Персона

Былымские озера. Инструкция по применению

Былымские озера, Гижгит – это все про одно и то же, про хвостохранилище Тырныаузского вольфрамо-молибденового комбината. Некогда сия махина работала на весь союз, теперь комбината фактически нет, зато «хвосты» никуда не делись, а бирюзовыми, кокетливо изогнутыми формами привлекают к себе внимание туристов. Хороши они в любую погоду, меняют цвет от яркой бирюзы до грозового неба в зависимости от времени года, пенятся от ветра, сияют на солнце. Одним словом, радуют глаз. А торчащие в нескольких местах вышки непонятного назначения добавляют загадочности. Живописность этих мест в последнее время стала привлекать свадебных фотографов. Если уж они добрались до какого-то местечка, значит, оно окончательно вошло в моду.

Водоемы находятся «над» Былымом – сельским поселением в Баксанском ущелье Кабардино-Балкарии. Всего Былымских озер два – большое и маленькое, расположены они в бывшем русле реки Гижгит. В советское время все делалось с размахом. Вот и место под хвостохранилище выделили, не считаясь с трудностями: отвели реку в сторону, пробили для нее русло в скале, а освободившуюся извилистую пойму заполнили водой и разнообразными минерально-металлически-химическими отходами производства. Получилось красиво, хоть и неполезно.

Как добраться

Озера ранее пользовались популярностью разве что у местных рыбаков, однако в последние годы народ туда прямо-таки активно поехал. Связано это, может быть, с относительной доступностью, все же от селения Былым туда добираться менее 5 километров, а, может, с тем, что техники и возможностей выложить сфотографированное в Интернет стало больше, то есть появилась естественная реклама.

            В принципе, добраться до Былымских озер просто: если ехать по трассе, которую Яндекс-карты называют Р-217, из Пятигорска или из Нальчика, нужно повернуть сначала на объездную вокруг Баксана, а затем на круге, что на посту «Баксан», свернуть по указателю «Эльбрус» (из Нальчика – налево, из Пятигорска – направо). Дальше до самого Былыма дорога по сути одна-единственная, ни с чем ее не спутаешь. Вы проедете Исламей, Атажукино, Заюково, Жанхотеко, Бедык, а затем попадете в Былым.

            Относительные сложности могут начаться после выезда из села. Здесь нужно свернуть налево, к старому мосту на другой берег Баксана. От моста дорога взбирается по искусственной насыпи. Это еще один повод восхититься возможностями человека. Сюда ездят и на внедорожниках, и на легковых машинах. Рекомендуется, естественно, первый вариант. Дорога тут вполне пристойная, кое-где по ней прошлись грейдером, но асфальтового покрытия она уже давным-давно не помнит. Так что если вы хотите избежать какого-либо ущерба для своего здоровья и любимого железного коня, учтите, что легковушки здесь найдут полосу самых разных препятствий. Проезд возможен, но сами понимаете, за поцарапанные бамперы, подбитые кочками автомобильные днища и прочие в разной степени неприятные происшествия отвечать вам.

Купаться или не купаться?

К озерам можно подъехать и сверху, и снизу – выехать прямо на берег или обогнуть их по широкой траектории и осмотреть сверху. Купаться и рыбачить лично я бы там не стала. Хотя, как уже было сказано выше, местные рыбаки тут встречаются часто. Возможно, во мне просто говорит такая распространенная в наше время химиофобия. Все же не первый год былымцы стоят тут с удочками, и ничего – живы, здоровы, бодры и веселы.

            Тем не менее стоит отметить, что республика сейчас активно занимается укреплением береговой линии хвостохранилища и рекультивацией пляжа. А это, согласитесь, прозрачный намек на некоторую «неполезность» находящихся под водой отходов. Всезнающий Интернет говорит, что от избытка молибдена может снизиться масса тела (вот честно, не самый страшный побочный эффект, правда, дальше – хуже), возникает раздражение слизистых оболочек, есть риск появления молибденовой подагры, нарушения пигментации кожи и прочее. Конечно, для того чтобы избыток этот заработать, надо много и регулярно принимать молибден. Еще пишут, что молибден очень положительно влияет на растительность и что его применяют как удобрение. Совершенно очевидно, что в химическую пустыню окрестности хвостохранилища не превратились, и даже наоборот. В общем, решение, как себя вести с этими водоемами, остается за вами. Я же предпочитаю смотреть и не трогать.

            Кстати, озера вполне могут стать не конечной точкой поездки: если ехать по той дороге, что огибает больше озеро сверху, вы довольно быстро покинете бывшую пойму реки Гижгит и поедете прямиком к двум живописным вершинам Скалистого хребта – Алмалыкая и Науджидзе. На самом деле до конца по этой дороге ездят нечасто, но разве каждый уважающий себя турист не задается вопросом, а что там за поворотом, который мы только что проехали, и чем заканчивается дорога, по которой он едет? Тут, конечно, есть и серпантин, и размытые участки дороги, и следы селевых потоков. Но все сложности окупаются шикарными видами!

            Верхняя дорога огибает большое озеро, с нее открывается неплохой вид на водоем и на противоположные склоны Баксанского ущелья, в том числе перевал Актопрак и дорогу, ведущую в Чегемское ущелье. А если подняться по склону еще выше, можно получить замечательный панорамный снимок озера.

