Персона
Архитектура как свидетель светской жизни Владикавказа
Окруженный соседями, замученными постоянными стычками с русскими войсками и внутренними междоусобицами, город оставался мирным, деятельным и приветливым. Развивались торговля, ремесла, образование и, как следствие, светская жизнь и активный досуг. Сейчас мы не будем брать в расчет приемы в частных салонах зажиточных горожан. Мы начнем с того момента, когда досуг и культурный отдых начали приобретать массовость. А точкой отсчета будем считать появление театра в 1871 году.
По старым свидетельствам в середине XIX века строительство театра стало необходимостью в культурной жизни города, поскольку церкви и духаны эту потребность удовлетворить уже не могли. В результате старейший драматический театр на Северном Кавказе был основан в 1869 году и открылся 15 апреля 1871 года премьерой спектакля «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, кстати, ранее запрещенной. Здание театра было построено по проекту архитекторов С.И. Уиптона, В.О. Грозмани и В. Русаковского и имеет две сцены: малую и большую. Интересно то, что до XX века театры не разделяли на драматические и музыкальные, поэтому сцена была рассчитана, в том числе, на оперно-балетные спектакли, и на ней имелась мобильная оркестровая яма. Зрительный зал вмещал 800 мест и отличался своей уникальной акустикой. В разные годы здание театра достраивалось, но в целом не изменило своего первоначального облика.
Поскольку у театра долгое время не было своей театральной труппы, владикавказских зрителей развлекали приезжие знаменитости. Среди них выдающиеся российские актеры и театральные деятели тех лет: Мариус Петипа, Николай Рыбаков, Александр Сумбатов-Южин, братья Адельгейм, Мария Савина, Павел Орленев, Константин Варламов, Владимир Давыдов. Чуть позже подготовкой актеров стал заниматься театр «Модерн», находившийся в здании на углу Александровского проспекта и улицы Базарной и принадлежавший торговому дому «Сегаль и сыновья». Здесь играл свои первые спектакли юный Евгений Вахтангов. В более зрелом возрасте он осуществлял свои постановки в городском театре, а оформлял спектакли художник, поэт и основоположник осетинского литературного языка К.Л. Хетагуров.
В 1912 году в театре была поставлена первая осетинская пьеса – «Дети гор» Дмитрия Кусова. Одну из ролей исполнял Вахтангов. Здесь же свои первые пьесы («Дни Турбиных», «Сыновья муллы») ставил М.А. Булгаков, который работал в театре заведующим литературным отделом с августа 1920 г. по май 1921 г. Он активно работал с молодежью: лично отобрал группу осетинских парней и девушек, желающих заниматься в народной драматической студии. Под руководством писателя ребята с успехом сыграли в спектаклях «Гроза», «Лес», «Бешеные деньги» Островского, «Гамлет» Шекспира, «Разбойники» Шиллера, «Ревизор» Гоголя.
В наши дни театр носит название Русского драматического театра и продолжает притягивать своих зрителей яркими спектаклями и великолепной актерской игрой.
Начало XX века для жителей Владикавказа ознаменовалось появлением синематографа, который изначально был ручным, а позже стал электрическим. Первый кинотеатр размещался на Александровском проспекте (ныне – проспект Мира) в скромном особнячке Александры Аксеновой. Двухэтажное здание было построено в 1887 году, а спустя 20 лет хозяйка сдала свою недвижимость в аренду крупнейшей в мире кинокомпании «Братья Пате». Стоит отметить, что это знаковое событие произошло в 1907 году, то есть первый кинотеатр во Владикавказе появился на два года раньше, чем в Москве, и стал первым в России!
Экран «Пате» знакомил владикавказцев с зарубежными картинами, такими, как «Победа или смерть» с участием Берты Нельсон и Александры Бернар, «Отверженные», «В омуте Парижа», «Мертвые повелевают», «В мире преступлений», инсценированной по нашумевшему в те годы роману Пьера Сувестера «Маринитты». Здесь демонстрировались фильмы русской золотой серии «Тайна барского дома», «И грянул бой». Благодаря именно «Пате» горожане впервые получили возможность услышать голос Ф.И. Шаляпина.
В 1911 году арендаторы пристроили к особняку «большой зал» для кинопоказов: аудитория и количество фильмов к тому времени стремительно возросли. После 1917 года кинотеатр национализировали, и буржуазный «Пате» после нескольких переименований превратился в «Комсомолец». Впрочем, это не помешало ему работать и дальше, оставаясь самым любимым и посещаемым кинотеатром города.
Совсем иное впечатление производит эффектное здание кинотеатра «Гигант», который по тем временам был самым крупным в Терской области. О нем впервые стало известно 5 февраля 1913 года, когда владикавказская городская управа выдала предпринимателям Е.И. Первил и А.Е. Медведевой разрешение на возведение сооружения для синематографа на их собственных участках. Содержателем же кинотеатра стал Михаил Александрович Первил, известный горожанам по деятельности в цирке К.С. Аралова.
