОНАСЛЫШКЕ ЗНАЕТ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ ОТВАГА И ЧЕСТЬ. ОН РОДИЛСЯ И ВЫРОС В ГОРОДЕ НАЛЬЧИКЕ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В БОЛЬШОЙ СЕМЬЕ ЖУРНАЛИСТОВ И ИЗВИЛИСТЫМИ ПУТЯМИ ПРИШЕЛ НА СЛУЖБУ.

Кантемир, у вас большая семья?

– Семья, в которой я родился, – большая. Нас 10 братьев и сестер. И я – самый старший. Можешь мне поверить, что на мою долю выпали как хорошие, так и не самые хорошие времена. Экстремальных ситуаций на выработку качеств было много (улыбается).

Семья же, которую я создал, – небольшая: прекрасная жена и две красавицы-дочки. Это такой надежный тыл, что я смело могу двигаться вперед без оглядки!

Когда вы пришли в свою профессию и как на это отреагировала ваша семья?

– По образованию я – юрист. Когда-то хотел заниматься юриспруденцией, поступал на юрфак намеренно, а не потому что было престижно. Но, слава Богу, мне эта профессия не пришлась по вкусу. Гены творческие взяли верх.

Творческие? В МЧС?

– Конечно! Во-первых, родители у меня журналисты. На новой работе очень даже кстати пришлись творческие, поисковые (куда же без них настоящему журналисту?) навыки. Во-вторых, пришлось проштудировать уйму литературы. Кстати, ты знаешь, какие качества сотрудников МЧС профессионально важны? Нет? Память, внимание, мышление и воображение! Роль воображения в решении различных задач очень важна. Чем не творчество (улыбается)?

Вернемся к тому, как вы пришли в МЧС...

– Это был очень долгий путь. Чем только я ни занимался: от стройки до рекламного бизнеса. Скажем так, вокруг системы МЧС России я обитал где-то с 1998-го года, когда туда пошел работать отец. Ему периодически нужен был помощник. В 2000-м году я впервые увидел реальную чрезвычайную ситуацию в городе Тырныаузе, который подвергся селевому удару. На моих глазах сель снес улицу… Именно в тот день я задумался, что, наверное, пошел бы работать в эту «контору». Сложно было остаться равнодушным при виде горя, обрушившегося на людей, видя героизм спасателей, рисковавших собой.

Но в то время у меня потихоньку развивался рекламно-издательский бизнес, который мне очень нравился и начал приносить не самый плохой доход. Однако жизнь внесла свои коррективы. В 2003-м году отец уехал в Москву, а заменить его было некем. Мне предложили устроиться в тогда еще МЧС Кабардино-Балкарской Республики. Скажу честно – согласился безо всяких оглядок. Бросил бизнес, только поднимавший голову, и радикально поменял свою жизнь. Очень радикально… Моя первая зарплата, как говорил покойный Черномырдин, легко помещалась в кармане – это было около 3000 рублей. А оставшись в издательском бизнесе, я мог заработать столько за один день. В общем, принес зарплату домой, и жена задала вопрос: «Тебе это надо?» Как оказалось – надо.

Попробуйте в нескольких предложениях провести агитацию: «Идти в МЧС нужно потому...»

– МЧС не Красная Армия, тут и без агитации желающих хоть отбавляй (смеется)! Мне сейчас на ум пришла цитата из книги «Охотники за лавинами», сказанная американским писателем, ученым и спасателем Монтгомери Отуотером: «Спасатель никогда не должен ожидать похвал за свои усилия. Если он не готов встретить лицом к лицу невежество, непонимание и иногда собственнические интересы, ему лучше оставить эту деятельность. Поисково-спасательные работы – неблагодарное занятие. Это не игра, а мир полон людей, думающих задним числом. Надо делать все, что можешь, и черт с ним, со всем остальным».

Кантемир, много молодых людей приходит к вам? Или все-таки решаются на радикальные перемены зрелые, повидавшие жизнь люди?

– Приходящих и уходящих много. И молодых, и не очень. Часть из них ищет стабильность, престиж, романтику. Однако немногие действительно понимают систему, знают, что тут на самом деле не совсем «легко и радостно».

Естественно, у нас существуют критерии отбора в подразделения, регламентируемые законами правила и требования к кандидатам. Не каждый, скажу я тебе, готов столкнуться с грязью, кровью, болью… Это только в кино показывают лихих суперменов, не пропускающих через себя все это. У нас же работают живые люди.

Как вы относитесь к женщинам на службе в МЧС?

– Многие знают, что я против того, чтобы женщины работали в силовых и военизированных структурах. Однако когда вижу, как они выполняют свою работу, то сразу же замолкаю.

