Персона

Чарльз и Рей Имзы: любовь и творчество – бренд

Любовь и творчество – понятия тождественные. Оба имеют мощную созидающую силу. Оба нацелены на то, чтобы мир наполнялся яркими впечатлениями и событиями, становился лучше, богаче, добрее. А если любовь и творчество объединяются, то их тандем порождает, как минимум – шедевр, а как максимум – бренд мирового уровня. У всех на слуху успешные творческие пары как в нашей стране, так и за рубежом. В таких отношениях нас поражают духовная близость людей, единство и гармония. Конечно, и у них бывают семейные конфликты и творческие разногласия, но высокий уровень взаимопонимания и общность целей объединяют супругов до конца их дней. Об одной из таких пар мы и расскажем на своих страницах.

Знакомьтесь: Чарльз и Рей Имзы (или Эймзы – на американский манер). Оба родились и прожили всю жизнь в Соединенных Штатах Америки, как и по образованию архитекторы и дизайнеры. Оба – авторы мебели и элементов декора, перевернувших представление об интерьере и его наполнении. Итак, Чарльз Имз, а полностью Чарльз Ормонд Имз-младший, родился 17 июня 1907 года в Сент-Луисе, штат Миссури. Его отец, фотограф-любитель, работал в области безопасности на железных дорогах. Семья имела средний достаток и жила довольно скромно. Однако, когда Чарльзу исполнилось восемь, случилось несчастье: отец был ранен при ограблении и потерял работу. Поработав некоторое время журналистом, глава семейства умер четыре года спустя.

            Чарльз, будучи вторым ребенком в семье, как мог, поддерживал близких: он стал лаборантом в Laclede Steel Company. Именно там Имз получил свои первые знания о машиностроении и архитектуре, что в дальнейшем отразилось на выборе профессии. В тот период в школьном ежегоднике его описывали как «человека с идеалами, достаточно храброго, чтобы защищать их, и способного соответствовать им».

            После окончания средней школы он выиграл в конкурсе на обучение архитектуре в Вашингтонском университете в Сент-Луисе. Однако после двух лет обучения он оставил университет. Ходили слухи, что Чарльз был отчислен за «слишком современный» подход к архитектуре – в те годы он был очень увлечен архитектурной концепцией Фрэнка Ллойда Райта. Но скорее всего, учеба Имза пострадала из-за работы архитектором на Trueblood and Graf, которая отнимала много времени.

            В университете Чарльз встретил свою первую жену, Кэтрин Уоэрмэнн. Ее отец оплатил их медовый месяц, который молодожены провели в Европе. Тогда, в 1929 году, Чарльз впервые увидел постройки знаменитых архитекторов-модернистов: Ле Корбюзье, Людвига Миса ван дер Роэ и Вальтера Гропиуса. Вдохновленный увиденным, в 1930 году, совместно с бывшими однокурсниками Чарльзом Греем и Уолтером Паули, Имз открывает архитектурное бюро, которое вскоре вынужден закрыть.

            Большой удачей для молодого зодчего стало знакомство с финским архитектором Элилом Саариненом, который предложил совместно изучать архитектуру и дизайн в Академии Cranbrook. Под влиянием старшего товарища, в 1938 году Чарльз вместе с женой и дочерью переезжает в город Дючия, штат Мичиган. Там он еще больше сближается с Элилом и его сыном Ееро, вместе с которым в 1940 году победил в конкурсе нью-йоркского Музея современного искусства в номинации «органический дизайн». Успех принес разработанный Имзом метод производства клееной многослойной древесины, а точнее – фанерный стул, выглядевший и современно, и уютно.

            Это был настоящий прорыв для молодых архитекторов, а впереди были новые цели и новые достижения. Тем не менее вряд ли тогда Чарльз мог предположить, что однажды станет учителем и руководителем промышленного дизайна департамента Академии художеств Cranbrook. И вряд ли он ожидал, что встретит там женщину, которая изменит всю его жизнь и ради которой он изменится сам...

