Персона

Жанна Апекова

Общаясь с этими энтузиастами своего дела, я вспомнила о таком понятии, как «эффект синергии», который можно представить в виде формулы «1+1=3». Например, оркестр способен сыграть произведение, которое исполнить каждый отдельный музыкант не в состоянии. А потому у меня не возникает сомнений, что совместно наши герои достигнут и общих целей, и собственных профессиональных задач.

Управлять своей судьбой

Один умный человек как-то сказал: «Найди дело себе по душе, и ты не будешь работать ни дня в своей жизни!» и действительно, человек, любящий свою работу, – настоящий счастливчик. Мне посчастливилось познакомиться сразу с двумя людьми, которые не просто любят, а обожают свое дело. Это Жанна Шалиуатовна Апекова, кандидат филологических наук, директор школы «Успех» из Нальчика, и Александр Леонидович Беседин, профессор российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, заслуженный деятель науки и образования из Москвы. Что связывает их кроме любви к своему делу? Общительность, отличное чувство юмора, любовь к людям и общая цель – сделать разработанный ими проект предпринимательства важной составляющей школьной учебной программы. Не только для того, чтобы дети знали, как строить бизнес, но и как строить собственную жизнь. Чтобы выяснить, в чем особенность этой специализации, я решила пообщаться сразу с обоими преподавателями.

В прошлом году в журнале «Prospect» уже проходила информация о школе «Успех». Что изменилось за этот период?

Жанна Шалиуатовна: – Вся работа, которая сейчас у нас ведется, длится уже год. А началось все с того, что я проходила подготовку в Российской академии народного хозяйства государственной службы при Президенте РФ, по президентской программе «Менеджмент в сфере образования». Это – мощная программа, которая подготавливает руководителей школ, университетов и прочих учебных заведений. В результате мое обучение вылилось в диплом «Развитие предпринимательских навыков у учащихся как средство их успешной социализации» под руководством Александра Леонидовича Беседина.  Он читает ряд лекций по этой программе, и как-то я подошла к нему и предложила идею о том, чтобы адаптировать в своей школе тему моей научной работы и подготовить учителей для работы с детьми. А поскольку отправить всех преподавателей в Москву я не смогла, то привезла профессора Беседина в Нальчик.

Александр Леонидович: – При этом, когда я собирался сюда, меня убеждали, что на Кавказе не может быть необычной школы. Да и Жанне Шалиуатовне я говорил, что задача социализации детей через обучение предпринимательству нигде в России не решается, и спрашивал: понимает ли она, насколько она сложна? На что Жанна спокойно ответила, что не только понимает, но и не боится этой задачи. Тогда я даже не представлял, какая подготовительная работа была ею проведена, чтобы реализация нашей задумки стала возможна.

Для чего нужна программа социализации через обучение предпринимательству?

А.Л.: – Начну с истории о том, что когда-то в 70-е годы XX века проводилось исследование, посвященное тому, как обучать женщин, которые заведомо не будут работать ни  дня в своей жизни. И пришли к тому, что помимо кулинарии, этикb и музыкb, таким дамам необходимо преподавать менеджмент, как способ управления своей жизнью! Вывод: этот предмет важен независимо от того, чем ты занимаешься. Даже если ты рисуешь и не ставишь целью этим зарабатывать, то все равно должен знать, что такое интеллектуальная собственность, как себя продвигать в жизни и на рынке, как отстаивать свои права и реализовываться. Мы хотим создать человека, который управляет своей жизнью. И если его жизнь в бизнесе – еще лучше, если нет – в любом случае полезно! Этой программой мы должны охватывать школьника с первых классов, а это очень трудно. Необходимо, чтобы все предметы были ориентированы на эту специализацию. Приведем пример: английский язык сохраняет все, что требует школьная программа, ничего нет «вместо», но плюс ко всему дети узнают, кто такие Адам Смит, Тейлор и другие выдающиеся политические деятели и бизнесмены. Если это математика,  то в программу включены коммерческие задачи, например, по учебнику Магнитского, в котором занимательно и весело представлены задания, заставляющие мыслить в системе рынка. Специализация касается и физкультуры. Дело в том, что в среде, куда мы идем, а это среда владельцев крупного бизнеса, многие вопросы решаются на теннисном корте, сложнейшие переговоры проходят за игрой в поло и международные договоры подписываются на полях для гольфа. Мы не стремимся к тому, чтобы дети профессионально овладели этими видами спорта, но они должны знать, как держать клюшку и ракетку, чтобы при случае «не ударить в грязь лицом». Кроме того, гольф отлично развивает координацию, а теннис – вообще отличный способ держать себя «в форме».

