Персона

Фатима Хабалова

Исключение из правил. Есть такая категория людей, которая своим пребыванием на должности украшает любую службу. Придает ей значимость и вес, независимо от статуса. Дело, которым эти люди занимаются, сразу приобретает нужность и уважение в глазах окружающих. Допускаю, что это отчасти магия, но все же в большей степени человеческая харизма, которая и проступает сквозь деловые будни, подчас очень напряженные, сквозь титульные мероприятия, делая цвета ярче, а звуки громче и отчетливее. Полагаю, что декан факультета журналистики СОГУ Фатима Хабалова – из их числа. Всегда яркая, стройная и стильно одетая. Мудрая. Вопреки первому возможному мнению как о человеке закрытом и несколько высокомерном, наоборот, коммуникабельная и доброжелательная.

Фатима Сосланбековна, исходя из моего представления, вы – Снежная королева, которая привыкла повелевать и никого не впускает в свое сердце. Сказочный образ похож на действительный?

            – Нет, уж точно не Снежная королева! Гораздо теплее (смеется). Нельзя жить и постоянно себя контролировать: кого впускать в сердце, а кого нет. Это складывается из очень многих составляющих. В мое сердце может войти, но смотря кто и главное – зачем.

Можете себе позволить что-то иррациональное? Или у вас «все по полочкам»? Вы живете разумом или сердцем?

            – Если бы только рационально, то это, возможно, были бы иные «полочки». Хотя всегда говорю, что эмоциями должен управлять разум, а не наоборот.

Удается?

            – Конечно.

Человек как личность формируется с самого детства. Кто или что оказал влияние на ваше становление, на характер? Откуда такой стержень, внутренняя культура, которые, несомненно, потом добавляли массы и веса, корректировались в процессе жизни, но закладывались-то в раннем возрасте?

            – Думаю, что и взрослый человек себя не всегда корректирует, иначе мир был бы намного совершеннее. Генетика – великая наука. При равных условиях в одной и той же семье растут абсолютно разные дети. И по интересам, и по одаренности, и по возможностям. Почему? Генетический код разный. Один – заметный лидер даже уже в дошкольном возрасте, другой – предпочитает оставаться в тени, стесняется, забивается в угол. В детстве я была активным ребенком. Подвижная, мобильная, со множеством интересов. По знаку Зодиака я – Близнец, и мой гороскоп во многом определяет мой характер. Именно женский вариант.

            Колоссальную роль в моей жизни сыграла знаменитая «байтугановская» школа №30, где были великолепные учителя. Как говорила моя учительница русского языка и литературы Ариадна Аркадьевна Оськина, «я не педагог, я учитель. Я пришла вас учить, а не преподавать знания». Эту фразу я очень хорошо помню. Нижайший поклон школе, что мои природные качества получили хорошее разностороннее развитие. Потом был факультет русской филологии СОГУ, основанный на знании мировой культуры. Уже в те годы декан Римма Заурбековна Комаева ввела демократическую форму управления – студенческий деканат. И какое-то время я была студенческим деканом с очень широкими полномочиями. Так что все повторяется. Неплохо было бы вернуться к этой практике и сегодня.

А родители, семья?

            – Родители работали с утра до вечера. Папа Сосланбек Батрбекович работал в уголовном розыске, мама Тамара Хаджумаровна – в горпищеторге (светлая им память). Самым главным делом для детей мама считала учебу, а потому в дом приобретались книги, все новинки техники того времени, только чтобы дети, а нас было трое, сидели дома и занимались. Мама выписывала «Литературную газету», журналы «Советский экран», «Огонек», другую периодику. Воспитывала жестко: за четверки могла наказать. Я по всем предметам хорошо училась, многим увлекалась, поэтому сначала ходила на подготовительные курсы по химии, потом задумалась об актерском факультете. В мае мы с мамой даже поехали в Тбилисский театральный институт, но вид окурков на полу в коридоре сразу изменил мое решение. Поступила на филологию и ни о чем не жалею.

            Окончив университет, со свободным дипломом поехала в село Цалык, где год проработала учителем средней школы, а потом два года завучем. А было мне всего-то 23 года. До сих пор благодарна начальнику Управления образования Правобережного района Галине Алексеевне Нужных за такое доверие. Вряд ли бы я сама сейчас решилась на такое как руководитель – доверить школу молодому и неопытному человеку.  Но мне, коренному городскому жителю, все было интересно, удалось привнести в село что-то свое, новые порядки и правила. Так, на переменах в сельской школе играла музыка, которую «заказывали» сами ученики, получало первые ростки и ученическое самоуправление.

Как вы ступили на стезю управленца?

            – Комсомол. Потом партийная работа. В 29 лет я стала секретарем парткома завода «Электроконтактор». Активная, в чем-то непримиримая, что нравилось далеко не всем. Были даже звонки из обкома в Ленинский райком партии с указанием «унять строптивую Хабалову». Было и такое.

На медиафоруме Владимир Путин признался журналистам, что жалеет о распаде Советского Союза. Вы жалеете?

