Персона

Тамерлан Тменов

У нас обычная ортодоксальная осетинская семья. Мы чтим все традиции нашего народа, отмечаем все праздники. А если говорить о семейных праздниках, то, конечно, стараемся отмечать, например Новый год, всей большой семьей. Я люблю этот праздник встречать с родными или в горах, или где-то еще, но обязательно вместе. А не так, чтобы отметили и разъехались через пятнадцать минут после боя курантов. Очень люблю, когда друзья с семьями приходят в гости, а потом наносить ответные визиты им.

Тамерлан Тменов.

Избранник собственной судьбы.

Он стал героем для многих мальчишек, мечтающих о большом спорте, но не звездой глянца. Все знают о его личном знакомстве с президентом Путиным, но известен он стал задолго до встречи с политиком. Тамерлан Тменов не верит в судьбу, он видит цель и идет к ней.

Встречаемся мы в по-итальянски помпезном «La Scala». Могучая коренастая фигура Тменова на маленьком уютном диванчике смотрится, как взятая из другой истории. Из истории про великих нартов. Ему бы сидеть за огромным добротно сколоченным столом, в фундаментальном кресле перед чашей Уацамонга. Как игрушка, бокал с лимонадом в руках чемпиона рисковал своим хрупким телом. А рядом жена – Алана, как будто сотканная из совершенно другой, неуловимой материи. удивительно наблюдать за этой парой таких разных по типажу, характеру людей, так гармонично создавших единое целое – семью.

Ему 35 лет, а он уже легенда большого спорта, гордость нации и подающий надежды молодой политик. Но в нем нет претензии на собственную значимость. И это расковывает, вызывает симпатии, а возможно даже большее. Искреннее восхищение.

Несомненно, вырастить и организовать достойного человека по силам только необычным людям. Расскажите о ваших родителей. Может, вы помните своих дедушек, бабушек?

Мой отец – Руслан Майрамович – всю жизнь работал автомехаником. Если помните, была очень популярна такая машина как «Волга - 2410», вот о ее моторе отец знал все! А мама – Сима Владимировна – 20 лет проработала заместителем главврача поликлиники №7. Удивительно, но я до сих пор помню вкус кефира из детской кухни.

Деда своего по отцовской линии отлично помню. Он растил меня, нянчил. Жалею, что ему не довелось увидеть мои победы, достижения. Он был бы безмерно горд. Все отмечают, что и фигурой, и характером, и силой воли я в него. Гены – великая сила…

Какие традиции вы создали в своей собственной семье?

У нас обычная ортодоксальная осетинская семья. Мы чтим все традиции нашего народа, отмечаем все праздники. А если говорить о семейных праздниках, то, конечно, стараемся отмечать, например Новый год, всей большой семьей. Я люблю этот праздник встречать с родными или в горах, или где-то еще, но обязательно вместе. А не так, чтобы отметили и разъехались через пятнадцать минут после боя курантов. Очень люблю, когда друзья с семьями приходят в гости, а потом наносить ответные визиты им.

За что отец или мать наказывали вас?

О, скорее, можно перечислить,  за что нас можно было не наказывать. Ну, представьте себе, трое пацанов, все с взрывными характерами.  Да нас за день пару, тройку раз обязательно надо было наказывать! А без этого невозможно держать мальчишек «в узде».

А вы наказываете своих детей?

Несмотря на обилие новомодных методик, я придерживаюсь теории, что до любого человека, даже маленького, нужно донести «что такое хорошо, и что такое плохо». А наказание как раз и есть один из рычагов, которым это достигается.  Бить детей, конечно, не педагогично. Но ведь наказание не сводится к порке. К тому же шлепок по попе в некоторых случаях – лучшая мотивация. Так что, я, скорее, сторонник наказания за проступки.

Наверное, супруга помягче.

Алана:

Я мягче, само собой, но Тамерлана в этом вопросе полностью поддерживаю.

Есть ли поступок в вашей жизни, за который вам стыдно и теперь?

Так сразу и не вспомню.

Алана:

Значит, и нет ничего такого серьезного, иначе не забыл бы!

Тамерлан:

Хотя, знаете, есть, пожалуй, один такой. Но говорить о нем не стану. Прошлое не изменить,  так и говорить о нем незачем.

Расскажите о своем детстве, о том моменте, который стал переломным в вашей судьбе, когда вас привели в секцию дзюдо?

