Персона

Ferrero: работать, создавать, делиться

В 1946 году у компании Ferrero появилась традиция, которая актуальна и по сей день: все без исключения предприятия на три летних месяца прекращают поставки фигурных кондитерских изделий. К тому же сложные отношения Ферреро с жарой вдохновили его на поистине революционное изобретение нетающей конфеты «Raffaello»

Ferrero: работать, создавать, делиться

Скажите, кто любит шоколад? А кто его не любит? Таких, похоже, меньшинство. А тем, кто в большинстве, определенно будут знакомы названия продукции компании ferrero. Сладкоежки вспомнят шоколадно-ореховую пасту «nutella», романтичные натуры – воздушные шарики «raffaello», настоящие ценители – изысканный вкус «ferrero rocher», а маленькие сластены – яйца «kinder surprise». И это далеко не весь перечень продукции, которую выпускает итальянская компания по всему миру. Да и история создания бренда ferrero является ярким примером того, что сдаваться всегда слишком рано, а из любой ситуации найдется выход – надо всего лишь подключить воображение. Впрочем, этим качеством руководители компании ferrero всегда обладали в избытке.

А началось все в маленьком городке Фарильяно итальянской провинции Кунео, где в 1898 году родился будущий основатель компании FerreroПьетро Ферреро. Когда он подрос, то начал, как и отец, работать в семейной булочной, хотя выпекание хлеба не особенно его вдохновляло. Дела семьи шли вполне успешно, пока не началась Вторая мировая война, и появились проблемы с продуктами для пекарни. Вот ту-то Пьетро решил, что гораздо выгоднее создать кондитерскую лавочку: хлопот с дефицитом муки, яиц и масла столько же, а вот пирожные, которые делать интереснее, стоят гораздо дороже хлеба. Когда была открыта кондитерская в городке Альба, дела быстро наладились. Утром Пьетро Ферреро пек пирожные, днем торговал, а по ночам изобретал сладости.

В 1946 году Пьетро как самый старший из сыновей получает в наследство весь семейный бизнес. Сначала это был небольшой магазинчик, которым он управлял вместе с женой Пьетрой, переросший затем в группу компаний. То время становится переломным в жизни маленькой компании, когда Ферреро изобретает вкус, который позже изменит мир сладостей. Это вкус тертого лесного ореха, – в то время настоящий деликатес, который использовался в пирожных под названием «Gianduja». Это были незамысловатые башенки из смеси толченых орехов, меда и масла, но для послевоенных голодных лет они стали шедеврами для мальчишек и девчонок. Сладость пользовалась огромным успехом, и Пьетро вскоре получает от мэрии заказ на изготовление множества кондитерских изделий для традиционного городского праздника. Ферреро уже решил, что напал на золотую жилу, но свои коррективы внесла погода. Весна в тот год выдалась жаркой, и за ночь пирожные, которые охлаждались в подвале, растаяли. И утром Пьетра обнаружила не ровные сладкие башенки, а желтоватые кляксы, расплывшиеся по каменной столешнице. Кого угодно эта ситуация могла бы выбить из колеи, но только не Пьетро Ферреро. Он быстро притащил из ближайшей булочной несколько батонов и принялся намазывать растаявшую массу на ломти хлеба. Повернувшись к обомлевшей жене, он приказал: «Садись и делай, как я!». В итоге крах обернулся триумфом: на празднике народ за минуты буквально смел сладкие бутерброды. Новое лакомство без труда завоевало сердца и желудки горожан, миллиарды лир потекли на счета предприимчивой семьи, и вскоре Ферреро открыли кондитерскую-бар на улице Маэстро, который возглавила Пьетра. Самого же кондитера с той поры стали называть «ученым» и неспроста: Пьетро объявил о создании экспериментальной лаборатории для разработки новых вкусов для кондитерских изделий и набрал в нее шесть первых сотрудников.  И все же седых волос в тот жаркий день у него прибавилось, да еще и фобия образовалась – работать летом. В результате, у компании появилась традиция, которая актуальна и по сей день: все без исключения предприятия Ferrero на три летних месяца прекращают поставки фигурных кондитерских изделий. К тому же сложные отношения Ферреро с жарой вдохновили его на поистине революционное изобретение нетающей конфеты «Raffaello».

