Персона

Владимир Битоков

Это была любовь с первого взгляда. Иначе не скажешь. Ведь я пошел в университет подавать документы на журналистику, но, увидев надпись «режиссура», остановился, зашел на консультацию и… влюбился. Первые шаги были сумбурными. В первый год обучения у нас в семье произошло горе – умерла мама. Через какое-то время я стал замечать за собой, что говорю с ее фотографиями. А потом обратил внимание, что и мой младший брат делает то же самое. Камера была под рукой, и я исподтишка заснял его «монолог». Хотя нет, это был диалог, именно диалог молодого сильного парня с фотографией мамы.

Якорь философии Владимира Битокова

«... у кинематографа – большая вина перед людьми.

Ничто не оказывает сегодня такого

деструктивного влияния на мировое общество,

как агрессивное динамичное кино...»

Александр Сокуров,

кинорежиссер, сценарист

В 2010 году в Кабардино-Балкарском университете открылась мастерская выдающегося режиссера и сценариста Александа Сокурова. Ретроспектива фильмов 12 студентов кафедры кино и телевидения состоялась летом 2014 года на фестивале в Локарно. Некоторые работы были представлены на кинофестивалях «Кинотавр» и в Каннах. Студенты снимают фильмы об отношениях людей, которые должны понимать и тянуться друг к другу. Фильмы, которые помогут соотечественникам осмыслить некоторые аспекты жизни, в которых можно утонуть, не увидев их со стороны. Выпускники этой мастерской – надежда Александра Сокурова на то, что на Кавказе возникнет сообщество сильных, образованных, умных людей, которые ничего не боятся.

Владимир Битоков – выпускник этой мастерской, а также режиссер и сценарист короткометражного фильма «Анкер» на кабардинском языке. «Анкер» рассказывает о дне рождения больной матери, которую собрались поздравить родные и близкие. За шестнадцать минут Владимиру Битокову удалось показать ослабление связей между самыми близкими людьми, утрату любви и взаимопонимания, новую нелицеприятную норму современной жизни, от которой на самом деле необходимо срочно избавляться. «Анкер» – это взгляд на семью со стороны. «Анкер» – это мать, связывающая воедино членов семьи своей нежной привязанностью и любовью.

Владимир, как и почему вы выбрали эту профессию? Ведь, по словам Ивана Чечот, появление Кабардино-Балкарской школы нового кино – утопия.

– Это была любовь с первого взгляда. Иначе не скажешь. Ведь я пошел в университет подавать документы на журналистику, но, увидев надпись «режиссура», остановился, зашел на консультацию и... влюбился.  Первые шаги были сумбурными. В первый год обучения у нас в семье произошло горе – умерла мама. Через какое-то время я стал замечать за собой, что говорю с ее фотографиями. А потом обратил внимание, что и мой младший брат делает то же самое. Камера была под рукой, и я исподтишка заснял его «монолог». Хотя нет, это был диалог, именно диалог молодого сильного парня с фотографией мамы. Сердце сжималось  от горя, сочувствия, но я все же  не выключил камеру. А потом, спустя несколько дней, я заметил, что моя бабушка, уже тогда очень пожилая и больная, правда, без фотографии, разговаривает со своей умершей давным-давно матерью. Я заснял и это. Пересмотрев оба видео, я открыл для себя колоссальную и очевидную в своей простоте истину: будь ты стар или млад, на каком бы языке ты ни говорил со своей матерью, которой уже нет в живых, ты будешь признаваться и сожалеть об одном и том же. О невосполнимой ПУСТОТЕ. Как жаль, что осознание такой утраты приходит к молодым через трагедию. Хотя очищающий, облагораживающий катарсис возможен только через боль и потерю, сильный удар. Так  уж человек устроен...

Какие плюсы и минусы у выбранной вами профессии?

– Плюсы и минусы? О них можно говорить бесконечно долго. Самый большой плюс – наверное, он же и минус. Ведь кино, большой экран — это страшное оружие массового поражения. Потому что в первую очередь задействует человеческое зрение, которое, в свою очередь, отвечает за реалистичное восприятие виртуальной реальности кино.  Услышав прекрасную мелодию, сопровождающую видеоряд, через какое-то время вы просто не сможете ее напеть, вспомнить. Но если вы один раз увидите, к примеру, как Рэмбо перебивает сотни человек, вы уже никогда этого не забудете. Это навсегда останется с вами. И,  к сожалению, может стать для вас нормой. В этом смысле единожды увиденное на экране событие становится неоспоримым, неопровержимым фактом.

Современный ребенок может рассказать о десяти, двадцати способах убийства, пыток. А позвольте спросить, может ли  кто-нибудь из этих детей рассказать хотя бы о трех способах ЛЮБИТЬ, УВАЖАТЬ или ЖЕРТВОВАТЬ собой ради ЧЕЛОВЕКА?  Именно поэтому я считаю приоритетными пути воспитания гуманитарных основ человека через экран.

