Персона

ПУТЬ. История крещения Алании

Нæ Уæларвон Фыд, уац уæд дæ ном/ Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое... Уже несколько лет в Осетии серьезно готовятся к празднованию 1100-летия крещения осетинского народа. Объективно нет необходимости напоминать, что в нашей республике живут приверженцы самых разных конфессий, но в количественном соотношении преобладают представители православия и ислама. Известно, что следующий год пройдет для Северной и Южной Осетий под эгидой именно этой даты, важной как на государственном уровне, так и на уровне каждого жителя обеих республик вне зависимости от религиозных предпочтений, потому что в едином этносе принятие вероисповедания соседа ‒ вопрос не просто воспитания и уважения, но и выживания. Prosрect-sk всегда со своим народом.

Æрцæуæд дæ Паддзахад / Да приидет Царствие Твое...

Чтобы понять, откуда к аланам пришла необходимость в смене вектора религиозных верований, надо представлять их геополитическое, географическое и историческое место в мировом течении времен. Мы помним, что в бурно протекавшей эпохе Великого переселения народов и господства скифов на территории так называемого Великого степного пояса, предки современных осетин сменили свою географию. Как видно по названиям, в те времена все было великим: и степи, и народы. Сарматы (которые, по одной из версий, были потомками скифов, по другой– являлись отдельным народом, пришедшим уже после затухания скифской цивилизации и растворившим в себе остатки некогда многочисленного этноса) поделились на ветви (язиги, бастарны и роксоланы) и населили весьма обширные территории: от современных Молдавии, Румынии и Венгрии, до пространства между Дунаем и Днепром. Таким образом, уже с первого века христианской эры для обозначения потомков сармат в обиход входит название «аланы».

Есть свидетельства, что задолго до официальной даты крещения всей Алании выходцы из знатных аланских родов уже были крещены. В византийских источниках, например, упоминается аланский царь Григорий, живший в VII веке христианской эры: «Властитель Алании Григорий богобоязнен, христолюбив и носит христианское имя, он был крещен». Это важное свидетельство для восстановления шагов, которые привели алан к христианской вере. Также можно с уверенностью говорить о существовании монастыря Иоанна Крестителя в Алании уже во второй половине VII века, где правитель Григорий крестил свое окружение.

Уæларвы куыд у, зæххыл дæр афтæ уæд дæ фæндон / Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли...

По традиции православной церкви принято считать, что учение Христа в Аланию принесли, ни много ни мало, его ученики – апостолы Андрей Первозванный, прозванный так за то, что первым пошел за Учителем и принял слова его, и Симон Кананит, тот самый, на чьей свадьбе Христос явил одно из чудес, превратив воду в вино.

Миссионерство равноапостольной Нины – просветительницы Кавказа – в начале IV века способствовало укреплению христианства, особенно в Грузии и Осетии. После проповеди христианской веры в Грузии святая Нина отправилась из Мцхеты в Осетию, где обратила многих ко Христу. Ее деятельность, как утверждают свидетельства очевидцев, сопровождалась массовыми чудесами исцеления больных и страждущих. В Осетии о ней говорили: «Эта святая женщина исцеляет больных и, вместе с этим, проповедует ту самую веру, которую проповедовали апостолы Андрей Великий и Симон Кананит». Святая Нина также строила храмы, неся свет христианства народам Грузии, Осетии и всего Кавказа.

Для алан же к X веку уже назрела явная необходимость в закреплении своего союза с Византией, а также в развитии и укреплении аланского государства как равноправного участника мировой арены – такой своеобразный шаг от кочевого народа, пришедшего завоевателем, до государственного образования, характеризующегося, как известно, единым правителем, денежным эквивалентом, языком и религией. Конечно, следует учитывать очень важную деталь, ставшую впоследствии роковой для Алании, что с XIII века практически вся территория Евразии, включая земли алан, принадлежит потомкам великой монгольской империи, созданной Чингизханом.

Само таинство крещения аланского народа состоялось в 916 году в Нижне-Архызском городище, недалеко от современной станицы Зеленчукской в Карачаево-Черкесии, где, как считается, мог находиться политический центр Алании – город Магас. Поныне здесь расположены три аланских христианских храма XI столетия – Пресвятой Троицы, Георгия Победоносца и Святого Ильи Пророка. В храме Святого Георгия Победоносца сохранилась также самая древняя в России купель, где принимали святое крещение наши предки – аланы.

Абон дæр нын ратт цæрынваг къæбæр, ныббар нын нæ хæстæ, Мах нæ хæсджынтæн куыд барæм, афтæ / Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, Якоже и мы оставляем должникам нашим...

Позднее для алан все складывалось не очень радужно. В XIV веке империя, созданная Чингизханом, уже не была единым образованием, а представляла три самостоятельных ханства, ведущих непрерывную борьбу за власть – так почти всегда происходит с великими империями, построенными на авторитете тирана, после его смерти. Чингизиды, потомки хана, постоянно пребывали в состоянии войны и распрях. И в одну из таких войн оказывается втянута Алания. Кровопролитная борьба за власть между Тимуром и Тохтамышем – правителем Золотой орды, в состав которой входило и аланское государство, а, следовательно, должно было поддерживать его притязания военной силой – поставила Аланию на край гибели.

