Персона

Трусовское ущелье. Дорога к себе…

На определенном этапе жизненного пути бывает так, что хочется отправиться к своим истокам: туда, где родились и жили дед твой и прадед. Зарядиться энергией территорий, которые помнят твоих предков, как и многие другие народы, канувшие в небытие. Отдохнуть душой в святых местах, которые учили тебя почитать старшие… И поэтому в один из солнечных дней уходящей весны мы отправились в небольшое путешествие в Трусовское ущелье.

Чтобы попасть туда, надо пересечь границу с Грузией, доехать до Коби и свернуть в глубь Кобинского ущелья. Эти места знамениты кобинским сыром, который имеет специфический запах и потрясающий вкус.

Заехав в ущелье Коби, в первое село осетинского рода Абаевых, можно увидеть заброшенные и полуразрушенные дома, также сохранилось кладбище этой фамилии. Раньше тут бурно кипела жизнь, о чем свидетельствует здание школы в целых три этажа. Оставив позади село Абаевых, мы попадаем в селение с необычным названием Окърокъана. Тут есть два пути: один приведет нас в село Суарден и дальше в ущелье Мнайыком. А второй путь ведет в Трусовское ущелье, или как его еще называют в «Долину нарзанов». В селении Окърокъана все дома полуразрушены и заброшены, кроме одного, где круглый год живет Таймураз Бидихов со своей сестрой. Уже здесь можно почувствовать этот непередаваемый воздух, наполненный запахами высокогорных лугов и многочисленных нарзанных источников, который приносит ветер со стороны Трусо!

Здесь начинается дорога, которую сможет осилить только подготовленный для таких путешествий джип, поэтому мы оставили свою легковую машину во дворе у Таймураза и отправились дальше пешком. По мере приближения к месту под названием Къасара ущелье начинает сужаться, а текущий внизу обрыва Терек все больше и больше заявляет о себе ласкающим слух шумом и свежим запахом талой воды. Зимой по этой дороге проехать невозможно, потому что с крутых отвесных скал, нависающих над Къасара, сходят лавины, и узкий проход бывает завален снегом до весны. Тогда единственный шанс добраться сюда – вертолет! Но надо помнить, что в любое время года в этом месте может начаться камнепад, поэтому надо быть предельно осторожным. Не сквернословить в пути и вести себя уважительно требует наличие вокруг множества святых мест, которые наши предки выбирали не просто так. Это настоящие скопища силы, которую чувствуешь как безмолвную энергию… Передать словами это невозможно.

Святое место, которое находится прямо у скалы в Къасара, называется Рагхууастырджи или Худисæн. Все путники, идущие в ущелье или выходящие из него, молятся, благодарят Бога за безопасную дорогу, и по традиции повязывают ленточку на можжевельнике, который растет уже много лет прямо из скалы. Весь путь – это незаметный подъем по ущелью, поэтому бурный Терек становится все ближе и ближе, а его гул неизменно сопровождает нас на протяжении всей дороги. Здесь все еще в изобилии водится горная форель, которая отличается от озерной: она мелкая, с такими оранжевыми точечками, и невероятно вкусная. Но чтобы поймать ее в такой бурной реке нужно иметь опыт и знать технологию рыбалки горцев. Нам, к сожалению, она была не знакома, поэтому мы отправились дальше, чтобы успеть засветло добраться до селения Абана, в мужской монастырь, где мы собирались переночевать.

Оставив позади Рагхууастырджи и Касара, мы вышли из самого узкого места среди скал на нашем пути. Дальше нам открылась долина Трусо. Это не похожее ни на одно в Осетии ущелье, по своему размаху очень широкое и величественное. Нарзанные источники встречаются здесь в прямом смысле этого слова на каждом шагу. Почти через каждые 500 метров они текут как маленькими ручейками, так и в виде рек с шириной русла около 2-х метров. Те, кто бывал в Трусовском ущелье, знают про нарзанное озеро. Оно небольшое, в диаметре всего-то 10 метров, а вот глубину его никто так и не измерил, хотя желающих было немало. Изучать озеро приезжали даже ученые из Израиля и Германии, но дно так и не смогли найти. Называется оно æнæбынсуар, что переводится с осетинского как «бездонный источник». Вода во всех этих источниках совершенно разная по вкусу. Разница едва уловима, но все равно ощущается.

Посидев у Нарзанного озера, мы отправились дальше. Следует отметить, что погода в Трусо совершенно непредсказуемая: в начале нашего пути гигантскими хлопьями шел снег, потом резко усилился ветер, облака начали рассеиваться, дальше мы шли, уже сняв с себя куртки, греясь под солнечными лучами. Путь наш пролегал мимо очень необычного источника, конечно, тоже нарзанного, который называется Сыната. Его особенностью является то, что он за время существования образовал на своем пути белую известковую породу, издалека похожую на белый холм. Мы дошли до первого села Четырсы, сейчас оно имеет грузинское название Кетриси. Все дома в этом селении тоже заброшены. Раньше тут жили в основном представители фамилий Кокаевых и Цалаговых. Теперь остались безмолвные дома, построенные из камней местных горных пород, в основном это красный туф и известняк.

