Персона
Chevrolet: история одного «крестоносца»
Chevrolet: история одного «крестоносца»
Многие знатоки считают историю марки Chevrolet чуть ли не самой главной в концерне General Motors, считая эти бренды почти синонимами в виду того, что Chevrolet – крупнейшее детище GM. Статистика, которая все-таки не дура, утверждает, что каждые 7 секунд кто-то в мире радует себя покупкой от Chevrolet.
Марка с крестом на радиаторной решетке изобилует более 20 транспортными средствами и множеством их усовершенствованных версий. С конвейера компании сходят как автомобили среднего класса, так и служебные грузовые.
Что ж, приглашаем читателя окунуться в историю того, с чего все начиналось, как развивалось, и чем сегодня живет знаменитыйChevrolet.
Гонщик Луи Шевроле (1878 –1941) обладал инженерным талантом, который никак не мог реализовать в полной мере. Но судьба свела его с Уильямом Дюрантом (1861–1947), переживавшим тогда свои не лучшие времена. Еще бы, ведь его, основателя GeneralMotors, вытеснили из компании в 1910 году. Но горевать у Дюранта не было времени – он хотел во что бы то ни стало вернуть себе былой авторитет в автомобильной индустрии. Для этого и склонил на свою сторону Луиса Шевроле, чье имя было уже на слуху.
Так, 3 ноября 1911 года Луи Шевроле и Уильям Дюрант создали новую компанию, автомобили которой впоследствии будут считаться самыми продаваемыми в США. Бренд получил имя гонщика, а технической стороной занялись инженеры GM на средства Дюранта.
Обратите внимание на логотип Chevrolet, впервые использованный в 1913–1914 годах. Идея известного ныне «креста» (он же «галстук-бабочка») была продиктована Дюранту куском обоев парижского отеля, где тот останавливался в 1908-м. Дюрант увез обрывок обоев в Штаты и показал друзьям, обращая их внимание на сходство обойного орнамента с математическим символом «бесконечность». Только поистине неординарный человек мог углядеть в «распластанном» кресте знак бесконечности.
Спустя год после образования новой автомобильной компании, миру была представлена модель ClassicSix марки Chevrolet. Седан вмещал пять пассажиров, был оборудован шестицилиндровым двигателем (4,9 л) и развивал скорость 65 миль в час (104 км/ч). Имея, в общем, неплохие показатели, ClassicSix отпугивал покупателя ценой в 2,5 тысячи долларов. Для сравнения, стоимость автомобиля-конкурента – Ford T составляла около 350 долларов, так что первенцу Chevrolet не удалось покорить рынок.
В 1915 году Дюрант совершил поездку в Торонто, чтобы наладить продажи в Канаде. После встречи с руководством McLaughlinMotorCarCompany было достигнуто соглашение, что Chevrolet будет конструировать свои автомобили в Канаде.
В 1916 году дела компании шли настолько успешно, что Дюрант смог позволить себе выкупить большую часть акций GM. После того как сделка была завершена, Дюрант вновь стал у руля GeneralMotors, и Chevrolet была присоединена к концерну, став отдельным его филиалом.
Следующие десять лет марка Chevrolet была флагманом GM, продавая до миллиона автомобилей в год. Этому способствовал и тот факт, что главный ее конкурент – Ford T – был снят с производства.
В 1923 году с конвейера GM вышла современная по тем меркам модель Superior с мотором в 26 л.с. Для новинки ее продажи шли более чем удачно: всего за 12 месяцев было продано 480 тысяч машин! В том же году GM поставил на поток первые машины с воздушным охлаждением. В следующем – запустил производство легких фургонов под брендом Chevrolet.
В 1933 году кресло руководителя компании GeneralMotors занял МарвинКосл. Инженерные инновации коснулись облегчения управления машиной. Одно из нововведений Chevrolet – независимая подвеска передних колес, незаменимая на ухабистых дорогах. Также Косл сделал значительный акцент на рекламу – с его легкой руки автомобили Chevrolet стали «великой ценностью» (именно так звучал рекламный слоган).
Уникальную на тот момент систему подрессоривания автолюбители оценили по достоинству, ведь ухабистые американские дороги оставляли, как говорится, желать лучшего. Решил эту проблему президент Рузвельт, но несколькими годами позже. В годы «Великой депрессии» Chevrolet окончательно обошел Ford.
В 1941 году GM установил абсолютный рекорд того времени по объему производства – с конвейеров флагманского подразделения сошло1 млн 600 тысяч грузовых и легковых автомобилей Chevrolet. Кроме того, компания получила государственный заказ на производство гильз для 75-миллиметровых снарядов, деталей зенитных комплексов калибра 90 мм с дальностью стрельбы пять миль. «Больше – значит, лучше» – таков слоган GM, а за ним и Chevrolet в 1941 году.
В годы войны работа Chevrolet шла под девизом: «Через объем производства – к победе». Гибкая система производства, творческая команда и децентрализованное управление стали залогами успеха Chevrolet во время Второй мировой войны.
Первые послевоенные годы не стали примечательными для Chevrolet: компания продолжала удовлетворять запросы покупателей на довоенные модели, правда, не без некоторой модернизации.