Итак, 14 мая 1946 года становится днем официального рождения первой фабрики Ferrero во главе с Пьетро Ферреро, которая в первый же год своего существования выпустила целых 100 тонн пасты «Gianduja»! Позднее, в 1964 году, ее переименовали в «Nutella», взяв за основу английское слово «nut» − «орех». Сегодня эта паста приносит компании Ferrero 38% ее годового оборота. Но тогда, окрыленный успехом, он был полон сил и новых идей, готовый двигать на рынок новые продукты и совершенствовать свою компанию. В работе компании была занята вся семья: Пьетро, большой жизнелюб и балагур, был душой любого общества и легко располагал к себе людей; его супруга умела создавать уютную и сердечную атмосферу в каждом фирменном магазине;  а коммерческий успех компании обеспечивали тонкий расчет и управленческие качества его брата Джованни. Последний в середине 1950-х годов разработал структуру продаж, где ставка делалась на розничную потребительскую сеть и доступность продукции. «Даже бедные люди имеют право на сладкую жизнь»,  – любил приговаривать Пьетро Ферреро.

Одним из удачных ходов Джованни была покупка нескольких автомобилей FiatTopolino. Эта простая в обслуживании машина имела хорошую проходимость и отлично справлялась со своей основной задачей – доставкой готовой продукции. А логотип «Ferrero» на каждом автомобиле добавил семейному делу популярности. Спустя всего пару лет, автопарк компании стал вторым по численности в Италии. На первом месте оказалась итальянская армия.

В 1957 году бразды управления компанией переходят кМикеле Ферреро, сыну Пьетро, который становится  ключевой фигурой в ее развитии. Начинается эпоха «великих шоколадных открытий». С желанием создать новые продукты с воплощением в них новых идей он совершил революцию в пищевых привычках людей. Вдохновленный этой мыслью, Микеле запускает новые марки каждые два-три года, и каждый продукт становится событием на рынке сладостей.

Как и его отец, Микеле привлекает к работе в компании и свою талантливую супругу Марию Франка. Благодаря этому эффективному партнерству он стал первым итальянским производителем кондитерских изделий, открыв после Второй мировой войны производственные кондитерские цехи за рубежом, превратив компанию в международный концерн. Первой страной для расширения семейного бизнеса Микеле Ферреро выбирает Германию. В 1956 году он открывает первую фабрику Ferrero за пределами Италии – недалеко от немецкого Франкфурта.

Под руководством Микеле Ферреро в 1960-х годах компанией были созданы и укреплены такие бренды, как «Nutella» и «KinderChocolate». А с 1974 года компания Ferrero начала производство «KinderSurprise», которых с тех пор было продано около 30 миллиардов по всему миру с более чем 8000 различных игрушек внутри.

А идея этих «сюрпризов», так любимых детьми всего мира, родилась у Микеле, когда он сам еще был ребенком, который очень не любил молоко. Это сейчас мы пьем его пастеризованным и не чувствуем исходного вкуса. А в те годы… Как говорится, «что дали, то и ешь – другого нет!» Микеле такое положение вещей не устраивало, и он смешал молоко с шоколадом. В 1970-х годах он доработал рецепт, решив объединить в шоколадном яйце сразу две идеи. Первая – это само пасхальное яйцо, которое является символом радости и совершенства. Вторая же идея заключалась в следующем: у католиков есть традиция – печь в начале января к празднику святой Епифании марципановые галеты, в которые вкладывается так называемый «боб-сюрприз»: монетка, керамическая фигурка Христа-Младенца или Мадонны. Что касается всего остального, то это уже было вопросом техники: и двухслойный шоколад, и пластиковая капсула цвета яичного желтка, и сама игрушка, изготовляемая сейчас в основном в Китае. Когда яйца «KinderSurprise» впервые появились на итальянских, а потом и на французских прилавках, за ними выстроились небывалые очереди. Первые партии были проданы всего за час! Сегодня этот продукт делает до 30 % годового оборота группы компаний Ferrero.

