Персона
Михаил Гассиев
Мировой Михо
Михаил, расскажите, как вас изменило отцовство? Какая переоценка ценностей произошла?
– Знаете, я только сейчас осознал, насколько тяжело быть родителем. Это колоссальный труд, где требуются титаническое терпение, силы и железные нервы. И я стал еще сильнее любить своих родителей, понимать, как много они мне дали. По молодости нам кажется, что все, что у нас есть, – наша заслуга, наш жизненный опыт и путь. А по сути, каждый из нас – продолжение своих родителей, и мои дети – продолжение меня. Раньше я воспринимал жизнь через призму личной выгоды, а теперь хочу, чтобы все самое лучшее получили дети. Отцовство открыло глаза и на недостатки социальной сферы. Например, мы с супругой получили ипотеку с третьего раза, хотя, казалось бы, в стране столько различных программ поддержки молодой семьи, но такое ощущение, что они работают избирательно. Про детские поликлиники вообще промолчу. Но вне всего этого быть папой – сплошной позитив! Я уже предвкушаю время, когда буду ходить в горы с детьми. Вообще, семьей мы часто выезжаем на пикники, а недавно один из сыновей взял в руки мой фотоаппарат, улыбнулся и сказал: «кнопка-кнопка». Мне так приятно, что он проявил интерес. Кто знает, может в будущем увлечется фотографией.
А сказки читаете детям?
– Если получается. Их любимые – «Колобок», «Репка», недавно начал читать им нартский эпос на русском и осетинском языках. Постепенно ввожу и английскую речь – читаю детям «Гарри Поттера» в оригинале.
Ого, нартский эпос – не рано?
– Мы с женой выбираем отдельные фрагменты, плюс детям нравятся иллюстрации в книге. Отец моей супруги – Умарби Кануков – вместе с Махарбеком Тугановым занимался иллюстрациями к Нартиаде. Сыновей очень впечатлила картина «Пир нартов». Когда увидели ее в книге, сказали, что красивая. Здорово, что они воспринимают прекрасное.
Вы с такой теплотой говорите о своих детях. Каким должен быть мир, чтобы вам было спокойно за их будущее?
– Мир, где ты можешь применить свои силы, знания, молодость. Мне в свое время никто не сказал, что работа по специальности может быть скучной, что в жизни бывают другие интересы. Хочется, чтобы мои дети научились перестраиваться, адекватно воспринимали реальность. Конечно, создать идеальную среду для своего ребенка – мечта любого родителя. Увы, это невозможно. Мне бы хотелось, чтобы человеческие отношения вышли на передний план, чтобы люди стали честнее, добрее.
А вы видите разницу между поколениями, о которой все говорят?
– Молодежь сегодня более социализированная, открытая. Я рос на стыке эпох, помню голодные 1990-е и неопределенные двухтысячные. Мое поколение «заматеревшее», в отличие от сегодняшних «одуванов». Молодые смотрят на мир через соцсети, хотят быть популярными, выбирают не прикладные профессии. К чему это все приведет? Даже не представляю, к каким вызовам в дальнейшем будет готова современная молодежь. Некоторые ученые заявляют, что история циклична, что есть периоды взлетов и периоды падений. Так вот, когда придет период депрессии, а он, на мой взгляд, наступит – это чувство уже разлито в воздухе, как они с этим будут справляться? Давайте вспомним, когда в кинопрокат последний раз выходила какая-нибудь голливудская комедия? Я не помню. Раньше миру давали позитив, а сейчас предлагают «Игру в кальмара». Мне страшно от того, что человечество упивается жестокостью, радуется, что люди убивают друг друга за деньги. Не подумайте, что я бурчу, как старик, просто мы радовались добрым вещам, а сейчас в приоритете излишняя жестокость. Жестокая молодежь – залог нездорового общества.
В ваших словах есть доля истины, но молодых людей также волнуют и проблемы экологии, равенства, свобод…
– Верно подмечено. Я и сам неравнодушен к тому, что происходит с окружающим миром. Раньше не замечал, как много мусора в наших горах, и как их ужасно застраивают. Загрязнение рек, таяние ледников – необратимые процессы, а мы еще умудряемся добивать природу своим халатным отношением. Не понимаю, что происходит в голове человека, который идет 15 километров в гору, чтобы там выбросить бутылку. На мой взгляд, нужно ввести огромные штрафы, запреты. Разумеется, я учу своих детей любить ту среду, которая их окружает. Я видел немало стран, но таких уникальных мест, как Осетия, очень мало. Здесь всего за полчаса можно оказаться в горах и побыть наедине с природой. Даже в Швейцарии нет такой возможности – там все застроено. Выйдешь на тропинку, кругом все облагорожено – это, безусловно, удобно, но возникает чувство, будто природу приручили. А в Осетии дикая красота: нужно лезть через камни, приложить усилия, чтобы к ней приобщиться, и это здорово. Таким образом, мои дети понимают, что в жизни ничего не достается просто так. Хочешь получить красивый вид – попрыгай по скалам, исцарапай коленки и в конце ты будешь вознагражден. А что касается равенства, то у нас в республике всегда был патриархат, но это не значит, что права женщин должны ущемляться. Я учу своих детей уважительному отношению к женщине, потому что видел такой формат общения между отцом и матерью, у меня такие же отношения с сестрой, с супругой. Я спокойно помою посуду, уберу, постираю, поглажу, если буду знать, что моя жена придет домой уставшая. В семье важно идти на компромисс.
