Персона
Всегда на коне. Алибек Кантемиров
Для устройства ортодоксального быта в жизни осетин привычно важное место занимает семья. Вполне естественно знать всех близких родственников (а по меркам нашего общества это и троюродные) и имена предков, знакомиться с представителями своего рода на фамильных кувдах. Но есть в истории народа и фамилии, которые принято называть династиями, где каждое следующее поколение развивает и совершенствует одно семейное дело. Если назвать фамилию Кантемировых, то каждый в Осетии вспомнит о лошадях и мастерстве конного спорта. Основательница отечественного конно-циркового искусства, эта фамилия внесла огромный вклад в развитие конных каскадерских трюков в кинематографе и создавала многолетний опыт по работе со своенравными и мощными животными. А начало фамильному делу положил Алибек Кантемиров.
Алибек Тузарович Кантемиров родился в 1882 году. В юности он работал возчиком на кирпичном заводе барона Штейнгеля. Мощь этого легендарного предприятия до сих пор можно наблюдать даже в развалина: площади завода еще сохранились во Владикавказе. Возчик должен был на арбе развозить готовый кирпич заказчикам – работа, которая вырабатывает выносливость и терпение. По воспоминаниям самого Алибека Тузаровича, лошадей он знал и умел обращаться с ними с раннего детства. Впрочем, это было принято в осетинском обществе, хотя не каждая семья могла себе позволить содержать животное. Впервые маленький Алибек осознал свое желание связать жизнь с лошадьми еще в детстве, когда в селении Даргавс увидел настоящие скачки. Но до осуществления мечты было еще далеко.
В начале XIX века один из владельцев конюшен испытал молодого наездника в качестве жокея на скачках. И хотя со временем Алибек Кантемиров стал одним из лучших жокеев на Кавказе, совсем не такая судьба прельщала его. Счастливым случаем для него стал день, когда во Владикавказ приехал цирк Малюгина. Среди борцов цирка был и земляк Кантемировых знаменитый силач и великан по прозвищу Казбек-гора – Темирболат Кануков. Именно с его поддержки Алибек поступил в труппу цирка, вначале в качестве подручного: он чистил клетки, помогал артистам в постановке номеров. В эти годы, а Алибеку было на тот момент 25 лет, артисты цирка уже имеют свои номера. К тому времени на арене цирков, конечно, выступали с лошадьми, но примитивная джигитовка, да и таких наездников было совсем немного, а точнее – двое. Алибеку Кантемирову не у кого было учиться, ему пришлось самому придумывать и ставить свои номера. Зато уже через пару месяцев в Батуми Кантемиров на публике танцевал с кинжалами, брал на коне барьеры и лихо исполнял джигитовку. Перенеся на манеж упражнения кавказских горцев, Алибек дополнил и усложнил их, делая опасное представление. Он пролезал под шеей скачущей лошади, стрелял из револьвера по цели со стойки на одной руке. Нам кажется давно привычным трюк, когда наездник соскальзывает с седла, пролезает под животом, скачущего галопом животного, и опять гордо гарцует. Однако такого упражнения нет у горских народов, на арену цирка его принес Алибек Кантемиров. Узнав от друга, что тот однажды наблюдал за донским казаком, который делал попытки пролезть под животом лошади, Алибек начал тренировать этот трюк. И уже скоро представил на суд зрителей новый номер.
Долгое время Алибек Кантемиров мечтал создать свою группу наездников. Цирк выделил ему деньги, чтобы он смог съездить на Кавказ и набрать наездников и лошадей. Давняя мечта Алибека Тузаровича о создании собственной труппы осуществилась в 1928 году. Вместе с единомышленниками – младшим братом Ибрагимом Кантемировым, другими мастерами конного спорта он создал первую национальную конную группу. За долгую работу в цирке Алибек воспитал более 120 артистов. Выступление джигитов Кантемирова всегда было событием. Навряд ли есть тот, кто не знаком со знаменитой кантемировской пирамидой, когда на проносящейся арбе в три яруса на плечах друг у друга стоят мужчины, без страховки, используя только собственные ловкость и выносливость. Хотя, возможно, я и не права, и могу говорить только о людях определенного поколения, ведь сегодня это зрелище можно увидеть лишь запечатленным на пленке. С оригинальными и сложными номерами труппа Алибека Кантемирова много и успешно гастролирует, выезжает за границу, выступает на лучших аренах Германии, Бельгии, Швейцарии, Испании, Франции, Голландии, Дании, Англии.
А потом началась война. На фронт ушли все джигиты Кантемирова, кому позволил возраст. А вернулись только двое. Обученных лошадей после войны не осталось совсем. Алибек Кантемиров все начал заново. Благодаря бесконечным тренировкам и репетициям и номера были восстановлены.
Существует легенда, что после восстановления конной труппы Кантемиров был вызван «на самый верх». Дело в том, что «отец народов» товарищ Сталин в это время ревностно следил за развитием и успехами капиталистических стран не только в оборонной области, но и в других отраслях жизни. В том числе, он смотрел яркие голливудские вестерны, сюжет и динамика которых захватывала зрителей. Однако советский кинематограф не снимал фильмов с крутыми трюками наездников. И это было недопустимо! Алибеку Тузаровичу позвонили из Министерства культуры СССР с предложением создать такие постановки для динамичных сцен в кино. Можно считать, конечно, что выбора у Кантемирова не было. Однако идея о постановках сложных и опасных трюков с лошадьми захватила мастера. На Терском конном заводе Алибек выбрал лучших лошадей. Едва ли не все трюки с участием лошадей, которые мы помним из советских кинокартин, поставлены Алибеком Кантемировым и его джигитами. Меня лично особенно впечатляет знаменитая подсечка – переворот лошади через голову вместе с всадником.
Семейная преемственность в цирке – дело привычное. Поэтому ни кого не удивило, что трое сыновей Алибека Тузаровича – Хасанбек, Ирбек и Мухтарбек – пошли по стопам отца. С самых ранних лет они знали лошадей, учились выполнять сложные трюки, связав свою жизнь с конным спортом. Вместе с отцом они участвовали в съемках кинофильмов «Опасные тропы», «Лично известен», «Атаман Кодр» и «Смелые люди», ставили и исполняли сложнейшие конные трюки. А в конце 1960-х на манеж на полном скаку влетело третье поколение Кантемировых – внуки Алибека. Семейные рассказы о постановках номеров, падениях и травмах, успехах и истории любви – это часть истории династии Кантемировых и истории развития отечественного конно-циркового искусства.
Сегодня лошадей массово не используют ни в сельском хозяйстве, ни в военном деле. Однако красоту и мощь этих удивительных животных можно наблюдать в спорте и на цирковых аренах. Относиться к этому можно по-разному, но зрелище укрощенной стихии неизменно вызывает чувство восхищения. И, конечно, возникает уважение к людям, которые знают и понимают лошадей, умеют о них заботиться, разумно используют свою власть над ними. Рискуя своим здоровьем, выходят на новые уровни владения собственным телом и единением человека и животного. Каждый в Осетии, да и профессионалы циркового дела, каскадеры знают фамилию Кантемировых, династия которых началась с мечты ребенка, преодолела годы нестабильности, войны, но выжила и стала фундаментом для развития конно-циркового искусства во всем мире.