К примеру, наши девушки-спасатели. Есть и врачи, и кинологи, и просто спасатели – они не работают, они пашут наравне с мужиками. Иногда это становится своеобразным стимулом для спасателей-мужчин. Представь себе ситуацию, в которой тяжело настолько, что мужик готов взвыть. Представила? Так вот, если рядом с тобой женщина, молча переносящая все то же самое, то ты хочешь-не хочешь, стиснешь зубы и будешь работать столько, сколько потребуется.

Как далеко вам приходилось и приходится выезжать для оказания помощи?

– Нам неоднократно приходилось работать за пределами своих субъектов. В качестве недавних, но громких примеров – наводнение в Крымске и тушение лесных пожаров в Геленджике, где работали пожарные и спасатели из всех субъектов СКФО.

Расскажите о проекте #КавказБезОпасности. Кто, что, зачем и почему...

– #КавказБезОпасности – проект, про который я могу говорить бесконечно долго. Идея создания подобного проекта постоянно крутилась в голове. Но это были урывки, отдельные фрагменты и предполагало проведение разовых мероприятий. Я понимал, что это тупиковый путь. Нужна была системная работа и команда. Потихоньку сформировалась команда из моих подчиненных. Для начала мы планировали привлечь внимание населения к проблематике безопасной жизнедеятельности. Сделать это можно было лишь с использованием массовых коммуникаций. Проведенный анализ показал, что работать надо с журналистами и блогерами. И не просто работать, а сделать их своими сторонниками, проводниками наших идей. Мы с командой продумали систему блог-туров в самых сложных, с точки зрения оперативной обстановки, субъектах. Начали с Дагестана. В июле 2014 года провели первый блог-тур.

Откуда пришло название?

– Уже за день до начала первого блог-тура я понял, что интерес к тематике большой, а значит, нужно придумывать название проекта и распространять его на все субъекты СКФО. В то утро, когда вышел прогуляться по берегу моря, пришла идея с названием. На песке нарисовал #КавказБезОпасности. Так и осталось это название.

Что вы сделали и чего добились на сегодня?

– При поддержке главы КБР, начальника ГУ МЧС России по КБР мы приняли участие в создании класса «Юный спасатель», который был открыт в конце января в Нальчике, в Академии детского творчества главами МЧС России, Кабардино-Балкарской Республики, полномочным представителем Президента РФ в СКФО. Идет работа по созданию класса по оказанию первой помощи в Пятигорском медико-фармацевтическом институте, где будут проходить подготовку студенты всех вузов окружной столицы. Стоит особо отметить тесное взаимодействие с Северо-Кавказским филиалом Центра экстренной психологической помощи МЧС России, с которым мы активно работаем по продвижению всероссийского проекта «Научись спасать жизнь». В марте мы провели региональный этап всероссийских соревнований по оказанию первой помощи, в которых приняли участие команды из всех субъектов СКФО, Южной Осетии и Абхазии. В апреле мы начнем готовить группу инструкторов по оказанию первой помощи, которые получат право обучать правилам оказания первой помощи обычных граждан. Таким образом, мы рассчитываем, что подготовленные нами инструкторы будут вести работу в школах, вузах, организациях. Конечная задача – подготовить каждого третьего жителя округа. Эта цифра неслучайна. К примеру, статистикой доказано, что до 30 % погибших в дорожно-транспортных происшествиях можно было спасти, если бы пострадавшим была оказана первая помощь. Это огромная цифра, если учесть, что в ДТП в 2015 году погибло около полутора тысяч жителей СКФО. Т.е. мы реально могли бы спасти 500 человек!

Кантемир, при вашем сложном графике и занятости удается ли вам отдыхать? С семьей, с друзьями?

– Если честно, то я не умею отдыхать. Только с годами приходит понимание того, что с семьей, родственниками, товарищами надо проводить больше времени. Ведь и они, и мы не вечны. А в погоне за перспективами, будущим можно об этом забыть или не придать значения. А когда станет поздно – повернуть время вспять будет невозможно, как и вернуть ушедших людей... Надо помнить об этом.

Сейчас стараюсь отвлекать себя от рабочих будней старым хобби – фотографией. Еще заинтересовал меня такой вид активного отдыха, как джиппинг. Очень интересно! И процесс сложной езды, и места, в которые можно попасть. Опять же новые знакомства, свежие идеи. Джиппинг позволяет отдохнуть не физически, а морально, что немаловажно. И да, джиппинг – возможность показать своим женщинам новый вид отдыха.

Автор – Залина Лукожева (2016г.)

Prospect-Северный Кавказ

Автор материала

Prospect-Северный Кавказ

Prospect-Северный Кавказ
Содержание нашего журнала – увлекательные истории о кумирах разных эпох, авторские рубрики, рассказы о путешествиях и фотопроекты. Наши авторы – образованные люди, специалисты в своей области. Наши читатели – гурманы периодики, которые привыкли получать удовольствие от чтения качественных, профессионально написанных материалов со своеобразным видением темы.