А чему вы учитесь у супруги?
– Я десять лет не жил в Осетии – после школы уехал в Москву и, по сути, выпал из местного общества. Оно, безусловно, развивалось, здесь выстраивались определенные взаимоотношения, а я к ним был не адаптирован. В Москве люди говорят прямо, и я к этому привык, там нет второго, третьего смыслового дна, подземных вод, артезианских скважин, мантии земли. А здесь это все есть, поэтому понимать людей и чего они на самом деле хотят в работе или в дружеских взаимоотношениях мне помогает жена.
Михаил, у вас было активное детство: музыкальная школа, танцевальный ансамбль, вы даже успели пожить в Монголии. Не было желания взбунтоваться и повалять дурака?
– Любовь к свободе и познанию мира в меня вложили в детстве. Я рос трудолюбивым и разумным ребенком. Приходя из школы, сразу делал уроки, ничего не откладывал на потом – классический мальчик-отличник. Такая собранность научила меня фокусироваться на самых важных задачах. А вот мультизадачность – когда ты хочешь успеть и в мяч погонять, и уроки хорошо сделать – бред. Нужно научиться расставлять приоритеты и заниматься в первую очередь важными делами. Я к этому не сразу пришел, очень много распылялся. Благодаря пению, музыке, танцам у меня появилась уверенность в себе, я перестал бояться публики, но мудрее было бы сосредоточиться на одной-двух вещах, и в них стараться преуспеть. Фотография, съемки видео – из той же оперы, я сейчас осознаю, что эти увлечения мешают мне двигаться дальше.
Однако фотографией вы занимались довольно долго. Что вами двигало? Любой художник, в широком смысле слова, хочет внимания, признания...
– Мне хватает внимания, меня узнают на улицах, порой даже делают комплименты. Я перестал быть заложником Инстаграма, для меня важно не количество лайков, а то, что благодаря моим фото люди стали воспринимать Осетию регионом прекрасного.
И на чем вы сосредоточены сегодня?
– На проекте по организации путешествий, а с недавних пор мы организуем пикники с этнической музыкой в горах. Мне приятно, что люди целенаправленно планируют провести отпуск в Осетии, радует, что доверяют свой отдых моей фирме. Я мечтаю развивать туризм в родной республике, и пока вижу в этом свою ближайшую перспективу. Сейчас как раз тот самый момент, когда у Осетии формируется собственный имидж. Республика перестает быть временной заменой Грузии. Считаю, что люди должны приезжать к нам с пониманием, что это земля, где любят свою историю, где очень красивая природа, что это место размеренного и эксклюзивного отдыха. За вином и хинкали можно съездить в Грузию, а для спокойного вдумчивого отдыха в окружении дикой природы – к нам.
Михаил, а в чем для вас заключается хороший вкус?
– Хороший вкус – прежде всего чувство меры, а еще это возможность вдохновить другого человека. Считаю, что у меня хороший вкус, и стараюсь поделиться им через фотографию, через организацию туров. Свой вкус я намеренно «прокачивал» во время путешествий: посещал музеи, наслаждался закатами в разных точках мира. Хороший вкус – когда у тебя красивая дорога, и ты включаешь саундтреком к ней классную музыку.
Согласна, путешествия очень наполняют. Можете назвать три места, которые вы постараетесь показать своим детям?
– Шотландия, однозначно. Она очень близка нам по природе, архитектуре. Красивая и суровая страна. На втором месте – Нью-Йорк. Город, который вдохновляет. Там невозможно стоять на месте, хочется развиваться, жить, радоваться. И замыкает рейтинг Новая Зеландия. Я пока еще там не был, но обязательно отвезу семью, как только позволят обстоятельства. Хочется окружить своих детей красотой, чтобы им это было интересно, потому что чем больше человек путешествует, тем лучше у него вкус. Такая «насмотренность» очень важна, если ты стремишься развивать свой город, республику, страну. Хотелось бы, чтобы чувство вкуса проявлялось и у тех, кто отвечает за определенные процессы формирования нашей городской среды.
Михаил, завершая беседу, предлагаю вам небольшой блиц-опрос. Продолжите фразу:
Близкие люди считают, что я…
– Уделяю им мало времени. Мы практически никуда не ездили, потому что я все лето был занят.
Кто меня не знает, думает, что я…
– Зазнайка. Может, я чересчур жестко держу дистанцию с новыми людьми, а они думают, что я «зазвездился». Порой, не воспринимаю чужие сигналы к сближению – иногда я их просто не чувствую.
У меня хуже всего получается…
– Рисовать. Не то, чтобы я во всем остальном хорош, но это то, с чем я столкнулся в последнее время.
Мой любимый композитор…
– Из современных – Людовико Эйнауди, Тони Андерсон. Очень люблю Ацамаза Макоева. Его музыка откликается в сердце, чувствуется, что человек вдохновлен местом, где живет, и это вдохновение отражается на нотном стане.
Любовь – это…
– Когда ты хочешь приходить домой побыстрее.
Prospect-sk № 51/2022