Какие преимущества вашего курса?

А.Л.: – В чем проблема, на наш взгляд, современного обучения: есть ряд специализированных предметов, которые изучают дети с 14 лет, они разовые, плохо связаны с учебным процессом и дают лишь приблизительную ориентацию в этой жизни. Но ребенок, выходя из школы, попадает в сложнейший современный мир, с множеством условностей, в котором и взрослые люди живут с большим трудом. Мы много поколений жили вне рыночной экономики, с ее особенными правилами и механизмами, теперь же наша страна вступила в ВТО, и нам тяжело перестраиваться. А каково молодому человеку, который только покинул школьную скамью и чувствует себя неуверенно в этой среде? А нам бы хотелось сделать так, чтобы выпускник в жизни чувствовал себя как рыба в воде, легко мог справляться с проблемой перехода во взрослую жизнь, имел возможность легко и естественно реализовать себя в мире. Вот цель нашей программы. Для чего нужна ранняя специализация, чуть ли не с первого класса? Мы хотим, чтобы из ребенка вырос человек мира, который мог бы работать не только в России, но и легко перестраиваться под требования зарубежных работодателей, мог быть конкурентоспособным без рабского копирования, быть естественным и свободным. Он сможет легко реализовать свои идеи и замыслы через инструменты новой социально-экономической системы. Что происходит с человеком, если он не вписывается и не адаптируется в существующих условиях? Он чувствует себя обиженным, отвергнутым, в конце концов, отчаивается и начинает прибегать к другим схемам, нередко очень разрушительным и противоправным. Мы предлагает человеку варианты самореализации в разных условиях. Это наша супер-задача. Обычно курс предпринимательства – это всего лишь тридцать учебных часов в старших классах школы. И этого определенно мало, чтобы как-то применить эти знания в жизни. Мы же не говорим спортсменам: вот мы вам дали 30 часов занятий гимнастикой, а теперь идите и становитесь чемпионами. Это же касается и музыкантов, и переводчиков, вообще любого, кто хочет стать профессионалом в своей области.

Как должна работать эта программа?

А.Л.: – Мы выбрали трехчастное деление в продвижении этой специализации: 1-4 классы – это интеллектуальное развитие с введением в учебный процесс деловой игры «Агентство по проведению праздников». У меня уже был опыт ведения такой игры в других учебных заведениях, поэтому знаю наверняка, что ученикам школы «Успех» она тоже понравится.  Дети выбирают в своей среде директора, главного менеджера, которые будут отбирать артистов, заключать договоры не только с клиентами, но и сценаристами, декораторами. Короче, все – от ведения переговоров до реализации праздника – делают сами дети. Взрослым нет смысла опасаться, что это лишком для них сложно. В понимании самих детей – они уже взрослые, которые играют в настоящую жизнь. Также дети вовлекаются в продуктивное использование новых технологий, например, на i-pad-столах один ученик помогает учителю набирать задание урока, другой – контролировать его исполнение и так далее. Все это реализует в ребятах управленческие, организационные и мотивационные навыки. Следующий этап – это 5-7 классы, когда ученики знакомятся с более сложными понятиями менеджмента, по сути, они уже им знакомы по игровой ситуации. В этих классах мы организуем бизнес-клуб, где дети будут изучать начальные основы бизнеса. Мы не занимаемся накачиванием информацией, нам важен интерес ребенка к ней, мы работаем с системой мышления. В этом случае молодой человек пользуется не отрывочными знаниями, а реализует свое мощное системное мышление. Но не для тупого зарабатывания денег, а умения находить нестандартные решения, что всегда свойственно людям, чьи инновации и энтузиазм развивали общество, изменяя социально-экономический уклад . Это игра ума, которая была свойственна Генри Форду, желавшему, чтобы его автомобиль мог купить каждый его рабочий. Таким образом, появился конвейер, в разы удешевивший стоимость автомобилей. Третий этап обучения – самый сложный, поскольку он требует максимальной передачи информации в кратчайшие сроки. И здесь нам помогает идея создания бизнес-инкубатора, когда ребята организуют дизайн-студию, которая пытается коммерциализировать рисунки школьников за счет фотопечати на майках, кепках и прочем. Затем менеджеры компании проводят маркетинг, обирают лучшие рисунки и выясняют, как их можно оцифровать, как установить контакт с фирмой трафаретной печати, какие потребуются вложения, как создать товаропроводящую систему, как проводить полевые исследования рынка, какие покупательские предпочтения актуальны. Таким образом, они проходят все этапы, чтобы выяснить себестоимость их товара, а также возможную прибыль, которая будет направлена на зарплату работникам и уплату налогов. И далее, как распорядиться тем, что осталось от прибыли? Потратить на сладости или вложить в развитие нашей студии? Все эти вопросы решают дети самостоятельно и, исходя из практики, лучше вникают в теорию. Еще раз напомню, что эта специализация включена в уже сложившуюся образовательную систему и ни в коем случае ее не заменяет, а обогащает и дополняет.

