Персона

Алим Дымов

Алим Дымов – доктор медицинских наук, профессор Института урологии и репродуктивного здоровья человека Сеченовского университета (г.Москва), врач-уролог, онколог онкологического урологического отделения университетской клинической больницы №2 Сеченовского университета. При этом нашему герою всего 42 года, он полон энергии и постоянно стремится к новым знаниям и высотам. Как ему это удается? Как складывалась его судьба, и что помогает не прекращать движение вперед? Читайте в его интервью.

Алим, расскажите, что привело вас в медицину?

– Когда я окончил восьмой класс, наша семья переехала из Баксана в Нальчик, где я перешел в девятый класс лицея №2. Нужно было выбирать профиль: юридический, экономический, филологический или медицинский. Помню свои споры с родителями: все мои друзья выбрали юридический, я тоже хотел последовать их примеру. Отец с матерью объяснили, что юристов и экономистов выпускается много, работу будет найти сложно, а врач – специальность, нужная всегда. Документы были поданы в медицинский класс, я тогда даже обиделся, но теперь безмерно благодарен родителям за такое решение. В выборе профессии, особенно в девятом классе, да и при поступлении в вуз, помощь семьи очень важна, это непросто сделать в одиночку. Во время учебы в медицинском классе у меня уже не возникало мысли, что я делаю что-то не то, и выбор пути стал очевидным.

Как получилось, что высшее образование вы получили в Сургуте?

– Я поступил в университет в 1999 году, окончив школу с серебряной медалью. В то время было непросто поступить в КБГУ, в частности, на медицинский факультет. Попробовать поступить в Сургутский государственный университет предложила супруга моего покойного дяди, которая жила в том городе. По итогам первого экзамена по профильному предмету в Сургуте я был зачислен, а в списке абитуриентов, успешно сдавших комплексный вступительный экзамен в КБГУ, моего имени не оказалось. Позже была возможность перевестись в Нальчик, но я решил остаться и, надо сказать, не пожалел. Я очень благодарен преподавателям и врачам, у которых мне посчастливилось учиться в течение последующих шести лет.

Сложно было привыкнуть к городу на другом конце страны и справляться с учебными нагрузками?

– Жизнь в Сургуте была не самой легкой, тяжело было находиться вдали от семьи, да и к климатическим условиям привыкнуть было непросто. На разных этапах пришлось жить и в общежитии, и в съемной комнате. Но благодаря поддержке родных и друзей удалось справиться со всеми трудностями. С четвертого курса я начал трудиться медбратом на полную ставку в Сургутской центральной районной клинической больнице. Ночные смены и работа по выходным усложняли учебный процесс, но это позволило сделать первые шаги к финансовой независимости и ближе познакомиться с клинической медициной. Оглядываясь, могу уверенно сказать: этот период был очень важным, а полученный опыт – бесценным. Я смог действительно повзрослеть, научился принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Учеба на медицинском факультете требует полной самоотдачи, практически самоотречения, необходимы колоссальные терпение и усидчивость. Повезло, что у меня эти качества есть.

Вспоминаете забавные истории времен учебы?

– Ходит немало анекдотов о том, как студенты-медики часто падают в обморок. Признаюсь, со мной такое тоже приключилось. В самом начале обучения мы с однокурсниками дежурили в травмпункте, куда поступил пациент с переломом кисти – уже и не вспомню, какой именно кости. Мне предложили ассистировать во время остеосинтеза (фиксации костных отломков под местной анестезией). Услышав звук работающей дрели и увидев, как инструмент вкручивает специальную спицу в руку человека, который продолжает со мной разговаривать, я потерял сознание. Было неловко и даже стыдно перед коллегами, возможно, этот случай и повлиял на мое несколько скептическое отношение к травматологии.

Как вы нашли «свою» область медицины?