Работа Микеле находит не только коммерческое признание в своей стране: в 1971 году он становится кавалером Труда, а в 2005 году – кавалером Большого креста ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой». 

В 1990-х годах после падения «железного занавеса» компания Ferrero начинает активно расширяться на восток и выходит на российский продовольственный рынок. В 1995 году открывается официальное представительство в России, рынок быстро заполняется брендами Ferrero. Но только к 2004 году  компании удается развить коммерческие и розничные сети на территории нашей страны. На данный момент эта сеть покрывает 93 города страны.

27 мая 2008 года официально началось строительство собственной фабрики Ferrero во Владимирской области, в поселке Ворша. Иностранные и российские инвестиции в производство составили более 250 миллионов долларов США, что позволило запустить две производственные линии. Зимой 2009 года была запущена линия производства молочного шоколада «Kinder», а летом 2010 года открылась вторая линия, производящая конфеты торговой марки «Raffaello». Впрочем, мощность фабрики предполагает расширение производства, и компания Ferrero всегда готова к сотрудничеству с российскими кондитерскими производствами. На данный момент на заводе под Владимиром работают 500 россиян, которые успешно прошли повышение квалификации в Европе.

Летом 2009 года социальный опрос, проведенный американским институтом корпоративной репутации, поставил бренд Ferrero на первую строчку рейтинга компаний с самой положительной репутацией. В опросе участвовали более 30 тысяч потребителей в 29 странах. Итоги рейтинга публиковались в крупнейших экономических изданиях, таких, как престижнейший «TheEconomist». Что касается самого мэтра, Микеле Ферреро, то к этому году он являлся самым богатым человеком Италии по версии журнала «Forbes» с состоянием 17 миллиардов долларов США.

Сама же компания Ferrero всегда подчеркивала свою социальную и общественную ответственность, выступая спонсором на различных мировых соревнованиях. Не стало исключением и российское представительство предприятия. Один из старейших детских легкоатлетических турниров «Шиповка юных» в 2010 году прошел при спонсорской поддержке компания FerreroRussia в содружестве с Федерацией легкой атлетики России.

Однако в этой истории успеха есть и трагические страницы. 18 апреля 2011 года сын Микеле Ферреро — Пьетро Ферреро — погиб в результате несчастного случая на велосипедной прогулке в ЮАР, где он находился с гуманитарной миссией. Пьетро, как и его дед, был ее идейным вдохновителем и сам непосредственно руководил процессом обновления «Социальных предприятий» Ferrero. У Пьетро остались жена и трое детей. А 14 февраля 2015 года скончался и сам Микеле Ферреро, не дожив до девяностолетнего юбилея всего пару месяцев. Вот ведь парадокс: он покинул этот мир в день, когда полмира дарит своим близким сладкие подарки, в том числе и созданные самим Микеле!

На данный момент руководство группой компаний полностью возложено на Джованни Ферреро, младшего сына Микеле, который продолжает успешно управлять компанией, пытаясь достигать все более амбициозных целей. Наряду с Mars компания Ferrero занимает лидирующие позиции на своем рынке сладостей, а штаб-квартира в Люксембурге контролирует деятельность более 40 торговых компаний и 20 производств, а также экспорт продукции в 50 стран мира. Общий штат Ferrero насчитывает более 20 тысяч сотрудников. Семейный бизнес Ферреро растет и ширится, продолжая дело целой династии.

На одной из пресс-конференций Джованни заявил, что, несмотря на потери в семье, компания никогда не исчерпает те мотивацию и вдохновение, которые так сильно связывали его с родителями и братом. Сегодня, так же как и вчера, это – структура, основанная на прочных семейных ценностях, которая черпает свою силу из девиза фонда Ферреро: «Работай. Создавай. Делись»...

подготовила – Анастасия Бигаева, №35/2016г.

Prospect-Северный Кавказ

Автор материала

Prospect-Северный Кавказ

Prospect-Северный Кавказ