            – Я помню слова В.В. Путина: «Кто не жалеет о распаде СССР, у того нет сердца.  Кто хочет воссоздать Советский Союз – у того нет разума».

            В Советском Союзе была очень жесткая политическая система. А все, что не гнется, то ломается. Может, не надо было ругать «строптивых» людей, а надо было прислушиваться? Многие тогда не понимали, что опираться можно лишь на то, что оказывает сопротивление. Те, которые кивают вам, как китайские болванчики, ваши недруги. Почему мы не можем адекватно реагировать на советы, на критику, на замечания? Почему надо переходить на персоны, на агрессию? Непонятно.

Насколько вам, человеку с комсомольским задором, оказалось уютно в чиновничьем кресле? Да, вы же не любите слово «чиновник». Хорошо, в кресле управленца.

            – В Советском Союзе существовал грамотный, последовательный подбор кадров. Активный, профессиональный сотрудник из рядового клерка поднимался ступенька за ступенькой и на каждом уровне обрастал определенными знаниями, навыками, опытом. Когда он оказывался на новой должности, у него не было особых проблем. И такие люди были востребованы после разрушительных 1990-х. Наверное, мне повезло еще в том, что мне всегда доверяли, давали свободу. Видимо, мои руководители понимали, что свой наивысший результат я могу получить только при полном доверии. 18 лет работы в аппарате парламента, создание первого в республике информационно-аналитического центра, работа с российскими журналистами, западной прессой. 12 лет преподавания на факультете журналистики СОГУ: читала социологию, конфликтологию, политическую журналистику. И постоянно шло самообразование: я вообще люблю учиться. Когда стала министром культуры, время было очень ограничено. Министерство культуры – самая сложная структура, оно разноплановое и по специфике подведомственных учреждений, и по решаемым проблемам, и по характеру творческих людей, каждый из которых с очень тонкой душевной организацией. Но мне трудно не было. Во-первых, и по своим предыдущим должностям, и по регулярному посещению театров и концертов, я многих творческих работников знала лично.  Во-вторых, я всегда много работала и надеялась только на себя. Такого не было, чтобы кто-то посадил меня в карьерный лифт и нажал кнопку.

У вас очень богатая трудовая биография, которая не могла не наложить отпечаток на вашу личность. Нынешний пост декана факультета журналистики, это не шаг назад в карьере?  Не замечали ли вы, что к вам кто-то уже «потерял интерес» в связи с уходом из республиканского истеблишмента?

            – Что касается первого вопроса, то это абсолютно разные сферы приложения сил. Что касается второго, то мониторинги я не проводила. Скажу за себя: всегда отношусь к людям с уважением, независимо от профессии и статуса. Хотела, чтобы такое же отношение было и ко мне, как к человеку. Не надо уважать мое кресло. Вспоминаю слова Таймураза Дзамбековича Мамсурова: «Не привыкайте к своим должностям, придет время, и должностей не будет, а походка останется. И будет смешно». Поэтому всегда говорю, что «я не родилась в этом кресле». Кстати, кресло декана для меня не новое. Я работала в университете и получила звание «Заслуженный работник образования Северной Осетии», именно образования.  Мои студенты уже повзрослели, занимают солидные должности в медиасфере, но кто-то до сих пор хранит конспекты моих лекций. Убеждена, что надо всегда с благодарностью относиться к тем, кто за твоей спиной говорит о вас хорошие слова. Это очень сильные и умные люди. Самодостаточные. А кто за глаза перемоет тебе косточки, за твоей спиной, и получит от этого удовольствие – слабые. Это признак ущербности. Надо желать друг другу добра, не завидовать. Мне слово «зависть» незнакомо.

Как воспитываете современного журналиста? Какую базу закладываете?

            – Журналист должен быть влюблен в свою профессию. В жизни важно угадать свое назначение, чтобы быть в гармонии с ежедневно выполняемой работой. Обязательно быть эрудированным. Знать больше, чем представитель любой другой гуманитарной профессии. Говорю студентам: относитесь по-взрослому к тому, что вы читаете, слушаете. К жизни относитесь по-взрослому, тогда будет меньше ошибок.

В быту вы тоже руководитель? Дома, с близкими людьми…

            – Я, скорее, диспетчер. Держу в поле зрения судьбы, события, факты, которые касаются довольно большого круга людей.  Это и родственники, и друзья, и коллеги.  Иногда подключаюсь к решению проблем там, где меня даже не просят, но я вижу, что мое участие необходимо. Могу собрать в течение суток своих одноклассников: мы до сих пор сохранили дружеские отношения.  Это еще идет из школы. Кто-то говорит: «Я не люблю свои дни рождения». Какая странность. Это хороший повод собрать своих друзей. Хотя бы раз в год.

Наверное, в силу возраста. Если бы всегда исполнялось 25 лет.

            – Нет, я вообще не думаю о том, какая цифра у меня записана в паспорте.

Какой мужчина должен соответствовать такой сильной и умной женщине? Или такие дамы обречены на одиночество?