– К окончанию медицинского вуза перед выпускниками встает непростая задача: выбор узкой специальности и места обучения в клинической ординатуре или интернатуре. Шесть лет медицинского образования – фундамент, на котором затем выстраивается «здание» медицинской карьеры. И первые «кирпичики» этого здания очень важны. Я обучался в клинической ординатуре в Сеченовском университете (тогда это была Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова). Мне хотелось выбрать именно хирургическую специальность, но в тот момент я еще не знал, смогу ли оперировать – эта работа требует определенных качеств. Можно быть замечательным врачом и клиницистом, но по разным причинам, вплоть до психологических, не состояться как хирург. Я выбрал специализацию, которая совмещает оперативную и консервативную деятельность на случай, если не получится реализоваться у операционного стола.

Вы неоднократно проходили переподготовку и повышение квалификации. Это обязательная практика или вопрос личного выбора?

– Говорят, врачи учатся всю жизнь – это действительно так. Появляются новые методы диагностики и лечения, лекарственные препараты и терапевтические подходы. Врачу необходимо всегда быть в курсе этих изменений. Современные достижения направлены прежде всего на повышение качества медицинской помощи, минимизацию травматичности хирургических вмешательств, сохранение качества жизни пациентов – стремление к этому должно быть приоритетным для каждого врача, перманентное обучение и самообразование необходимы. В моем случае этот процесс включает множество компонентов: регулярный мониторинг отечественных и зарубежных научных публикаций, участие в международных конференциях, посещение образовательных курсов и школ, которые организуют профессиональные ассоциации, в частности, Европейская и Американская урологические ассоциации (EAU, AUA), Всемирное эндоурологическое общество (WCE). Довелось проходить стажировки в немецких клиниках – в Берлине, Гамбурге, а также в Венском медицинском университете (Австрия) и медицинских учреждениях США. Обмен опытом с зарубежными коллегами, знакомство с различными научными школами профессионально обогащают врача и идут на пользу пациентам.

В прошлом году вы защитили диссертацию и стали доктором медицинских наук. С чем связаны исследования нового профессора Института урологии и репродуктивного здоровья человека Сеченовского университета?

– Основная область моих научных интересов тесно связана с лазерными технологиями в урологии. Кандидатская диссертация была посвящена применению гольмиевого лазера в лечении пациентов с аденомой простаты – на тот момент нового направления в отечественной урологии. Для освоения этой методики мы с научным руководителем ездили в Берлин, в клинику Augusta-Viktoria – ведущий центр лазерной хирургии. Докторская диссертация была посвящена применению тулиевого волоконного лазера. Приятно сознавать, что я причастен к разработке и внедрению в практику этой российской технологии, которая, по признанию многих коллег, произвела революцию в мире эндоурологии. Сегодня я вхожу в число специалистов, которые проводят клинические исследования новых поколений отечественных лазеров и демонстрируют возможности этого оборудования на различных конференциях и мастер-классах в России и за рубежом.

Имея прямую связь с медицинским образованием, как вы считаете, за последние годы в нашей стране улучшилось его качество?

– Я преподаю дисциплину «урология» у студентов четвертого курса, а первый преподавательский опыт был еще во время обучения в аспирантуре. Возможности дистанционного обучения, количество и качество информационных ресурсов, доступных сейчас, несравнимо больше тех, что были раньше. Практически во всех ведущих медицинских вузах есть симуляционные центры для освоения базовых практических навыков. Наряду с этим мы стараемся следовать заветам основоположников медицинского образования, говоривших, что обучение должно проходить у постели больного. Но я хотел бы отметить, что качество медицинского образования зависит не только от педагога. Ключевую роль играют сами студенты, только их стремление к получению знаний и умений определяет конечный результат.

С 2007 года опубликовано 94 ваших научных публикации, вы – соавтор трех монографий. Как вы пришли к синтезу науки, практики и преподавания? Что помогает двигаться вперед?

– Говоря о медицине в целом и урологии в частности, важно понимать, что результаты научных исследований в итоге внедряются в клиническую практику – нет науки ради науки. Еще в студенческие годы я думал о совмещении научно-педагогической и практической деятельности, ведь это позволяет быть в курсе всех современных научных достижений. Именно потребность узнавать новое мотивирует и вдохновляет. Стараюсь не останавливаться, развиваться и совершенствоваться. Помогает и то, что заложили родители: желание быть хорошим врачом и человеком, помогать людям и делать это качественно. Я благодарю их, особенно маму, за то лучшее, что во мне есть.