В моем детстве наш город еще не так застроен был, а вот площадок для игр практически не было.  На поле, там, где раньше был аэродром, сейчас там все застроено домами, мы с друзьями играли в футбол. Однажды, проезжая мимо на трамвае, нас заметил футбольный тренер, был такой известный Папилашвили. Он пригласил нас играть к себе. Пару тренировок даже успел провести. А в это время рядом с нами открыли секцию дзюдо, и тренировал там ребят наш сосед Алик Бекузаров. И вот, так как было совсем рядом с домом, да еще и под присмотром соседа, моя мама настояла, чтобы я пошел в дзюдо. Втянулся, а потом пришли и успехи, награды.  Оказалось, что дзюдо – мой спорт. К тому же вокруг собрались люди – настоящие профессионалы. Это все мои друзья с детства – Хугаев Виталик, Цагараев Казик, Айларов  Ирбек, Кадиев Сослан. Они все сейчас тренируют молодежь.

Судьба вмешалась, кто знает, может стали бы посредственным футболистом…

Кто это вам сказал?! Уверен, что если бы занимался футболом – достиг бы не меньших высот. Так в любом виде спорта, в любом деле. Главное – идти до конца, через боль, травмы, поражения. Упорство – и любая вершина покорится. Если бы я не рассуждал так, то не стал бы тем, кем сейчас являюсь.

Расскажите о своем знакомстве с Владимиром Путиным. Насколько оно сейчас помогает вам в жизни, или же вы наоборот, стараетесь не афишировать его?

С Владимиром Владимировичем я познакомился в 1997 году после того, как я на чемпионате мира завоевал бронзовую медаль. Тогда меня приглашали выступать за зарубежные клубы – Германия, Франция, Хорватия, Австрия. Но я всегда считал, что «где родился, там и пригодился». И вот у президента, на мое счастье и на счастье многих и многих ребят, которые получили возможность тренироваться, возникла идея создания российского клуба дзюдо "Явара-Нева".  Немалую роль в этом сыграли мой большой друг, который курировал это начинание, Таймураз Болоев, и Аркадий Ротенберг. Вот это те три человека, благодаря которым есть такой спортивный клуб, самый титулованный клуб в Европе. Все хорошие спортсмены получили замечательную возможность реализовывать себя на родине, приносить медали своей стране. Многие тысячи детей получили возможность бесплатно, что в наши дни звучит как утопия, тренироваться. И с того года мы с Владимиром Владимировичем и поддерживаем теплые отношения. Что в его силах – он всегда помогает, что в моих – я никогда не подвожу.

Чемпион на ковре, вы также стали чемпионом в личной жизни, завоевав такую необыкновенную девушку. Расскажите, вы помните, как определили свой выбор спутницы жизни?

Ну, об этом лучше меня расскажет Алана. А еще о том, как они с подругами относились к дзюдоистам!

Алана:

Мы с Тамерланом учились на одном факультете физвоспитания в СОГУ. Я занималась фехтованием. И мы с подругами всегда шутили, что та, которая будет плохо себя вести – выйдет замуж за дзюдоиста. Вот, вероятно, я вела себя хуже всех, и мне несказанно повезло. Я стала женой Тамерлана. Если говорить серьезно, то, конечно, большая удача найти своего человека, с которым надежно идти по жизни. Я давно знаю Тамерлана, но все равно открываю для себя новые грани его характера, он никогда не перестанет быть для меня интересен. Потому что он такой человек, с которым нескучно, спокойно. Конечно, очень не хватает общения: муж постоянно занят. Зато, когда он рядом – это настоящий праздник для меня, для детей.

Ваш феерических график, постоянные отлучки, тренировки оставляют время на детей?

Это очень болезненная тема для меня.  Я практически не вижу свою семью. Но мои дети всегда удивляют меня. Это, вероятно, несложно, когда так редко общаешься с ними. Я думал, что когда закончу карьеру спортсмена, со свободным временем станет полегче. Но не тут-то было. Появились новые обязанности, а с ними – новые проблемы. Надо дальше реализовывать себя, кормить семью. Но у меня надежный тыл. Я спокоен за своих детей – они в надежных, заботливых, крепких руках. Для мужчины очень важно сделать правильный выбор, чтобы рядом оказалась мудрая женщина, на которую можно положиться во всем. Тогда и горы свернуть можно!

Значит, следующий вопрос скорее для Аланы. Расскажите о своих детях, в чем они уже проявляют таланты?

Артуру уже 9 лет. Он старается реализовать себя в футболе, к дзюдо он равнодушен. А вот мяч гоняет с удовольствием.

Теоне 5 лет. Недавно отдали ее на художественную гимнастику. Сейчас как раз период, когда идет интенсивная растяжка. Это ей, конечно, очень не нравится, но надеюсь, что упорство у нее папино.

Дети сейчас полностью на мне. Надеюсь, сумею вырастить их достойными такого отца.

Вы планируете их будущее, или положитесь на судьбу, которая в вашем случае не ошиблась?

