Персона

Елена Золоева

Директор самой известной аптеки города Нальчика «Здравушка», президент региональной общественной организации «Федерации плавания КБР» – человек без преувеличения уникальный. Она предпочитает искренность и прямоту как в личном общении, так и в деловом. Не боится разрушать стереотипы и легко говорит правду. Она любит жизнь во всех ее проявлениях и встречает новый день с радостным предвкушением. Елена Золоева – Характер. Стиль. Интеллект.

Елена Золоева. Жить по совести и чести

«Жизнь меня научила ценить Совесть, Честь и, конечно, Правду. Свою Родину надо любить не за деньги, а просто, как маму». Татьяна Еремицкая

Елена, у вас такая интересная жизнь, что просто не знаю, с чего начать. А что, если с самого начала? С хроники вашей семьи, которая связана с историей города Нальчика.

– Давайте. Несмотря на то что первые двенадцать лет своей жизни я прожила в Подмосковье, Нальчик теснейшим образом вплетен в историю моей семьи. Один из моих прапрадедов по маме, Филипп Денисенко, родился в слободе Нальчик в конце XIX века. В архиве сохранилась метрика, согласно которой он был мещанином. Второй мой прапрадед был из поляков, высланных после восстания в Польше. Он был из рода Снеговски. Этот род в числе 600 польских фамилий внесен в «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи» с гербом Белты и собственным девизом. Дом деда стоял на улице Коммунистической. В советские годы там был расположен винный погребок. История прабабушки по отцу вообще фантастическая. Еще младенцем ее нашли в корзинке на побережье Балтийского моря. В дорогих пеленках моряки обнаружили записку, в которой по-немецки было написано «Имя – Мария» («Der Name ist Maria»). Она выросла и стала грозой семьи – дети прятались от нее под столом... В моей семье настоящее смешение кровей. И русские, и поляки, и немцы, и мордвины. Слышу иногда разговоры о «чистоте крови». Как так?! Жить в России, где перемешана кровь почти всех народов мира, и говорить о соблюдении ее чистоты – это просто смешно! Но знать и чтить историю своего рода нужно обязательно. Я обратила внимание, что многие люди не знают своих предков старше дедушек/бабушек. А ведь когда-то считалось, что знать их надо «до седьмого колена». Много лет назад я так сильно увлеклась историей своего рода, что задумалась о составлении генеалогического древа. Но это оказалось дорогим удовольствием, и я решила повременить.

Мы подошли к другой, не менее интересной странице вашей жизни. Региональная общественная организация «Федерация плавания КБР». Как вы, не спортсменка, пришли в этот вид спорта?

– Прежде чем «прийти», как вы сказали, в этот вид спорта, я некоторое время была президентом Федерации современного пятиборья КБР.

Пятиборье, это где бег, стрельба...

– А еще плавание, конкур и фехтование. После рождения третьего ребенка я пошла на плавание и там познакомилась с пятиборцами. Великолепный вид спорта, потрясающие тренеры. Это знакомство и вылилось в создание Федерации современного пятиборья. А в 4 года сын стал заниматься плаванием, делать успехи. Возникла необходимость выездов на соревнования за пределы республики. А для это нужна была федерация плавания. Так и появилась «Федерация плавания КБР». И главной ее целью стало развитие плавания в регионе. Плюс, как я уже сказала, дети должны были выезжать на соревнования за пределы республики, и мой ребенок, в том числе. У Никиты первый взрослый разряд по плаванию. А это говорит о многом, согласитесь.

Елена, насколько я знаю, Никита не только спортсмен. Он сильный духом юноша, не побоявшийся уехать на «край света»…

– Верно. Он композитор, поэт, музыкант. Пишет пронзительные стихи и накладывает на них музыку. В своих песнях он затрагивает сложные темы: о судьбе нашей страны, о пороках общества, обо всем, что его волнует. Он в таком возрасте, когда мироощущение на разрыв. Когда несколько лет назад он начал профессионально заниматься музыкой, а через некоторое время решил поступать в учебное заведение именно по этому направлению, я не была удивлена. Так получилось, что выбор пал на колледж «Cape Audio College« в столице ЮАР Кейптауне. Это долгая, хоть и интересная история нашего с Никитой передвижения из страны в страну. Главное, что сыну в ЮАР очень понравилось и он, не сомневаясь, без капельки страха, остался там учиться.

