Персона

Honda – байк для тех, кто не желает сидеть на месте

Honda, гигант, диктующий свои законы мировому мотоциклетному рынку, родилась, как и многие предприятия, в разоренной войной Японии в октябре 1946 года.

Honda – байк для тех, кто не желает сидеть на месте

          

Ее основатель, скромный бизнесмен Соичиро Хонда, до войны занимался производством поршневых колец для импортных мотоциклов. Его завод переделывал военные моторчики от бензогенераторов для установки на велосипеды: такой транспорт был популярен в Японии. Дешевый продукт шел нарасхват, но очень скоро запас моторчиков на военных складах иссяк. И тогда Соичиро решился на разработку двигателя собственной конструкции. Работа по его созданию завершилась в июле 1947 года, а в октябре было налажено массовое производство. В 1948 году новинку – 50-кубовый, двухтактный подвесной двигатель мощностью 1 л. с. – оценили потребители. Популярность модели «а» была потрясающей.

В результате массового признания «модели «А» в октябре 1948 года на базе Научно-технического исследовательского института «Хонда» была основана Научно-техническая акционерная производственная фирма Honda с уставным капиталом 10 миллионов иен. Сбыт крохотных моторчиков стал золотой жилой для молодой фирмы, и в феврале следующего года специально для производства модели «А» был построен завод «Ногути». Ласково прозванный «бата-бата» (по русски «топ-топ») моторчик стал самым популярным велосипедным подвесным силовым агрегатом, и уже во второй год продаж в Японии он занял солидную долю рынка (66%) подвесных моторов.

Понятно, что Соичиро Хонда не собирался весь век заниматься маломощными веломоторами – его планы шли дальше. Очередную модель «С» установили в специально изготовленную раму, и в августе 1949-го года компания осуществила давнюю мечту – произвела на свет настоящий мотоцикл, названный «Dream», в переводе с английского – «Мечта». Великое событие совпало с решением Соичиро вновь расширить производство: он назначил управляющим компании Фудзисава Буми, а сам перебрался в Токио, где и открыл одно за другим Токийский завод (Завод Дзюте) и Токийское предприятие Honda.

Продукция Honda успешно раскупалась, а потребители не имели претензий к ее качеству. Компанию подкосили крупные инвестиции: более 10 миллионов иен, потраченных на строительство заводов и закупку оборудования, чуть было не послужили причиной банкротства. Спасти положение помогло измененное в 1955 году дорожное законодательство – в стране разразился второй по счету мотоциклетный бум. Популярность стали набирать машины с четырехтактными двигателями – как и предсказывал четыре года назад Соичиро. Покупателям приглянулись новая модель Benli 125 и вслед за ней – мотоциклы более презентабельные. Dream SB с «четырехтактником» объемом 350 cм3 и Dream SA 250 прочно закрепили позиции Honda как производителя прекрасных мотоциклов с четырехтактными двигателями.

Экономика страны переживала кризис, и Хонда искал выход на зарубежные рынки сбыта. Продукция компании к тому времени стала вполне конкурентоспособной, а первоочередной задачей был выпуск мотоциклов, значительно превосходящих европейские по всем характеристикам. Был найден лучший путь «раскрутки» продукции неизвестной тогда японской фирмы – участие в соревнованиях самого высокого ранга. 20 марта 1954 года Соичиро лично выступил с заявлением об участии мотоциклов Honda в гонках «Турист-трофи».

Вскоре к процессу производства были приглашены ведущие гонщики, спортивный опыт которых помог в создании новых прогрессивных многоцилиндровых конструкций: трех-, четырех- и шестицилиндровые моторы из Японии в 1962 году привели гонщиков Honda к финишу первыми во всех пяти классах «Гран-при». Успех был ошеломляющим, мотоциклы Honda безоговорочно признали лучшими в мире мотоспорта.

В 1959 году Honda открыла официальное представительство America Honda Motors. Серьезный шаг показал абсолютную уверенность японцев в качестве своей продукции. Была предпринята беспрецедентная рекламная кампания – сегодня мало кто помнит, что до прихода Honda на американский континент мотоциклы там считались атрибутом людей «вне закона». Кроме того, все ездили на автомобилях. И первым японским мотоциклом, завоевавшим сердца американцев, стала маленькая Honda Super Cub C100. Двухколесная машина не была дорогой игрушкой – скорее, средством передвижения для всех: от бизнесменов до домохозяек. «На Honda вы можете встретить самых милых людей» – вот первый рекламный лозунг компании на американском рынке.