В чем сложность этих начинаний?

Ж.Ш.: – Работа осложняется тем, что у основной массы людей сохраняется негативное отношение к предпринимателям и бизнесу как таковому. Сложившиеся десятилетиями стереотипы побороть не просто. И большинство средств массовой информации эту задачу не облегчают. Крайне мало, например, на телевидении, мы видим положительных примеров бизнесменов, которые делают так много для своей страны и родного края. А ведь этих людей много! Такой пример – покровители этой школы, которые являются и спонсорами, и идейными ее вдохновителями, одна из которых, супруга бывшего главы КБР Фатима Муаедовна Канокова, в 2009 году ставшая инициатором создания центра образования «Успех».

А.Л.: – Я также могу перечислить множество своих выпускников, которые занимаются благотворительностью в международном масштабе. Наша задача донести до всего общества, что предприниматель – это тот, кто способен поднять свою страну за счет своего свободного мышления, предприимчивости и ответственности. Мы учимся не для школы, а для жизни. Это не мое высказывание, но оно более чем подходит для программы, которую мы сейчас продвигаем. В принципе, я так понимаю, что такой подход пока не практикуется нигде в России.

Как подбирался коллектив преподавателей?

Ж.Ш.: – К сожалению, пришлось расстаться с каждым вторым из тех, кто уже работал. Это был очень болезненный процесс, но иначе мы бы не достигли заданных планок. Учителя, прослушав лекции профессора, проявили заинтересованность и энтузиазм в работе с новым предметом. Готовность всегда развиваться самому – важное качество для педагога. Мы сейчас активно обсуждаем, что нового необходимо привнести в школьную библиотеку, и какую методическую литературу к сентябрю надо привести из Москвы. На данный момент мы первые в развитии такой специализации, и пока на нас не давят инструкции и условности, поэтому мы можем проявить творчество.

А.Л.: – Конечно, для учителей это была совершенно новая территория. Мои лекции – это всего лишь 30 % от всех необходимых знаний, остальные 70 % они должны добрать сами. Однако я был приятно удивлен тем, каких преподавателей Жанна Шалиуатовна поставила в пилотный проект: это интересные и увлеченные люди. Именно они сейчас  осуществляют прорыв в этой области. Меня подкупило то, что после моих лекций они еще долго оставались на местах и обсуждали полученную информацию. Мне нравится, как мотивирован преподавательский коллектив – их нацеленность на результат создает мотивацию и среди учеников. А если человек высоко мотивирован, то и результаты его работы приносят ему глубокое удовлетворение.  

Почему именно школа «Успех»?