Это ведь не просто другая страна, это другой материк, другое полушарие планеты!

– А Никита рано вырос из своих менталитета, окружения, города, республики. Он был готов покинуть семейное гнездо. Наверное, уже класса с девятого он вел себя на равных со взрослыми и умел перейти на уровень людей, с которыми разговаривал. Соблюдая рамки приличия, но не поступаясь своими принципами и убеждениями. И это правильно. Таким я его и растила. И никогда не давила ни на него, ни на дочь Александру, как не давлю сейчас и на Георгия. А зачем? Я ведь хочу, чтобы мои дети раскрылись, стали людьми, которыми им суждено стать, а не версией моих материнских ожиданий. Поэтому, когда Никита решил остаться в ЮАР, я приняла это спокойно. Не каждой матери легко понять, что для внутреннего роста ребенка важны не только обстоятельства, но и новое окружение за пределами зоны комфорта. Я понимала это. Тем более что встречать рассветы на берегу океана всегда было его мечтой.

Елена, недавно я узнала, что творческой мастерской «Сова» и первым детским антикафе «Лисья нора» руководит ваша дочь Александра...

– Да, так и есть. Александра очень талантлива и многогранна. Она изучала иностранные языки, туризм и отдых, психологию, ездила с детства на учебу за границу. И я была уверена, что именно она уедет от меня далеко, а не сын. Но судьба распорядилась иначе. Александра не просто вернулась в родной город, она вышла замуж за нальчанина и подарила мне троих замечательных внуков. Уникальные пространства для детей и взрослых «Сова» и «Лисья нора» – это все она, Александра. И я очень горжусь тем, что она нашла свое место в жизни. Согласитесь, ведь это так здорово – помогать людям найти занятие по душе!

У вас есть еще младшенький сын?

– Да, Георгий. Ему только восемь, но он уже задает взрослые вопросы об окружающем мире. Порой, признаюсь, ставит в тупик: не всегда бывает просто объяснить и дать ответы, но я стараюсь. У меня нет няни, поэтому я не упускаю ни одной возможности быть с ним, общаться, отдыхать. У нас с ним сильная эмоциональная связь, хотя, как и со старшими детьми, я не давлю и не манипулирую его чувствами. Георгий очень активный ребенок. Он профессионально занимается самым красивым, изящным, интеллектуальным видом спорта – теннисом. И учится в театральной студии.

В прошлом году у одной из лучших аптек нашего города «Здравушки» был 25-летний юбилей. Елена, расскажите, почему именно аптека, а не вещевой ларек, к примеру?

– Девяностые. Лихие 1990-е. Вся страна крутилась, как могла. Мы с мужем тоже. Ездили в Москву, занимались торговлей. Перед одной из поездок в столицу тетушка попросила нас купить ей очень редкое и дорогостоящее лекарство. А когда мы его привезли, оказалось, что оно ей больше не нужно. Что делать? Продавать?! Получилось... Свой первый аптечный склад, а затем и аптеку я открывала в самом непроходном месте, на углу проспекта Ленина и ул.Осетинской. Помню, очень смешно выбирала это место. Просто ткнула пальцем и сказала: «Вот здесь хочу!». Это было небольшое помещение без отопления и воды, с протекающей крышей... Потихоньку, аптечное дело развивалось, расширялось... Иногда я оглядываюсь на свою жизнь и думаю: «Надо же! И как я справилась?» Но вы знаете, это не только моя заслуга, но и помощь Всевышнего. Все люди уповают на Бога. И я тоже. Каждое утро я начинаю с молитвы. Она направляет меня в правильную колею и помогает держаться в ней в течении дня.

Не тяжело быть сильной женщиной?

– Не очень. Да, я сильная, но не в том разрушительном смысле, который многие в него вкладывают. Я горы переверну, если ко мне обратятся за помощью. Главное при этом не давить и не бить кулаком по столу. В противном случае все буду делать по-своему. Еще я склонна к жалости. Готова помочь, позаботиться, разделить грусть. Но в меру – дабы потом с человеком не случилась инвалидизация, и он не утвердился в своей неспособности что-то самостоятельно изменить.

Мне кажется, сильные женщины идеализируют людей. Согласны?