В Грузии туризм очень хорошо развит, поэтому мы часто встречали таких же путников из разных уголков нашей планеты: поляков, англичан, израильтян, бельгийцев, немцев. Все совершенно счастливые, с удивленными лицами, потому что такого природного великолепия они не видели никогда! Особенно нам запомнился одинокий преподаватель истории из Австралии Чарли. Мы очень удивились тому, что для отпуска из всех мест на планете он выбрал именно Трусовское ущелье. В нашей беседе он признался, что его поразили природа и климат этого ущелья, обилие нарзанных источников и невероятно свежий воздух, который хочется вдыхать глубоко, наслаждаясь каждой молекулой этого потрясающего места.

Так, фотографируясь и практикуя английский, мы добрались до селения Абана. В нем тоже не осталось никого, а раньше здесь жили в основном Бизиковы и Цаболовы. Теперь тут находятся два монастыря, один мужской, и в двух километрах от него по долине Трусо женский. Настоятель мужского монастыря отец Ангия – наш хороший друг. Мы познакомились с ним в прошлом году, и он нас всегда рад видеть. Мы остановились в монастыре. Все его обитатели – послушники из Тбилиси и сам отец Ангия – очень добрые и гостеприимные люди. Они угостили нас своим фирменным лобио и хлебом, который пекут сами.

В это время года в Трусо начинается праздник Таранджелос. Святилище Таранджелос находится прямо на вершине высокой горы, и подниматься к нему надо не спеша примерно час. Само святое место начинается непосредственно за пограничным постом, доступ к нему в глубь ущелья запрещен. Поэтому последним пунктом для всех туристов является пограничный блок-пост.

Конечно, в душе была надежда, что нам позволят подняться и помолиться в нем за всех наших предков и за всю Осетию. Благодаря тому что отца Ангия знает все ущелье, и нашим настойчивым просьбам, пограничники позволили подняться к святому месту. Там, где стоят пограничники, ущелье разделяется: направо можно попасть в Суатиси, где раньше жили представители осетинских фамилий Касаевых, Елоевых, Бекоевых и Самбеговых. Охотиться на туров раньше ходили именно в это ущелье, потому что их там было много. Второй путь открывался справа селом Дес. Там теперь тоже нет жителей, но раньше тут жил знаменитый на все ущелье Габо Каргаев – народный сказитель, он играл на осетинском музыкальном инструменте Хъисын фæндыре. В этом селе жили Каргаевы, Казиевы, Хамицевы, Мириковы и Саудзыцата. А дальше, в глубь по ущелью шли в ряд Хъаратыхъæу, Бурмæсыг. А башня необычная, выстроена из желтого камня, единственная в своем роде. Кладка отличается от всех строений в этом ущелье, она на удивление ровная. Башня так и осталась загадкой для нас, никто нам не смог рассказать, почему она так отличается от всех остальных сооружений. После Бурмæсыг (желтой башни) идут села Джимара, Гусалтыком, Теп, Рес и Сивралтæ. В этих селах жили Калаговы, Березовы, Боцоевы, Кудзиевы, Закаевы, Кусоевы и Калмановы. Сивралтæ – последнее село, после начинается Заккинский перевал, по которому можно попасть в Заккинское ущелье, а затем уже на территорию Осетии.

А мы тем временем поднялись к святилищу Таранджелос! Это очень древнее строение, сколько ему лет, мне так никто и не ответил. Старики говорят, что оно стояло задолго до появления в этих местах осетин и принадлежало зороастрийцам. А мы попробуем описать, какие у нас были ощущения, когда мы попали в это древнее святилище. Крыша его выложена из огромных плит, которые стоят не горизонтально, как принято сейчас, а вертикально! Это показалось нам поразительным: как такие тяжелые плиты установили на крыше и закрепили там? Энергетика… Невозможно передать, что мы чувствовали, находясь в этом месте! На протяжении многих веков наши предки молись здесь, благодарили Бога и приносили в дар жертвенных животных. Все вокруг пропитано духом древности, закрывая глаза можно почувствовать и представить, как жители Трусо в конце апреля собирались тут и молились. С этого места видно все ущелье и уходящее вдаль русло реки Терек, который начинается у ледников горы Казбек. Честно вам признаюсь, дорогой читатель, все мои попытки описать чувства и эмоции оказались тщетны. Это все равно, что пытаться рассказывать слепому о том, как прекрасны лучи солнца. Поэтому подарите себе незабываемое впечатление: отправляйтесь в самое необычное ущелье Кавказа!

Автор – Сослан Калагов (№ 42, 2018г.)

Prospect-Северный Кавказ

Автор материала

Prospect-Северный Кавказ

Prospect-Северный Кавказ