Где вы черпаете вдохновение?

– С приходом новой идеи приходит вдохновение. А идеи можно черпать отовсюду, просто оглянувшись. Но оно же и меня покидает всякий раз, когда я перестаю работать. Вдохновение – это вообще такая штука, которая приходит только во время работы. Не всегда, конечно, но только к работающему человеку.

Какое качество вы считаете в режиссере самым ценным?

– Человеколюбие! В первую очередь режиссер должен любить не людей, а ЧЕЛОВЕКА! Человека в кадре, Человека в зрительном зале, Человека везде. На ступени первенства с человеколюбием находится и страсть к профессии. Про необходимую образованность даже и не говорю. Образованность – именно образованность, а не образование – это необходимое качество не только для режиссера или сценариста, но и  для каждого отдельно взятого человека.

Видите, какая штука. Животным природой даны инстинкты, которые регулируют их жизнь  во всем: от сна до продолжения рода – в них все заложено.  А в человеке этого нет. Каждый человек создает себя заново. Сам себя создает. Сам учится. Сколько человеку нужно в жизни обжигаться, чтобы научиться?! Ни школа, ни количество дипломов, а только самообразование моделирует человечество. Я убежден в этом. А для меня, выбравшего своей профессией обращение к людям посредством экрана, образованность и гуманитарные ценности  – первостепенная задача.

А что значит быть сокуровцем?

– В первую очередь это большая удача, огромное счастье и великая ответственность. Это значит, что у тебя есть педагог и учитель, ведущий тебя за руку из пещеры на свет. Это значит, что у тебя за спиной еще одиннадцать друзей и товарищей, готовых в любую минуту помочь. А еще это значит, что последние пять лет ты слушал выдающихся людей... В общем, там так много «значит», что я даже не могу рассказать обо всем...

Как вы распоряжаетесь своим свободным временем, если таковое у вас бывает?

– Свободного времени у меня нет, как нет и несвободного тоже. Я люблю свою профессию, поэтому отдаю ей время. Я люблю свою семью, поэтому отдаю ей время. Я люблю своих друзей и им тоже отдаю свое время. Я абсолютно свободен, распоряжаясь своим временем, и поэтому мое время настолько же свободно, насколько несвободно. Но самый главный «ценитель» моего времени – это моя семья. В общем, я очень удачливый и очень везучий. Иногда сам не верю в то, что происходит. Но в лотерею никогда не выигрывал. Может, для этого нужно купить лотерейный билет?

Сопровождают ли вас переломные моменты в жизни?

– Если в хронологическом порядке, то они будут выглядеть так: поступление к Александру Сокурову, смерть мамы, рождение дочери, МерабМамардашвили (М. К. Мамардашвили – советский философ, доктор философских наук. – Авт.)... На самом деле, у меня в жизни что ни день, то переломный момент. Иногда в малом, иногда в большом. Каждый вечер я ложусь спать немного другим, чем проснулся. Знаете, Мераб Константинович во «Введении в философию» писал, что настоящий философ никогда не думает о том, как много в мире проблем и беспорядка. Он, наоборот, удивляется тому, что хоть где-то этот порядок есть. Настоящий философ не скажет: «Какой ужас, как много бессовестных людей!», а, наоборот, заметит: «Какое счастье и чудо, что хоть у одного есть совесть!». Понимаете, что я хочу сказать?

Я, конечно же, не совсем философ, но такая позиция мне куда ближе озлобленности на несовершенство мира. Я хочу подчеркнуть, что философом является каждый человек – в каком-то затаенном уголке своей сущности. Да, в мире много нехорошего, злого, но какое счастье, что в нем присутствуют и хорошие люди, и добрые деяния. С такой позицией мне ничего не страшно и ничто не мешает жить.

Владимир, небольшой блиц из трех вопросов.

– Давайте.

Чего вы никогда в своей жизни не совершили бы?

– Любой человек способен на ВСЕ! И на все низкое, и на все благородное. Когда я буду умирать, вы ко мне приезжайте и спросите, чего я никогда за прошедшую жизнь не сделал, и я вам без обиняков обязательно расскажу все, что смогу и успею.

Самое большое достижение?

– Хочется надеяться, что самое большое достижение, как и самый большой провал, у меня в будущем.

О чем вы мечтаете?

– Даже не знаю, это немного личное... Но скажу откровенно – мечтаю я много и безостановочно!

Автор – Залина Лукожева (№ 34, 2015г.)

Prospect-Северный Кавказ

Автор материала

Prospect-Северный Кавказ

Prospect-Северный Кавказ