Все выше и выше

Дальше дорога ведет, как ни странно, к бескрайним полям-лугам. Снизу, из ущелья, кажется, что места здесь мало, на самом же деле тут простор и грандиозные альпийские луга. В межсезонье, конечно, они не так захватывают дух, как летом, но все равно хороши. Кстати, если присмотреться, можно рассмотреть кружащих в небе орлов. Вообще, движение здесь весьма и весьма слабое, поэтому птицы ничего не боятся и позволяют себе очень близко подбираться к дороге и к людям. Да и если прикинуть их размеры, размах крыльев и массивность клюва, подобной встречи опасаться больше стоит человеку. И то исключительно условно. Например, повстречавшийся мне однажды мирно дремлющий на скале прямо над дорогой пернатый товарищ оказался настолько невозмутим, что пришлось минут десять шуметь и всячески его уговаривать взлететь, чтобы показать себя во всей красе, ну или хотя бы повернуть к нам голову. Другой же, вылетевший из кустарника практически под колеса, на несколько секунд заслонил своими крыльями абсолютно весь обзор. Или это только показалось от неожиданности?

            Выше озер есть кошара и, кажется, даже остатки работавшего в советское время производства по переработке молока. Как известно, в прошлые годы таких заводов в горах было немало. Свежее молоко обрабатывали прямо на месте, чтобы не тратиться на перевозки и чтобы все успевать. Ребята, обосновавшиеся тут, очень приветливы. Это, вообще, отличительная черта всех местных. Чем выше, тем дружелюбнее, приветливее и роднее. Тут принято сигналить друг другу и приветственно махать рукой. Если же вы захотите остановиться, выйти и пообщаться, вас примут с распростертыми объятиями, ответят на все вопросы, расскажут какую-нибудь байку, объяснят, что ждет за следующим поворотом, и так далее.

            Особенный шарм этой дороги в очень прихотливой извилистости и неожиданных витках. В некоторых местах ее можно рассмотреть подробно и далеко, на некоторых же глухих виражах начинает казаться, что вон та зависшая вдалеке петля ну никак не может быть частью того, по чему ты сейчас едешь. А потом оказывается, что может. В какой-то момент, глядя на противоположную «стену» Баксанского ущелья и Актопрак, понимаешь, что поднялся выше верхней точки перевала.

            Пожалуй, зрелищем не менее впечатляющим, чем озера, окажется пик Наушидзе, или так называемые Тещины зубы. За время блуждания по серпантину «зубы» эти откроются со всех сторон, придвинутся почти вплотную, снова отскочат в сторону, чтобы показать плато Инал. Также вы сможете хорошенько рассмотреть массив Алмалыкая с характерным двузубым пиком. Внимание, спойлер: дорога упирается в очередную кошару. Далее – только очень неубедительная колея, по которой ехать не рекомендуется. Да и незачем. Условно конечная точка и без того прекрасна.

Кто есть кто?

Я очень люблю ориентироваться на местности по названиям. Для таких как я, небольшая справка: «Река Гижгит, крупный левый приток Баксана, протекает между участком Скалистого хребта (район пика Наушидзе) и отрогами Передового (Шаукамнысырт) и Бокового (Ташорунбаш) хребтов.

            Из долины Гижгит через некатегорийный пер. Большой Джаурген проложена дорога в г.Тырныауз. Перевал Суарык (1А) ведет в соседнюю долину Кыртыка; автомобильный пер. Шаукам, он же Малый Джаурген, – в долину Шаукол, к нарзанным источникам Джылысу в бассейн р.Малки; некатегорийные перевалы Бильбичат и Кинжал (правильно Канджол) – в долину Гунделена (первый левый приток Баксана).

            Нижнюю часть долины Гижгит занимает искусственное озеро Тырныаузского ГОКа. В средней части долины имеются значительные участки леса. Верховья заняты обширными пастбищами. Первое известное описание было составлено в 1982 г. В. Ифраимовым (Москва, МИФИ).

            Отмечу, что Гунделен ныне называют Кёнделеном. Информация почерпнута из путеводителя «Эльбрус и его отроги» А.А. Алексеева. Кстати, дорожка наша упирается как раз в перевал в сторону этого самого Кёнделена.

            Теперь немного о простых человеческих нуждах. Например, о еде. Баксанское ущелье – это, конечно, дорога в Приэльбрусье, тем не менее еще не само Приэльбрусье. То есть все сколько-нибудь интересные в плане интерьера (да и вообще все) кафе-рестораны находятся гораздо выше. В селении Жанхотеко есть торговый ряд, где можно и сувениры чайно-шерстяные обрести, и что-то из провизии купить, и домик неизвестного архитектора посетить (кстати, последний на ого-го сколько километров). Но все же самый разумный выход – это взять провизию с собой и устроить себе пикник где-нибудь наверху. Ведь, как известно, в том и есть суть туризма, чтобы взять побольше еды, зайти подальше и там все съесть.

            Симпатичные поляны есть вокруг большого озера недалеко от дороги. Есть они и выше, с видом на хищные зубцы Алмалыкая, и еще выше вокруг Тещиных зубов. Одним словом, смотрите по сторонам, выбирайте наиболее симпатичный вам пейзаж. Главное помнить, что это не ресторан, официант за вами не приберет. Значит, мусорные мешки, аккуратность и никаких бутылок и пакетов, брошенных посреди такого чудесного, высокогорного и гостеприимного. Сейчас там почти чисто. И очень хочется, чтобы так было всегда. Ведь все мы знаем, что любовь туристов одна не ходит, а всегда водит за собой горы мусора.

автор – Дарья Шомахова

prospect-sk №42

Prospect-Северный Кавказ

Автор материала

Prospect-Северный Кавказ

Prospect-Северный Кавказ