Итак, стараниями выдающихся инженеров-архитекторов Ф.Ф. Гутга, П.П. Шмидта и А.А. Навроцкого было построено здание на Александровском проспекте, 57 (ныне проспект Мира, 53) с выходом на улицу Гимназическую (ул. Миллера). Вход в кинотеатр находился со стороны улицы Московской (ул. Кирова). Здание кинотеатра отражает в себе все черты архитектурного стиля модерн. Фасад, начиная от кирпичной кладки и заканчивая навершиями на крыше, в изобилии украшен деталями, присущими этому направлению. Интерьер также отличался богатством: стены на всю высоту были расписаны лучшими художниками города, а мебель сочетала в себе красоту и удобство. Второй этаж занимали квартира владельца и фотоателье.
6 октября 1913 года владикавказская газета «Листок» известила горожан о том, что на Александровском проспекте в домах Первила и Медведева, близ памятника Архипу Осипову, действует «грандиозный электротеатр «Гигант», и что для поклонников кино в фойе будет играть Румынский оркестр под управлением известного сольного скрипача Ф.Г. Харкоти. Также до зрителей было доведено, что программа картин будет меняться два раза в неделю боевыми, комическими фильмами и журналом-патэ. Анонсы картин были представлены таким образом, чтобы зритель пришел на просмотр именно в «Гигант». Имело значение все – от имен актеров и режиссеров: «Демонстрируется выступление на экране мировой знаменитости О.В. Гзовской... Постановка известного режиссера Изумрудова», до техники кинотеатра: «Мигания почти нет, освещение приятно для глаз». Использовались и другие средства привлечения зрителя. Например, в фойе кинотеатра постоянно играл духовой оркестр Терского казачьего войска. Также известно, что в 1914 году Михаил Первил неоднократно просил городскую управу, чтобы в его биографе разрешили гастроли чемпиона по борьбе и дали возможность перед просмотром картин выступить артисту Али с номером «Человек-аквариум». Однако особое распоряжение от 9 марта 1914 года требовало «в кинематографических театрах не допускать никаких представлений, кроме кинематографических», а за нарушениями просмотра строго следил полицмейстер. Кстати, в одном из донесений он писал: «...доношу, что новейший модный танец «Вантер» в театре «Гигант» показывался на экране как картина, что... не воспрещено».
После революции кинотеатр был переименован в «Родину», однако совершенно не утратил своего первенства в демонстрации премьер: фильмы из цикла «Фантомас» впервые были показаны именно здесь.
Еще одним местом досуга, а также культурным и общественным центром для жителей Владикавказа было Владикавказское общественное собрание, которое организовывало спектакли, танцевальные вечера и иные культурные мероприятия. В разные годы его посещали выдающиеся деятели культуры, такие, как журналист и писатель А.П. Чехов, звезда оперной сцены Ф.И. Шаляпин.
Здание, которое в наши дни известно как Дом офицеров, было возведено в 80-х годах XIX века купцом Харлампием Муратандовым. Однако вскоре после завершения строительства правление собрания пришло к выводу, что рационально для своих целей они могут использовать лишь половину площади. Таким образом, часть здания была отдана под гостиницу «Бристоль», которая также стала популярным местом досуга благодаря ресторану «Шантан», имевшему свое варьете и, соответственно, разнообразную развлекательную программу. Поговаривают, что в программу развлечений для желающих включалось и общество дам, неотягощенных моральными принципами...
И в то же время здание бывшей гостиницы, выполненное в строгом стиле, без вычурного лепного декора, не обладает архитектурными изысками. Но оно прекрасно вписывается в общий ансамбль городского ландшафта. По мнению архитектора Сослана Цаллагова, больший интерес представляет само сооружение, с внутренним двориком, интересным планировочным решением первого и второго этажей. Оно ценно как исторический памятник, поскольку в нем происходили важные для республики события, организовывались выступления многих видных политических деятелей страны, в том числе И.В. Сталина.
Здесь мы рассказали о зданиях, где наиболее активно протекала светская жизнь Владикавказа, однако, только ими она не ограничивалась. Город был насыщен клубами и обществами по интересам, такими, как скаковое общество, общество французского языка «Казбек» и Русское географическое общество, которое располагалось в гостинице «Европа» (ныне проспект Мира, 54). Свою лепту вносил и Владикавказский трек, который теперь известен как Парк культуры и отдыха им. К.Л. Хетагурова.
Вот такой насыщенной культурной жизнью отличался Владикавказ, а ведь считался всего лишь «глубинкой» Российской империи, просто небольшим городком в кольце гор!
подготовила – Александра Кортунова