– Все мужчины и женщины на каком-то этапе отношений идеализируют людей. Это нормально. Знаете почему? Потому что идеализировать – это значит видеть в ком-то только положительное и ожидать от него поведения как от хорошо знакомого. Я до сих пор идеализирую людей и наделяю их качествами, которые им не присущи. Правда, потом говорю себе, что заповедь «возлюби ближнего своего как самого себя» не означает «возлюби больше себя». К примеру, мне каждый раз неудобно увольнять нерадивого сотрудника – хочется дать ему второй шанс. Хотя при этом совершенно не питаю иллюзий, потому что жизненный опыт показывает, что даже самые преданные могут «бежать с корабля».

Елена, у вас не возникало желания бросить все и уехать… да хоть в Кейптаун, к сыну?

– И что бы я делала за границей? Да, ЮАР – замечательная страна, а Кейптаун – прекрасный, хоть и опасный по ночам город. Но такими эпитетами можно наградить любую европейскую страну. Когда я ездила к сыну в Кейптаун, то жила в шикарном отеле с видом на Столовую гору. Смотрела-смотрела на окружающую красоту и думала: чтобы так размеренно и неспешно жить, нужен особый склад характера. Пригубить кофе, пробежаться по побережью, нырнуть в бассейн, заняться живописью... А если ты бизнесмен с ненормированным рабочим днем, то какая разница, где заниматься сибаритством? Уж лучше на Родине. Тем более что я большой патриот своей страны. И с некоторых пор турецким пляжам предпочитаю Черноморское побережье.

Про патриотизм. Перед нашей с вами встречей мне показали видео, в котором российские разведчики благодарили Елену Николаевну за помощь в виде медикаментов первой необходимости. Как оказалось, они обращались к вам, Елена.

– Ну, а как не помогать российским солдатам? Особенно, если им нужна помощь, и я в состоянии ее оказать. Ни за что не буду стоять в стороне! Все так или иначе поддерживают ребят – кто-то отправляет гуманитарную помощь, кто-то жертвует деньги, а я – медикаменты.

Как давно вы поддерживаете ребят?

– Не скажу точно, но давно. Сначала это были частные случаи, то есть ребята возвращались из зоны проведения спецоперации, и я переводила им на нужды. Потом позвонили из Общественной палаты и сказали, что собираются в госпиталь в Пятигорске и попросили дать совет, что лучше приобрести. Я им прямо сказала: носки, зубную пасту и щетки, кремы для бритья, простые препараты. Они закупили часть, а другую оплатила я. Все в госпитале адресно получили предметы первой необходимости. Потом случился Мариуполь. Мы возили на ростовский склад «Единой России» гуманитарную помощь... Всего не упомнишь, да и зачем? Главное, чтобы солдаты там, на передовой, чувствовали нашу поддержку отсюда.

Елена, что для вас является нравственным выбором?

– Честь и совесть. Они взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Кто научил меня жить по совести и по чести, спросите вы? Жизнь научила. Этому невозможно научить назиданиями или нотациями... А еще, жизнь научила меня радоваться каждому дню и каждому мгновению жизни. Принимать хорошее и плохое. И уметь осознавать свои ошибки и принимать критику, даже если она и не по нраву.

Каким вы видите свой завтрашний день? К примеру, Георгий повзрослеет и…

– Раньше я часто задавалась таким вопросом. У моих детей большая разница в возрасте. И у меня были время и опыт, чтобы понять, что прогнозировать завтрашний день бессмысленно. Есть только сегодня. И каждый божий день, в каждое «сегодня» нужно перерастать себя... Помню свои мысли и ощущения, когда стояла на мысе Агульяс (самая южная точка Африки, ЮАР) и наблюдала, как два океана, Индийский и Атлантический, встречаются у невидимой стены, которая мешает им слиться друг с другом. Непередаваемая словами красота. Так вот, я смотрела на это чудо и думала: как же мелки человеческие проблемы на фоне могущества природы... Меня поражает, когда люди говорят, что хотят пожить 60–70 лет. Лично мне этого мало! Я хочу 300 лет прожить! Ведь вокруг столько всего интересного!

Prospect-sk № 53/2023

Залина Лукожева

Автор материала

Залина Лукожева

Залина Лукожева