Не сказал бы, что судьба за меня что-то решила. Я, например, вижу во всем закономерность. Мне бы хотелось, чтобы они реализовали себя в спорте. Но если выберут что-то другое – я не буду против. Лишь бы они делали это с полной отдачей. Мы стараемся дать детям все, и сейчас для этого гораздо больше возможностей, чем было у нас и у наших родителей. А тем самым мы оказываем им «медвежью услугу». У моих детей, конечно, нет необходимости, которая была в свое время у меня, начать зарабатывать в семнадцать лет. Но когда придет их время принимать важное решение о своем будущем, уверен, они подойдут к этому серьезно, осознанно и не ошибутся. Младшим нужно опираться на мнение старших. Так было всегда в нашем народе. Мы не должны об этом забывать, чтобы не прекратить существовать как великий народ.

Семья – это не только супруги, дети, родители. Это и братья, сестры. В этом плане вы богатый человек, у вас они есть? Расскажите о них.

Я – старший брат. Нашего Аслана в 2006 году не стало. Не хочу это комментировать, и меня поймут те, кто терял брата. Сослан стал депутатом нашего парламента. Есть еще Василий – у нас общий отец. Благодаря мудрости нашей матери – он наш родной брат. Василий работает в правоохранительных органах. Братья и друзья – моя опора, поддержка, моя удача.

Не так давно вы получили юридическое образование… Вне спорта вы видите себя юристом?

Ну, это было уже довольно давно. А вот недавно, в 2008 году, я закончил Северо-Западную академию при Президенте РФ.  Понимаете, это расскажет вам любой спортсмен, когда приходит время закончить спортивную карьеру, встает вопрос дальнейшей самореализации. А из большого спорта человек уходит в самом расцвете своей жизни. Очень многие теряли себя, не знали, как определить свою жизнь дальше.  Моя учеба дала мне возможность попробовать силы будучи депутатом парламента. Сейчас я занимаю должность советника аппарата Полномочного представителя Президента РФ в СКФО.

Есть ли у вас мечта, к которой вы стремитесь всей душой?

Наверное, я подошел к тому моменту своей жизни, когда понимаешь, что мечты – это что-то воздушное и неосязаемое. Я не мечтаю. Я реализую свои устремления. У меня есть огромное желание открыть спортивную школу и тренировать молодежь. Уже многое для этого сделано. И моими друзьями в том числе.  Работают залы дзюдо на стадионе «Динамо», в школах №43 и №24. Около трех тысяч ребят нашей республики тренируются в них. И что интересно, все больше девочек интересуются нашим видом спорта. А в наши дни девочкам просто необходимо уметь постоять за себя. Ведь дзюдо дает не только какие-то умения и навыки, но еще и психологию уверенности в себе.

Чего бы вы никогда не простили человеку?

Наверное, предательства. В любом проявлении, даже ложь – маленькое предательство.  А еще подлости.

А близкому человеку?

И близкому, в том числе. Бывало, я разочаровывался в людях, и не потому, что это были плохие люди, но в определенные моменты вели себя так, что заставляло меня рвать отношения. Не исключаю, что есть и моя вина в таких ситуациях. Хороший доктор – время. Я убедился в этом.

Мужчине стыдно плакать?

Я не думаю, что проявлять свои чувства – стыдно. Как можно не плакать в моменты горя? Некоторые от счастья могут заплакать. Если мужчина плачет – это не унижает его достоинство, нет. Мужчине стыдно быть бесчувственным.

Безусловно, для своих детей вы сам являетесь главным примером для подражания, а еще на каких примерах вы их учите, воспитываете?

Алана:

Разве можно найти пример лучший, чем Тамерлан?!  Отец – человек, который не может позволить себе поступить неправильно. Рассказывая о том, что кто-то хороший человек, что  надо следовать модели его жизни, а самому оступаться? Нет – это неправильно. Я только мужа ставлю в пример нашим детям.

Чего боится Тамерлан Тменов?

Одиночества.

Если бы представилась возможность прожить жизнь рядом с теми же людьми, но спокойно, без спорта, без отъездов, нечеловеческого напряжения, вы бы ею воспользовались?

Нет. Без спорта я был бы не я. А другой человек не заинтересовал бы Алану, да и мне был бы не интересен. Ни о чем не жалею, единственное, что изменил бы, начал бы вести дневник. Столько интересных встреч было, мест… А под конец жизни на его основе засел бы за мемуары.

Вы считаете, что реализовали все свои амбиции спортсмена, сына, отца, мужчины?

Нет, конечно! Думаю, семидесяти процентам моего потенциала еще предстоит реализация!

Беседовала – Марина Черчесова (№25/2013г.)

Prospect-Северный Кавказ

Автор материала

Prospect-Северный Кавказ

Prospect-Северный Кавказ