Персона

Чермен Дудаев

Поэт, коммунист, активный блогер. Философ, политик, гордец. И это еще не все мнения, которыми снабдили меня самые разные люди, в преддверии моей встречи с Черменом Дудаевым. Но «Prospect-sk» неинтересно смотреть на кого-то глазами других людей. А потому не берусь судить о том, какое впечатление Чермен Дудаев производит на других.

Александр Сергеевич, разрешите представиться —Дудаев

 Меня же он впечатлил: талантом, силой ума, внутренним стержнем. И я не процитирую ни строчки из его стихотворений. Они достойны того, чтобы их прочли от начала и до конца. И я не приукрашу ни одной его черты. Личность Чермена Дудаева достойна того, чтобы спорить о впечатлениях и составлять собственное представление о нем.

 

– Я бы не понял эту личность. Но в этом мнении прослеживался бы некий антагонизм: нам зачастую не нравятся люди, которые думают так же как мы. Я бы видел в нем лирического героя, писателя, поэта. Как говорил в своем стихотворении Борис Рыжий, русский поэт, к сожалению, рано ушедший, но много успевший сказать:

Мой герой ускользает во тьму,

вслед за ним устремляются трое.

Я придумал его потому,

что поэту не в кайф без героя.

Наверное, не только поэту, любому человеку «не в кайф без героя».  Поэтому в каждом человеке мы видим лишь того, кого он хочет показать: маску, лирического героя. И да, я представил бы его (Чермена Дудаева) как поэта. Возможно, это дерзость с моей стороны. Но не я выбрал этот путь, скорее, выбрали меня. Я ведь закончил технический вуз, сейчас связываю свою работу с политикой. А поэзия… Расул Гамзатов сказал о поэзии:

Бывает работа, после работы – отдых,

Бывает поход и привал на десять минут.

Ты для меня и поход, и привал во время похода,

Ты для меня и отдых, и каторжный труд.

Я как-то так ее и чувствую.

Почему вы так активно занялись политикой и почему связали свой выбор именно с Коммунистической партией?

– Я  пришел в Коммунистическую партию совершенно осознанно. Вначале я знакомился и изучал труды Адама Смита, утопический социализм Анри Сен-Симона, Шарля Фурье, Роберта Оуэна, немецких философов Гегеля, Иммануила Канта, Людвига Фейербаха. В институте считал себя гегельянцем. И только опираясь на экономическую теорию и философию, выбрал для себя дорогу. Много причин было для того, чтобы прийти именно в коммунистическую партию: среди них и социальная несправедливость и дискриминация по половому признаку, которые имеют место в нашей стране, и многое  другое, на что необходимо влиять. А это я могу активно делать, находясь именно на позиции члена Коммунистической партии.  К тому же, интеллигентный человек всегда в оппозиции к власти, потому что оппозиция дает возможность и основания говорить то, что думаешь, а не то, что должно. А это очень важно для самоуважения. Владимир Маяковский в детских стихах, которые написаны для взрослых – «Что такое хорошо и что такое плохо», без полутонов говорит об этом.

Вы идеалист?

– Я представляю себя именно так. Но потом вспоминаю, что мое тело и мой желудок – материалисты. И лукавит перед самим собой тот, кто считает себя абсолютным идеалистом. Как, впрочем,  и тот, кто мнит себя чистым материалистом.

Как вы воспринимаете комплименты по поводу ваших стихов?

– Любому поэту приятны комплименты. Порой это даже больше, чем приятно, это необходимо: чувствовать отклик, попадать в цель. Это стимулирует. Если бы их не было, я, наверное, и не писал бы.

А критику?

– Каждый может выражать свое мнение в такой форме, в какой считает нужным. Это право ругателей. Но я их часто игнорирую. Бывает, что критикуют в статьях, в соцсетях. Для таких Андрей Вознесенский уже высказывался:

На соловья не шлют доносов скворки,

у них не яд, а песня на устах.

Мне жаль тебя, завистник-стихотворец,

слабак в стихах, ты злобствуешь в статьях.

Разве возможно сказать лучше? Я думаю, что время и история их разочаруют.

Ваш любимый поэт?

– Я не могу сказать о ком-то одном. Это много поэтов. Конечно, еще в школе я полюбил Сергея Есенина. И о нем я всегда, перефразируя Тютчева,  говорю: «Тебя ж, как первую любовь, Чермена сердце не забудет!.. » Вот, например, к Пушкину я поздно пришел. Сейчас мое утро начинается с чтения «Евгения Онегина», которого очень люблю. Я ставлю запись талантливого исследователя творчества Пушкина Валентина Непомнящего и наслаждаюсь Александром Сергеевичем. И сейчас я понимаю, насколько Пушкин актуален и как он современен. Гений!

Какая тема для сочинений в школе была самой любимой?

– Я помню такой момент. На выпускных экзаменах в школе мы все списывали сочинения, которые печатались в книгах. Наверняка вы помните такие издания. Так вот, я не был исключением. Списывая какую-то тему, я обратил внимание, что моя одноклассница, пишет  ту же тему из такой же книжечки. Мне пришлось срочно менять тактику. И очень хорошо помню, что тут же на месте решил писать «Юбилейное. Стихотворение Маяковского». Я попросил сборник, и в первый раз прочел эти строки:

Александр Сергеевич,

разрешите представиться.

Маяковский.

Они стали для меня потрясением. Это был катарсис. И я запомнил это школьное сочинение.

Если бы вы привезли в Осетию близкого себе человека всего на один день, что бы вы показали ему, чтобы он увидел вашу Осетию, куда бы повели?

– Как бы ни банально это было, я показал бы ему Владикавказ. Город, в котором я родился, который сделал меня таким, какой я есть. А еще… Куртатинское ущелье. Многие местные показывают своим гостям Дигорское ущелье как безусловно потрясающей природной красоты место. Но именно Куртатинское ущелье похоже на Осетию: каменистая земля, скалы и бескрайнее небо. Оно не приторное, не гладкое, а потому такое родное. Осетия для меня окрашена в три цвета: зеленый – цвет травы, серый – цвет скал и голубой – цвет неба.

Какое место человек должен занять в жизни поэта, чтобы появилось стихотворение в его честь?

– Нет. Стихи так не пишутся. Дело не в том, какое место кто в чьей жизни занимает. Это может быть просто посторонний человек, которого я вижу в первый и последний раз в своей жизни. Но что-то, а что не знаю, в нем задевает, и рождает тему для стихотворения. Это невозможно объяснить...

Как много в нашей жизни нельзя объяснить. Мне мнится, что в жизни человека, наделенного каким-то талантом, необъяснимого еще больше. Нет, не смогу удержаться от строк стихотворения Чермена Дудаева:

Когда ладонь скользнула по устам,

Твой профиль очертив непримиримый,

Я понял, что во мне погиб Коста,

И красота, и музыка, и рифмы…

 

Как объяснить, что просто слова, собранные вместе, могут так волновать…

Автор – Марина Черчесова (№ 34, 2015г.)

Prospect-Северный Кавказ

Автор материала

Prospect-Северный Кавказ

Prospect-Северный Кавказ