Персона
Геродот Галикарнасский. Путешествие в Древнюю Скифию
«Prospect-sk», не имея возможности говорить обо всем, все же стимулирует думать о важном. Труды ученых, которыми пользуются, о которых спорят и которыми восхищаются, – это несомненно важно. К таким спорным работам относится «История» Геродота Галикарнасского. В общем-то не только труд, но и сама личность отца истории полна противоречий и несоответствий. Впрочем, у подавляющего большинства серьезных ученых не вызывает сомнения факт существования этого человека (а велись споры и по этому поводу). Начиная с того, что «отцом истории» назвал Геродота великий Цицерон, каждое слово которого навеки оставалось нарицательным. И не удивительно, что нас интересует путешествие Геродота в Древнюю Скифию. По ходу повествования станет понятно, что многое описанное путешественником не укладывается в границы современного разума. Но на то и прошли тысячелетия опыта и анализа, чтобы человек нашего века мог отделить зерна от плевел.
Легенды о происхождении скифов…
…Сами о себе скифы рассказывали, что их народ моложе остальных. Как водится, от богов – Зевса и дочери бога местной реки – родился на их земле первый человек. У него в свою очередь родились 3 сына. Вот при них-то и упали на землю сакральные предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Эти золотые артефакты принимались гореть ярким пламенем каждый раз, как двое старших братьев пытались приблизиться к ним. А вот младшему повезло, они дались ему безо всякого сопротивления. Он-то и стал царем всей Скифии…
…А вот греки рассказывают, что знаменитый герой Геракл, совершая один из своих подвигов, гнал по этим землям кобылиц. И пока он пережидал вьюгу, кони исчезли. В их поиске набрел он на невиданное до того существо: верхняя часть его была женщиной, судя по всему довольно привлекательной, но вместо ног извивался змеиный хвост. Она-то и похитила кобылиц, а за их возвращение запросила медовый месяц с героем. Когда Геракл выполнил уговор, она уже носила под сердцем трех сыновей от него. И уходя с табуном на родину, Геракл оставил свой лук, тетиву и чашу, и наказал отдать его наследство тому сыну, который сможет согнуть лук и натянуть тетиву. Позже, по угадываемому мотиву, условие смог выполнить младший брат по имени Скиф. Ему достались лук, чаша, а заодно и все царство…
Потомки сберегли главный труд Геродота «История». Рукопись была записана на свитках египетского папируса. И библиотекари, как сказали бы мы на языке современности, Александрийской библиотеки развернули ее, разделили на 9 частей, дали каждой из них имя одной из 9 муз Аполлона, а весь труд назвали «История». Путем многих и многих переписываний он смог дойти до нас. Лучшая сохранившаяся копия датируется X веком уже нашей эры и принадлежала Византийской библиотеке.
Климат Скифии…
…Страна эта отличалась, по словам Геродота, столь суровым климатом, что восемь месяцев в ней была зима, но и остальные четыре месяца стояли холода нестерпимые. Боспор Киммерийский (Керченский пролив) зимой замерзал настолько, что по морю можно было переправляться на повозках. Летом же дожди в Скифии шли непрерывно. Но лошади кочевого народа хорошо переносили климатические условия. Воздух на земле скифов наполнен перьями (так отчего-то скифы называют снег), они летают так близко друг к другу, что практически невозможно рассмотреть что-то, находящееся на сколь-либо значительном расстоянии от смотрящего. Вследствие такого сурового климата северные части этих земель необитаемы...