            Этой женщиной стала Рэй, урожденная Бернис Александра Кайзер, его однокурсница из Калифорнии. Она родилась 15 декабря 1912 года в Сакраменто, в творческой семье, и была вторым ребенком у родителей, так же как и Чарльз. Ее отец был театральным продюсером, переквалифицировавшимся в страхового агента, который вместе с матерью поощрял ее тягу к искусству. После смерти отца в 1929 году Рэй и ее мать переехали в Нью-Йорк, чтобы быть ближе к брату – кадету в академии Вест-Пойнта. Рэй изучала абстрактную живопись под руководством Ганса Хофманна (Hans Hofmann). Когда ее мать умерла в 1940-м, Рэй переехала в Мичиган и поступила там в Академию искусств Cranbrook. Ко времени знакомства с Имзом она уже добилась некоторого признания как художница-абстракционистка и начала пробовать себя в дизайне интерьера.

            На этой волне и началось их знакомство, которое привело к тому, что в 1941 году Чарльз развелся со своей первой женой. Женившись на Рэй, переехал вместе с ней в Лос-Анджелес. Они поселились в съемной квартире на Авеню Стратмор в пригороде Вествуд, и вскоре Чарльз начал создавать декорации для фильмов студии Metro Goldwyn Mayer, а Рэй стала дизайнером обложек журнала Arts & Architecture.

            Жизнь супругов скучной не была: они творчески использовали свободное от работы время и экспериментировали в моделировании изделий из фанеры в мастерской, которую переделали из запасной спальни. Надо сказать, что едва Чарльз и Рей переехали, как установили в этой комнате самодельный формовочный пресс, в который они помещали древесину и клей, позаимствованные Чарльзом с MGM movies. На этой машине Имзы создали свой первый продукт, запущенный в массовое производство, – шину на ногу, которая была изготовлена по слепку, сделанному с ноги самого Чарльза. Через год ВМС

            США заказали 5 000 экземпляров таких шин, и в 1942 году мастерская переехала из дома в арендованное помещение рядом с бульваром Санта-Моника. Они собрали группу единомышленников, включая Гарри Бертойя, создавшего дизайн обручальных колец для Рэй и Чарльза. Кроме того, на Имзов теперь работали несколько человек, которые помогали им создавать скульптуры, стулья, ширмы, столы и даже игрушечных животных из фанеры.

            Некоторые модели мебели заинтересовали компанию Herman Miller, которая вскоре начала их производство. Изделия приглянулись и покупателям: фанера от Имзов совмещала изящную эстетику и техническую изобретательность. Эти качества были ярко продемонстрированы в шоу-руме, который дизайнеры проектировали для своего заказчика.

            Во второй половине 1940-х годов супруги (вместе с Саариненом) приняли участие в программе журнала Arts&Architecture по строительству особняков в новом стиле. Проект Case Study Houses воплотился в 1949 году в строительство дома, в котором супруги жили и работали до самой смерти.

            Историк дизайна Пат Кирхэм описал его как «композицию в стиле Мондриана на лос-анджелесском лугу». Дом Имзов (также известный как Case Study House № 8, расположенный на бульваре North Chautauqua, 203, в Pacific Palisades, пригороде Лос-Анджелеса, Калифорния) является вехой архитектуры середины XX века. Однако он отличался от домов многих знаменитых архитекторов-модернистов, например, «хижины» Le Cabanon Ле Корбюзье. Несмотря на внешнюю простоту, внутри дом был уютным, с мебелью из кожи и фанеры, созданной супругами, а также множеством необычных скульптур и арт-объектов. По замыслу – это дом для молодой семьи, функциональный и динамичный – гармоничный дом для жизни, работы и развлечений. Конструктивно дом состоит из стандартизированных блоков, которые могут быть собраны небольшой бригадой строителей в кратчайшие сроки. Этот проект был специально разработан для дешевого и быстрого строительства: пятеро рабочих за 16 часов могли возвести стальной каркас, и еще один рабочий за три дня настилал крышу. Основные конструктивные элементы дома – сталь и стекло, высота – 17 футов (5,1 метра), длина – 200 футов (60 метров). Членение фасада строго геометрическое, в духе картин Мондриана, состоит из ярких цветных панелей, перемежающихся с витражным остеклением. В настоящее время Earnes House используется как студия, которая продолжает заниматься реализацией работ семьи Имз. В 2006 году дом был внесен в реестр Национальных исторических мест и охраняется законом.

