Персона

Астрид Линдгрен: из крестьянок в королеву дипломатии.

Кто из нас не знает шведскую писательницу Астрид Линдгрен? Абсолютно все знакомы с ее звездной триадой «Малыш и Карлсон», «Пеппи Длинный Чулок», «Мио, мой Мио». Но кому известно, что за безграничной добротой ее детских историй скрывается глубокая личная драма и серьезная революция по пересмотру подхода к восприятию детей?

Кто из нас не знает шведскую писательницу Астрид Линдгрен? Абсолютно все знакомы с ее звездной триадой «Малыш и Карлсон», «Пеппи Длинный Чулок», «Мио, мой Мио». Но кому известно, что за безграничной добротой ее детских историй скрывается глубокая личная драма и серьезная революция по пересмотру подхода к восприятию детей?

Одна из главных героинь творчества Линдгрен Пеппи Длинный Чулок говорила: «Что ж, если здесь чудес ждать не приходится – придется нам самим делать чудеса». Именно так и жила сама писательница. Казалось бы, к самым обыденным обстоятельствам своего детства, юности и особенно зрелой жизни добровольной домохозяйки, она всегда находила нестандартный подход. 

Анна Эмилия Астрид воспитывалась в традиционной лютеранской семье. Родители будущей писательницы очень тепло относились друг другу и в такой же атмосфере добра воспитали своих детей. Пожалуй, поэтому у девочки была возможность в простых условиях крестьянской среды находить источник вдохновения и радости. Еще в начальной школе она проявляла интерес к сочинительству, и мама поддерживала ее талант. Астрид писала для школьной газеты, а в 17 лет стала сотрудничать с печатным изданием ее городка Виммербю. Именно этот жизненный период совпал с приходом в ее старомодную местность сексуальной революции: Астрид как охотница до всего прогрессивного остригла коротко волосы и начала носить мужские костюмы. Вполне ожидаемо, что семья не приняла этот протест. Следующим ударом для родителей стал роман девушки с редактором газеты, в которой она работала. Он был старше нее на 30 лет, женат и имел семерых детей. Когда Астрид было 18 лет, она забеременела. 

Писательница вспоминала: «Я выросла в чрезвычайно уважаемом доме. Мои родители были очень религиозны. Никогда ни единого пятнышка не было на репутации нашего семейства, более того, всего нашего рода. Я до сих пор помню, как еще до рождения Лассе мама возмущалась, если у молодой женщины рождался так называемый внебрачный ребенок. И тут это случается со мной»… 

Чтобы избежать кривотолков, спасти репутацию своего редактора и семьи, она вынуждена покинуть родной город и переехать в Данию. В то время только в Копенгагене у матерей-одиночек была возможность рожать, не раскрывая имени отца ребенка. Помимо прочего, девушка осталась без средств к существованию, ей пришлось оставить сына приемным родителям и пойти работать. Так, ее сын Ларс прожил в чужой семье три года. Писательница называет этот период своей жизни самым мучительным и темным. До самой смерти она винила себя за то, что ей пришлось оставить сына, и эти воспоминания всегда были очень болезненными. 

Пока Астрид работала секретарем в Королевском автоклубе, она познакомилась с будущим супругом Нильсом Стуре Линдгреном, с которым ей было суждено прожить всю жизнь. После свадьбы она смогла, наконец, забрать сына у приемных родителей и жить одной семьей.

Несмотря на все невзгоды, она никогда не переставала писать. Однажды ее дочь Карин заболела и просила рассказывать ей истории про девочку, которую с ходу назвала Пеппи Длинный Чулок. Со временем этих историй стало так много, что возникла идея их опубликовать. Именно с этого произведения началась тихая революция Астрид Линдгрен, которая провозгласила новую концепцию в подходе к воспитанию детей. Писательница представила образ взбалмошной девочки, которая делает и говорит, что вздумается. Такая героиня стала полной противоположностью идеального представления общества о покладистой шведской девочке середины прошлого века. Астрид призывала смотреть на детей их же глазами, прислушиваться к их чувствам, понимать мотивы и желания. Ребенок, по ее мнению, это не просто объект для насаждения морали, это в первую очередь личность со своим видением мира. Эти идеи она продолжает развивать в своих произведениях о Малыше и Карлсоне и в «Мио, мой Мио». А после публикации ее «Эмиля из Леннеберги», где недвусмысленно прослеживалась тема домашнего насилия над детьми, общество разгорелось бурной дискуссией и волной критики. Сказочница не сдалась и отстояла свою позицию. После этого в Швеции был принят закон о запрете телесных наказаний детей.

За свою долгую жизнь – Астрид Линдгрен умерла в 2002 году в возрасте 95 лет – книги писательницы были опубликованы общим тиражом 150 миллионов экземпляров, переведены на 100 языков мира. Она определила, что детская литература должна быть «такой же серьезной, как взрослая», как говорится в одной из известных рецензий к ее очередной книге.  

«На свете нет такой вещи, о которой нельзя было бы договориться, если все как следует обсудить», – говорила Пеппи. И вновь, именно таким дипломатическим образом Астрид удавалось решать глобальные вопросы в пользу не только детей, но и взрослых на высоком государственном уровне. Такая вот простая крестьянская девочка, пожелавшая стать домохозяйкой!

Prospect-Северный Кавказ

Автор материала

Prospect-Северный Кавказ

Prospect-Северный Кавказ