А.Л.: – Потому что классы в ней состоят из небольшого количества детей, 10-12 человек, что наиболее близко к норме Гарварда – 6-9 учеников. Здесь решается вопрос индивидуализации обучения при его массовом характере. Такой подход позволяет учителю ежедневно держать в поле зрения каждого ребенка, чтобы сразу выяснить, что он понял, что нет, и что необходимо ему додать. При этом по сравнению с европейскими школами, здесь ничего особенного нет, просто школа «Успех» – пока единственная, которая соответствует европейским требованиям. И я уверен, что и в других городах, не только в Нальчике, могут быть влиятельные люди, которые могли бы способствовать образованию таких школ.

Ж.Ш.: – Я не сомневаюсь, что у нас все получится. В модуле программы социализации детей через обучение предпринимательство мы все упорядочим. Нашим детям нравится здесь учиться, они мотивированы на успех. С первого класса мы проводим такие дисциплины как «Этика», «Эстетика», «Риторика», упражнения на развитие коммуникативных качеств, делового общения, включаем в учебный процесс интеллектуальные игры. Я убеждена, что неталантливых детей не бывает. У нас 16 кружков дополнительного образования, и если необходимо, ребенок должен перепробовать себя в каждом из них, чтобы найти занятие по душе. Вовремя поддержанный интерес ребенка со стороны преподавателя дает чудесные результаты. И с курсом «Развитие предпринимательских навыков с раннего возраста» пусть также познакомятся все, но мы не собираемся никого принуждать. Благодаря тому, что в классах детей мало, мы можем уделить внимание каждому из них. Порой ребенку достаточно почувствовать внимание и любовь, чтобы стать увереннее в учебе. Более того, мы никогда на детей не шумим. Мы не говорим детям: «Не балуйтесь!», мы говорим «Дети, можете баловаться на улице, но не в классе!». Конечно, дети учатся работе на компьютере, но мы все делаем для того, чтобы ребенок любил и природу. Например, мы проводим зарядку ушу на открытом воздухе, что принимается детьми с удовольствием.

Дети из каких семей обычно посещают вашу школу? Ведь стоимость обучения доступна для разных слоев общества…

Ж.Ш.: – Это так. Однако 80% наших родителей – это успешные предприниматели, которым не безразлично, кому достанется их дело. Молодой человек, вышедший из этой школы со знаниями этики менеджера, несет в мир деловую культуру, что дает ему более выигрышную позицию, чем ведение дел «по понятиям». Этому же он может научить и старших. Деловая культура включает в себя и представления о корпоративной культуре, которой в нашей стране уделяется меньше внимания, чем требуется. А ведь всесторонняя поддержка собственных работников часто выручает больше, чем большие капиталовложения.

А.Л.: – Несмотря на трагические события, сейчас совершенно очевидно, что Россия двигается в Европу. Это неизбежный процесс. И школа «Успех» планирует в будущем направлять своих учеников в европейские школы и принимать их учащихся у себя. Но мы смотрим дальше дружбы с иностранными школами. Когда наша программа будет успешно «обкатана», эти ресурсы и наработанные методики будут бесплатно переданы школам Кабардино-Балкарии, а также всем учебным заведениям, которые заинтересуются нашими разработками. Наша задача не только воспитать людей, способных управлять собственной жизнью, но совершить прорыв, перевернуть взгляды на образование. И, возможно, что эти перемены идут из провинции, особенно с Кавказа, более ценно, чем, если бы этот процесс форсировался из центра.

Общаясь с этими энтузиастами своего дела, я вспомнила о таком понятии, как «эффект синергии», который можно представить в виде формулы «1+1=3». Например, оркестр способен сыграть произведение, которое исполнить каждый отдельный музыкант не в состоянии. А потому у меня не возникает сомнений, что совместно наши герои достигнут и общих целей, и собственных профессиональных задач.

Кстати, недавно Жанна Апекова стала директором года, а школа «Успех» получила Диплом лауреата конкурса «100 лучших школ России». А ведь всего пять лет назад на месте образовательного комплекса был лишь пустырь с болотом…

Беседовала – Александра Кортунова (№30/2014г.)

Prospect-Северный Кавказ

Автор материала

Prospect-Северный Кавказ

Prospect-Северный Кавказ