С медициной связано множество стереотипов. Люди часто откладывают поход к врачу до момента, когда становится совсем плохо. Если говорить об урологии, насколько важны профилактика и своевременное обращение к специалисту?

– Сегодня огромное количество заболеваний, в том числе онкологических, мы можем выявить еще при отсутствии любых симптомов. Важно регулярно обследоваться даже при отсутствии жалоб, проходить ультразвуковое исследование органов мочеполовой системы, сдавать анализ крови на специфические онкомаркеры. Например, всем мужчинам старше 50 лет рекомендуют исследование крови для определения уровня простатспецифического антигена (ПСА), позволяющего заподозрить наличие рака предстательной железы – об этом следует помнить, и я призываю всех ваших читателей ответственно относиться к своему здоровью. Чем раньше выявлено то или иное заболевание, тем больше у доктора возможностей вам помочь.

Всего за пару десятилетий нашу жизнь изменили цифровые технологии. Как они отразились на вашей профессии?

– Технический прогресс значительно повлиял на медицину. Возьмем для примера работу клиники урологии Сеченовского университета. Ежедневно мы выполняем порядка 30–35 операций, подавляющее большинство из них – малоинвазивные и высокотехнологичные. Современное оборудование позволяет уменьшить травматичность операций и сократить пребывание пациентов в стационаре, порой, до двух – трех дней. Все большую роль играют компьютерные технологии. Так, 3D-моделирование патологического процесса при опухоли почки разработали и внедрили в нашей клинике еще 12–15 лет назад. Но в те годы построением таких моделей на основании данных КТ занимался специально обученный инженер, и это требовало нескольких часов кропотливой работы. Сегодня такое построение выполняет специально разработанная нейросеть всего за несколько минут. Впечатляет и прогресс в области диагностики урологических заболеваний. Возможности современных компьютерных и магнитно-резонансных томографов, УЗИ с контрастным усилением и радионуклидных исследований сделали нашу работу гораздо эффективнее.

Вы состоите в нескольких профессиональных ассоциациях, регулярно принимаете участие в конгрессах, конференциях и мастер-классах. Насколько широка география поездок, и какие возможности они открывают?

– Мне действительно посчастливилось участвовать во множестве научных и практических мероприятий. В частности, в 27 городах России, а еще в Казахстане и в Индии, я проводил мастер-классы с демонстрацией различных операций в прямом эфире – это так называемая «живая хирургия». Наряду с этим, принимал участие в конгрессах и конференциях, проходивших в большинстве европейских стран, а также в ОАЭ, Турции, США, Канаде, Китае, Катаре. Надеюсь, этот список будет пополняться, потому что огромное счастье – делиться тем, что умеешь, и приобретать новые знания, обмениваться опытом с коллегами. Еще один повод для радости – знакомство с другими людьми, городами и культурами.

Как вам удается выдерживать такой темп жизни?

– Работа в медицине – в целом один большой стресс, с которым необходимо справляться, чтобы остаться в этой профессии. Сложно не пропускать все через себя. У меня нет какого-то секрета или волшебной пилюли. Помогает осознание того, что я занимаюсь богоугодным делом, приношу пользу людям, а еще – поддержка семьи, родных и близких.

Что бы вы посоветовали человеку, который тоже решил связать свою профессиональную судьбу с медициной?

– Посоветовал бы оставаться верным этому выбору, несмотря на то что это непросто. Нужно набраться терпения, сил, стремления и твердого желания пройти весь этот путь, который начинается с нелегких дней обучения и заканчивается лишь с последним рабочим днем. Важно помнить, что мы помогаем людям, а это дорогого стоит.

Prospect-sk № 56/2025

Марина Мазуренко

Автор материала

Марина Мазуренко

Марина Мазуренко