Следующий вызов мировой мотоспортивной промышленности Honda сделала на популярных некогда гонках «Турист-трофи» на острове Мэн в 1959 году. Главным козырем японцев стал СВ92, выставленный в классе серийных машин. Само собой, что класс предусматривает создание пусть небольшой, но серии гоночных мотоциклов. Однако по неизвестным причинам оргкомитет гонки отказался от класса серийных машин, соответственно, будущее СВ92 стало туманным. Но неожиданно для всех мотоцикл, который по всем канонам должен был стать призраком, появляется в продаже под названием Benli Super Sport СВ92. Оснащенный по последнему слову техники, настоящий гоночный мотоцикл с двухцилиндровым «четырехтактником» 125 см3 неизменно привлекал внимание. Honda сделала ставку на внутрияпонские клубные гонки «Сейкан Кадзан», где господствовала Yamaha. Представители Yamaha немало удивились, увидев на старте 24 мотоцикла Honda СВ92 и С90 против 12 Yamaha YА1. Honda не могла не победить.

СВ92 стал культовым мотоциклом, родившимся с характером спортсмена. Невозможно устоять перед его дизайном с длинным баком «змеиный хвост», низкими крыльями характерной формы. Широкое использование легких сплавов только усиливало это ощущение. Полированные алюминиевые и магниевые поверхности приковывали взгляды. А чего стоил огромный барабанный тормоз переднего колеса! До сих пор многие гонщики тех лет считают, что Honda СВ92 образца 1959 года – лучший в мире мотоцикл. Технические возможности СВ92 были подобны ведущим спортивным машинам того времени, они позволяли почувствовать дух соревнований на обычной дороге. Но ничто не вечно, и на смену СВ92 пришел СВ95 с увеличенным до 150 см3 объемом четырехтактного двигателя.

История мотоциклов Honda насчитывает немало славных моделей: VFR, NSR, да мало ли еще их было создано! Желая угодить каждому мотоциклисту, возведя это стремление в фирменную философию, Honda действительно выпустила больше всех в мире мотоциклов самых разных классов.

Honda СВ72, чей знаменитый рекламный лозунг «Не могу ехать медленнее 80 км/ч», стала идеальным мотоциклом для гонщиков-любителей. Она была чрезвычайно простой в управлении, с прекрасной развесовкой и низким центром тяжести. Этот сбалансированный мотоцикл вызвал волну популярности любительских гонок по траве, демонстрируя надежность и ремонтопригодность. Один из лучших японских мотогонщиков Есимура Хидео назвал СВ72 лучшим средством передвижения для людей, не желающих сидеть на одном месте. В итоге Honda СВ72 с небольшими изменениями выпускалась в оригинальном виде в течение семи лет и завоевала популярность не только внутри страны, но и во всем мире. Даже в наши дни ни одна гонка классических мотоциклов не обходится без СВ72. До сих пор это желанный мотоцикл для многих.

Honda CL 72 стала удобным средством передвижения лесников, геодезистов, да и всех, чья профессия связана с сельской и горной местностью. В итоге кроссовый мотоцикл для гонок по прямому назначению особенно и не использовался, зато нашел массу поклонников среди простых мотоциклистов. Honda CL 72 выпускается без значительных изменений до сих пор и пользуется неизменной популярностью.

Осенью 1961-го дебютировала и специально подготовленная для гонок 50-кубовая модель Honda СR110 – самый маленький спортивный мотоцикл компании. Интерес публики подогревался обещанием, что в случае спортивных успехов СR110 появится и в свободной продаже. Что и случилось в мае 1962 года, еще до участия СR110 в гонках. 49 машин были моментально раскуплены ценителями. То был упрощенный и предельно удешевленный вариант мотоцикла. Тогда же несколько машин, собранных для спортсменов, неплохо показали себя на гонках Кариносу на Кюсю, тем самым подогрев интерес к модели. Honda СR110 первого поколения оснащалась 50-кубовым четырехтактным двигателем мощностью 7,5 л.с. и пятиступенчатой коробкой передач. Модель мгновенно стала любимой игрушкой состоятельных мотоциклистов еще и благодаря тому, что к ней предлагалось множество вариантов заводского тюнинга – вложив некоторую сумму денег, можно было получить настоящий мотоцикл «Гран-при».