            В последующие годы Имзы продолжили экспериментировать, создавая мебель из стекловолокна, пластика, алюминия и кожи. Ярким примером тому служит Eiffel Shell, спроектированное в 1948 году. К необычному дизайну стула супругов подтолкнула Эйфелева башня в Париже – на нее внешне похож каркас стула, который выпускался с металлическими и деревянными ножками. Сиденье же выполнено в виде вогнутой полусферы.

            Не менее эффектно смотрится и стул Earnes Wire, который изготавливался из стали. Спинка и сиденье выполнены единым каркасом, напоминающим металлическую сетку, а ножки сделаны из хромированной стали.

            Символом успеха стало мягкое кресло Lounge Chair, которое появилось в 1956 году. Надо отметить, что в 1960-е и 1970-е годы чуть ли не каждый крупный руководитель считал нужным его приобрести. Оно сделано из кожи и фанеры и является одним из самых известных дизайн-объектов Имзов – его до сих пор выпускает компания Herman Miller. Позже кресло было дополнено маленькой оттоманкой, что превратило его в подобие шезлонга.

            Не меньшей популярностью по сей день пользуются и знаменитые пластиковые стулья, которые начала выпускать компания Vitra в Европе. Стул Earnes Plastic Armchair – икона современного дизайна, впервые выставленная на конкурсе 1950 года МоМа. Ножки выполнены из металла, а сиденье и спинка – из окрашенного в массе полипропилена.

            Чарльз и Рэй Имзы прославили себя и письменными столами. Письменный стол EDU до сих пор остается образцом лаконичности и удобства. Каркас его изготовлен из металла с фактурной бархатистой поверхностью, столешница – из шпона клена, высота ножек регулируется под неровности пола, а «глухие» ящики трансформированы в открытые полки. Что касается детской мебели, то стол Folding Table Small не испортит никакая ребячья шалость. Это складной низкий стол на ножках из хромированных стальных трубок со столешницей из шпона клена, который часто идет в комплекте со стульчиками из пластика.

            Инновацией в дизайне интерьера стал и шкаф ESU Bookcase, который можно было помещать не у стены, а в центре комнаты, и использовать в качестве зонирующего предмета мебели.

            С начала 50-х до конца 80-х годов XX века Чарльз и Рэй Имзы увлекаются и кинематографом. Ими снято более 100 короткометражных фильмов, часть которых посвящена строительству их знаменитого дома и другим проектам. Другие же представляют собой научно-популярное видео по биологии, астрономии, математике и иным сферам знаний. Здесь также не обошлось без инноваций: Имзы изобрели жанр полиэкранного слайд-фильма, один из которых даже показывали на выставке «Промышленная продукция США» в 1959 году в Москве.

            Но самый знаменитый фильм создан супругами в 1968 году по заказу компании IBM. Это 9-минутная короткометражка Rowers of Теп (Сила десяти), которая посвящена магии чисел и величию Вселенной.

            И все же мир знает Имзов как новаторов, которые, уйдя от тяжелой и сложной в исполнении мебели, нуждавшейся в декорировании и обивке, дали новые идеи и вдохновение дизайну интерьера. Эта удивительная пара не только спроектировала часть самой влиятельной и смелой мебели XX столетия, но через преподавание, писательство и совместную жизнь они определили открытый и эмоционально выразительный подход к творчеству и образу жизни.

            Их мировоззрение влияет на нас до сих пор, хоть обоих уже давно нет в живых. Чарльз умер 21 августа 1978 года там же, где и родился, – в Сент-Луисе. А Рэй продолжала жить, чтобы в 1979 году увидеть признание их творчества в виде Королевской золотой медали, а затем уйти вслед за мужем в 1988 году, спустя ровно десять лет. Видимо, число «десять» было чем-то особенным в их жизни...

Автор – Александра Кортунова (№ 42, 2018г.)

Prospect-Северный Кавказ

Автор материала

Prospect-Северный Кавказ

Prospect-Северный Кавказ