После серии сражений войско Железного Хромца окончательно разгромило Тохтамыша, который отступил в Закавказье, а гнев победителя в полной мере пришлось испытать аланскому народу. Как известно, армия Тимура с особой жестокостью проводила свои показательно-карательные операции для тех, кто осмеливался оказать сопротивление. Аланское государство, исчерпавшее ресурсы для противостояния многочисленной армии Тимура, было почти полностью уничтожено. Остатки народа вынуждены были спасаться в труднодоступных горах. Современные осетины – реликтовый народ, сохранившийся благодаря заступничеству природы.

Ма нæ бафтау фæлварæны, Фыдбылызæй нæ бахиз / И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго...

Однако жизнь продолжается, и уже новая элита расцветает и ведет за собой народ. В горах продолжают строиться православные храмы.

Представители княжеского рода, легендарный Ос-Багатар и его братья Исаак, Роман и Василий, сделали многое для восстановления христианства как государственной религии Осетии. Под их покровительством в Цейском ущелье был воздвигнут монастырь во имя Пресвятой Троицы, развалины которого сохранились до сих пор. Другой монастырь они построили во имя архангелов Михаила и Гавриила в Касарском ущелье. По всей Осетии были восстановлены церкви, разрушенные полчищами монголо-татар, и возведены новые. Все влиятельнее становилось осетинское духовенство. В самой Осетии предания о тех славных временах родной истории сохранились не только в народных песнях и сказаниях, но и, к примеру, в исторической надписи на стене Нузальского храма с изображением осетинских царей. В Нузальской часовне несколько веков хранилась и старинная грамота рода Царазонта. Она передавалась из поколения в поколение как святыня.

Осетинская княгиня Бурдухан, мать легендарной грузинской царицы Тамары, открыла в Осетии женский монастырь, до конца дней опекала его и сама часто его посещала. После ее смерти монастырю покровительствовали царица Тамара и ее супруг Давид Сослан, но в конце ХIII века монастырь был разрушен монголо-татарами.

В храм Рождества Пресвятой Богородицы в селении Майрамыкау в Куртатинском ущелье (он сохранился до наших дней, в трех километрах от Аланского Свято-Успенского мужского монастыря у селения Хидикус) царица Тамара принесла икону Иверской Божией Матери. Впоследствии эта икона, как утверждали очевидцы, прославилась чудесными знамениями. Шесть веков чудотворная икона находилась в Куртатинском ущелье в с.Майрамыкау, оберегая осетинскую землю.

К прискорбию, сегодня многие православные реликвии и свидетельства утеряны для нас навсегда.

[Уымæн æмæ Паддзахад, тых æмæ Намыс мыггагмæ дæр Дæу сты] Аммен / Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь...

Осетинский народ – сохраненные потомки некогда большого этноса– и в новейшей истории прошел через многие испытания и катастрофы. И тем ценнее факторы, объединяющие две республики, которые de jure являются разными странами, но хочется верить, что de facto остаются одним народом. Есть общие история и традиции, один язык и одни ценности, в числе которых важное место занимают святыни православного христианства.

Сейчас здесь повсеместно восстанавливаются старинные храмы и строятся новые. На территории Северной Осетии появились и были восстановлены Аланский Богоявленский женский монастырь в Алагире; Аланский Успенский мужской монастырь в Фиагдоне; Свято-Георгиевский кафедральный собор, храм Пророка Божия Илии, храм Рождества Пресвятой Богородицы, Свято-Покровский храм во Владикавказе; храм Святого Георгия Победоносца в Ардоне; храм Рождества Пресвятой Богородицы в Дигоре; Свято-Успенский собор в Моздоке; храм Спаса Нерукотворного в ст. Павлодольской.

В Южной Осетии тоже есть свои признанные святыни православия и просто произведениями христианского зодчества. Это храм Пресвятой Богородицы в деревушке Тигуа; Тирский или Лиахвский монастырь; церковь в вымирающем ныне селе Икорта (здесь всего 5 домов); Морахский Крест – самое узнаваемое место Кударского ущелья, прославленного палеолитическими артефактами, небольшое каменное распятие на горе в урочище Морах.

И сегодня мы, как и наши предки, творим историю, не подозревая об этом. Поэтому такие объединяющие и выделяющие народ события, как широкомасштабное празднование 1100-летия Крещения Алании, особенно важны. Они помогают нашим потомкам не потеряться в условиях глобализации, оставаться единым народом и идентифицировать себя в калейдоскопе многочисленных мировых этносов.

Фотоматериал из архива Андрея Букулова.

Prospect-sk № 50/2021

Марина Черчесова

Автор материала

Марина Черчесова

Марина Черчесова