1960-е – время завоевания «Хондой» Америки. Тогда вслед за хитом, моделью С100 Super Cub, одна за другой набирают популярность СВ72/77, прочно закрепляя за Honda имидж производителя прекрасных малокубатурных мотоциклов. Но в секторе тяжелых и дорогих машин лидирующие позиции занимали английские и немецкие производители. Honda решает изменить ситуацию, направляя основные силы на разработку своего первого мотоцикла с большим объемом двигателя. Основным конкурентом был выбран самый быстрый мотоцикл того времени – Triumph Bonnebille. Проект, условно названный «Кондор», должен был превосходить английский мотоцикл по большинству параметров. Вместе с тем у Honda еще не было опыта создания мотоциклов с большими рабочими объемами двигателей – разработка новинки начиналась практически с нуля. Самой важной, конечно, была разработка двигателя. Инженеры, без устали трудившиеся над проектом «Кондор», рассматривали различные варианты. В итоге Honda СВ450, став первым мотоциклом фирмы с большеобъемным двигателем, легко превзошел грозных и более объемных европейских соперников, закрепив за Honda еще одну победную вершину.

Honda СВХ1000 с шестью цилиндрами в ряд и скоростью 225 км/ч – самый быстрый дорожный мотоцикл конца 1970-х. Шестицилиндровый двигатель не может быть плохим – критика здесь бессильна. Но хорош ли он на мотоцикле, да еще в рядном исполнении? Бесспорно! Что может сравниться с равномерностью его движения? Пожалуй, ничто.

Думаете, двигатель получился гигантским? Вовсе нет. Он на 50 мм шире силового агрегата СВ750 – всего 558 мм. Садясь за руль мотоцикла, вы не почувствуете ощущения громоздкости – мотор компактен и аккуратен. Эта первая в истории машина с шестицилиндровым двигателем воздушного охлаждения, в движении не тяжелее СВ750. Динамика ее превосходна, управляемость тоже.

Если сравнивать СВХ с СВ750, различия начинаются уже при трогании с места. Абсолютно уравновешенный двигатель уверенно тянет мотоцикл уже с холостых оборотов – и никакой вибрации. Стоит набрать скорость, и ты забываешь о том, что под тобой литровый мотоцикл весом 249 кг плюс 20 литров в баке. В 1981 году СВХ претерпел изменение дизайна, получив крупный передний щиток. Годом позже эта модель стала достоянием истории.

В середине 1990-х из-за жесткой конкуренции среди мотопроизводителей (Suzuki, Yamaha, Kawasaki) в классе больших дорожных «классиков» компания Honda была вынуждена пересмотреть выпускающуюся с ноября 1992 года «литровую» модель CB1000 Super Four (SC30) проекта BigOne, начавшегося еще в 1969 году с модели Honda Dream CB750 Four. Новая модель CB1300SF была визуально похожа на предшественника и сохранила все признаки стандартного «классического» мотоцикла – трубчатая рама, «открытый» двигатель, металлический бак большого объема, круглая фара, два амортизатора в задней подвеске, четырехцилиндровый рядный двигатель.

В 1998 году миру был представлен первый скутер Honda Dio. Он и сегодня пользуется популярностью среди мотолюбителей, отличается компактностью и маневренностью, славится надежностью и высоким потенциалом для тюнинга. Наибольшее число поклонников Honda Dio имеет в Японии, на Украине, в России, Италии и Германии.

В 2010 году на свет появилась модель VFR 1200F. Хотя это и не спортбайк, как ожидали поклонники бренда, но в мотоцикле никто не разочаровался. Его главным достоинством стала опциональная трансмиссия с двумя сцеплениями, переключать скорости на которой можно с помощью кнопок.

Многие модели мотоциклов Honda вдохновили «творцов» другого жанра – регулярно (и чаще других мотоциклов) они становятся героями американских фильмов.

В России, на Украине и в других государствах бывшего СССР работает множество дилерских компаний и официальных представительств, сервисных и гарантийных центров «Хонда».

Потому вы всегда можете рассчитывать на то, что нужная вам модель мотоцикла будет доступна если не прямо на складе вашего города, то под заказ. Также не составит особого труда получить любые запчасти для мотоциклов «Хонда».

подготовила – Анастасия Бигаева

Prospect-Северный Кавказ

Автор материала

Prospect-Северный Кавказ

Prospect-Северный Кавказ