Однако в 1950 году именно Chevrolet начал первым применять автоматические коробки передач в модели Powerglide. Следующим ноу-хау этого года стало появление эксцентричного кабриолета BelAir с жестким верхом и кузовом понтонного типа. В связи с тем, что в те годы среди американцев гуляла мода на европейские спортивные автомобили, главный дизайнер Харли Эрл предложил BelAir как отечественную альтернативу спортивным иномаркам. В результате в 1953 году был выпущен первый в Америке серийный спортивный автомобиль ChevroletCorvette. Новинка представляла собой легкую двухместную машину со стеклопластиковым кузовом в двух вариантах: купе и кабриолет.
В последующие годы бренд продолжал радовать своих поклонников новинками. Например, в 1955 году Chevrolet представил самый известный и экономный двигатель V8 (265 куб/дюйм) с двухкамерным карбюратором и мощностью 165 л.с. Он стал хитом сезона и любимчиком у самых опытных механиков. А в 1958 году новый флагман Chevrolet под названием Impala сошел с конвейеров GM и впоследствии стал легендой. Модель Impala отличалась широким размахом «Кадиллака» и демократичной ценой Chevrolet . Кстати сказать, рекорд по объему производства и продаж, достигнутый Impala, не побит до сих пор.
Наступившие 1960-е Chevrolet ознаменовал еще одной шедевральной новинкой. На этот раз фурор произвел седан Corvair, поразивший весь автомобильный мир уникальной на тот момент инженерской разработкой – независимой подвеской всех колес.
Творческие поиски дизайнеров Chevrolet привели их к геометрически правильным линиям «полноразмерных» машин. Именно в таком стиле на рынок вышла усовершенствованнаяImpala SS в 1961 году.
Далее увидел свет CorvetteStingray (1963 год), принципиально отличающийся от своих предшественников. Автомобиль был оснащен независимыми подвесками, мотором V8 и поднимающимися из капота фарами. ChevroletCorvetteStingray до сих пор по праву считался культовым среди автомобилей своего времени.
В 1972 году Chevrolet знакомит общественность с «легким коммерческим автомобилем» – первой моделью пикапа маленьких размеров. В том же году был продан десятимиллионный (!) автомобиль Impala. Он официально стал самым популярным и покупаемым «полноразмерным» автомобилем Америки. И вообще, в 50–70-х годах прошлого века популярность и авторитет бренда Chevrolet сделали эту марку одним из символов США.
В начале 1980-х годов Chevrolet запустил серию модельного ряда Cavalier. Идея Cavalier в очередной раз состояла в попытке дать отпор заполняющим американский рынок европейским и японским автопроизводителям. Cavalier оказался удачным ответом на засилье иномарок: в 1984-1985 годах он без труда побил рекорды продаж.
К середине 1980-х годов в модельный ряд компании обогатился двумя внедорожниками с тремя дверьми, которые назывались Blazer. Размеры автомобилей были: небольшой – длиной 4,3 м и крупный – длиной 4,7 м. Несмотря на одно имя, машины ощутимо различались. Поэтому в 1995 году малому авто оставили название Blazer, а большой переименовали в Tahoe. Последний выпускался не только с трех -, но и с пятидверным кузовом. Несколько лет подряд он завоевывал звание «Внедорожник года».
В 1992 году Chevrolet выпустил обновленные версии внедорожников Suburban и Blazer. Также логическое продолжение получили MonteCarlo и ChevroletLumina.
Поиск новых направлений привел Chevrolet к разработке небольшого автомобиля-купе Cobalt, который дебютировал в 2004 году. Он успешно конкурировал с японскими авто, а позднее линейка пополнилась седаном. Cobalt стал идеальным автомобилем для большой семьи. Его габариты являются одними из самых внушительных среди конкурентов, а багажник оказался самым вместительным в своем классе.
С 2010 года началось возрождение Camaro, который ярко выступил в фильме «Трансформеры». Позднее линейка пополнилась кабриолетом, а также «заряженной» моделью ZL1 с 6,2-литровым мотором V8 мощностью 580 л.с., шестиступенчатой механической коробкой передач с двойным сцеплением и активной подвеской MagneRide.
Сегодня компания Chevrolet живет по своим принципам 1980-1990 годов: развивает классическую линейку и продвигает в Европу актуальные экономичные модели.
«Крестоносный» филиал GeneralMotors – процветающая автомобильная империя. Ее машины пользуются стабильным спросом и выпускаются во многих странах мира. Собственные Chevrolet производятся и в России, так как она является одним из крупнейших рынков продаж данной автомобильной марки. Например, ChevroletViva, в равной степени сочетающий характеристики OpelAstra второго поколения и внедорожника ChevroletNiva, производится именно в нашей стране.
Chevrolet сегодня можно без преувеличения назвать одним из ведущих брендов компании GeneralMotors. Как становится понятно из краткого экскурса в историю, Chevrolet никогда не изменял своим главным принципам, которые можно определить двумя емкими словами: инновации и прогресс.
автор – Анастасия Бигаева-Чемшит, №35/2016г.