            – Причины бывают разные. И выбор все же за мужчинами. Даже если женщина умная, сильная и привлекательная. У таких женщин, как правило, много поклонников. И это одна из причин остаться одной.

Какое качество мужчины для вас на первом месте?

            – Безусловно, интеллект. Умный мужчина всегда будет обеспеченным, благополучным и сильным.

Как строится ваш день? Что должно быть обязательно, чтобы день пошел как надо? Есть рецепт от плохого настроения?

            – Утреннюю зарядку не делаю. Я абсолютно неспортивный человек. У меня нет даже спортивной формы. Для меня обязательно знать, чтобы я буду делать в течение дня. От выполнения намеченного получаю удовольствие. Считаю, что надо относиться к делу серьезно. В противном случае лучше не делать вовсе. Люблю, когда те, кто рядом, разделяют мое отношение к работе. Серьезное и к любому делу. Не считаясь со временем. Но могу понять и педантов, которые работают только до «шести вечера». Они вынуждены так себя вести: у них много других проблем. Наверное.

            Не люблю бегать «с ведром воды», как на пожаре. Люблю все делать размеренно, заблаговременно.

Вы всегда выглядите безупречно. Стиль – классика. Обязывает должность? Не хотелось ли взлохматить прическу, экстравагантно одеться, в общем, произвести фурор?

            – Спасибо за комплимент. Все, что сказано «о фуроре», я делаю в отпуске. Позволяю себе всевозможные сарафанчики, шортики. Учитывая, что я так рано начала заниматься серьезными делами, это наложило свой отпечаток и на гардероб. Больше всего мне идет белый цвет. А вообще-то я люблю черный.

Вы – блондинка, а это состояние души, интеллекта, если хотите. Помните анекдоты про блондинок?

            – Не согласна, я знаю таких умниц-блондинок!

Вы сами выбираете себе людей для общения?

            – Тут работает Его Величество Случай.  К тем, кто сам тяготеет общаться со мной, я отношусь очень доброжелательно.  А вот соперников я выбираю себе сама. Это высокая оценка человека с моей стороны, я рассчитываю, что наше общение – соперничество –может дать позитивный обоюдополезный результат. Иногда предпочитаю уступить: уйти, «закрыться» для определенного человека вместо того, чтобы что-то доказывать. Жизнь так коротка, не следует ее тратить на «разборки»

Хорошо, а как вы отдыхаете? Любимые места во Владикавказе, в республике, в мире? Что привозите из поездок?

            – Обязательно магнитики, как и многие. Так счастливо сложилась ситуация, что я была во многих странах мира.  Долгое время особо ярко в памяти оставалась поездка в составе делегации Комитета защиты мира в Японию и Китай.  В делегации более 300 человек. К нам был проявлен большой интерес в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Да и сами государства…  Но вот страна, которая не устает меня поражать, – это Объединенные Арабские Эмираты. Я очень люблю там отдыхать. Раз от раза бываю потрясена волей и талантом ее жителей. Их «планов громадье» поражает, но еще больше восхищает то, что планы эти реализуются и достаточно быстро. Это страна, которая опережает время. В России люблю отдыхать в Дагомысе. А дома, конечно, в горах. Мне их очень не хватало, когда я училась в Москве.

Какое «женское» дело вам наиболее по душе?

            – Готовить. Я это делаю редко, но с большим удовольствием. Люблю угощать своих гостей. Не люблю глажку. Считаю, что утюг «унижает мое достоинство и ворует драгоценное время» (улыбается).

Если можно было бы совершить путешествие во времени, куда бы вы отправились?

            – В школьные годы.

А по истории если пройтись?

            – Интересно…Никогда не думала. Наверное, пушкинское время.  У меня день рождения 6 июня, как у Александра Сергеевича. Я с детства с Пушкиным.  Не любила Наталью Гончарову. Считала, что она виновата в смерти гениального поэта.

Бывает ли состояние полного счастья?

            – Думаю, когда я реализую какой-то проект и получаю тот результат, который планировала, когда в нашей семье рождается ребенок, да, впрочем, в любой семье – истинная радость.

И в завершение мой традиционный вопрос: что пожелаете самой себе?

            – Не растерять друзей, которые у меня есть. Встречаюсь с ними реже, чем хотелось бы. Но… Можно каждый день с кем-то общаться и быть бесконечно далеким друг от друга. А бывает наоборот.

В заключение беседы Фатима Сосланбековна напомнила, что я не спросила про ее любимый роман и любимое музыкальное произведение.  И сама ответила: «Нетерпение сердца» Стефана Цвейга, «Лунная соната» Людвига Ван Бетховена, из эстрады – «Отель Калифорния» The Eagles и «Июльское утро» UriahHeep. Добро и зло, называемые состраданием, лунный свет, шедеврально переложенный на ноты, ритмичный стук колес повозки по бескрайней степи и жаркое, тягучее солнечное утро…

беседовала – Тамара Бунтури

prospect-sk №42

Prospect-Северный Кавказ

Автор материала

Prospect-Северный Кавказ

Prospect-Северный Кавказ