Родился будущий ученый муж приблизительно в 484 году до н.э. на стыке Востока и Запада в городе Галикарнас в Южной части полуострова Малой Азии. Сегодня эти места можно узнать по близлежащему острову Родос, популярному у туристов. Город был торговым, портовым. Родился Геродот в семье богатых этнических греков. А вот город находился под властью Персидской империи. Он начал жизнь интересно, уже по рождению став современником второй половины греко-персидских войн и увидев начало знаменитой Пелопонесской войны. Исследователи считают, что большое влияние на молодого Геродота имел старший родственник (то ли двоюродный брат, то ли дядя) Панисиад, который был, как и Гомер, эпическим поэтом, имел активную гражданскую позицию. Гомером весь цивилизованный мир бредил уже тогда. И, конечно, он восхищал Геродота. Его труд «История» нельзя назвать научным в чисто современном понимании этого слова, и слог изложения так похож на повествование поэтов. Вообще, воспитание юноши из хорошей семьи того времени, конечно, носило гуманитарный характер в совокупности с физической культурой тела.
Обычаи скифов…
…Выше других богов чтят скифы Табити – богиню домашнего очага. Среди других божеств есть у них Апи – полудева-полузмея, богиня-мать, Папай – бог громовержец. В дар им обычно приносят животных, связывая им особым способом ноги, читая молитву божеству и удавливая жертву. Особое место занимает у этого народа бог войны. Арес имеет свои святилища в каждой области страны, где ему из хвороста, постоянно пополняя его запасы, возводят курган. На вершине кургана водружают старинный меч как символ божества. Этому мечу ежегодно скифы приносят в жертву рогатый скот и лошадей, а также каждого сотого мужчину из числа пленных…
…Военные обычаи скифов весьма необычны: скиф пьет кровь первого убитого им врага, а головы всех убитых в бою приносит царю. Скифы снимают кожу с тел убитых врагов и шьют из нее себе плащи, а из волос врагов сшивают шубы. Человеческая кожа действительно толста и блестяща, находит Геродот…
…Из голов злейших врагов они делают чаши, отпилив верхнюю часть черепа. Кто из скифов беден, тот обтягивает череп кожей, и так носит его на поясе, пьет из него как из чаши. Собратья побогаче отливают внутреннюю поверхность такой чаши золотом, инкрустируют кожу каменьями…
…Раз в год собираются скифы на чествование своих героев. Наиболее свирепые и удачливые в бою воины сидят во главе стола и пьют из золотых чаш дурманящий напиток. Если кто особо отличился, ему подносят две, а то и три чаши. Это очень почетно. Те же, кто за год не убил ни одного врага, сидят отдельно от других за столом своеобразного позора…
…Женоподобные мужчины у скифов отдаются в услужение богине Афродите, они становятся гадателями. За неправильные гадания прорицатели будут казнены…
…Вместе с царями хоронят скифы, предварительно удушив, одну из его наложниц, повара, виночерпия, конюха, слугу и множество золотой утвари. По истечении же года на могиле царя приносят в жертву 50 лошадей и 50 лучших юношей из числа его слуг. Все это свободные люди, которые при жизни служили своему царю, а не рабы...
Жизнь юного еще Геродота изменилась, когда Панисиад, тот самый общественник и поэт, склонил его к восстанию против тогдашнего тирана Галикарнаса Ликдомида. Надо сказать, что древнегреческая тирания вовсе не носила отрицательный оттенок современного значения этого слова. Благодаря полипартийной демократической системе управления, города Греции постоянно находились в состоянии борьбы каких-либо партий. И временами одна из них, одерживающая в политической борьбе победу, ставила своего тирана – единоличного правителя – на время, которое нужно городу, чтобы обрести стабильность. После он сдавал свои полномочия. Но город Галикарнас не был обычным греческим городом. Он находился под патронажем Персии. И тирания в нем носила несколько восточный характер. Заговорщиков разоблачили, но не выгнали из города, как принято у греков, а приговорили к казни. Итак, Панисиад был казнен, остальные бежали, и Геродот оказался на острове Самос. Но он стал человеком без гражданства. Митек – так звали свободных греков, вынужденных жить вне родных полисов – другие города не принимали их полноценно, а это много значило для тех времен. Не имея права осуществлять гражданскую деятельность, Геродот мог торговать. Но он был отпрыском богатой семьи, торговля не прельщала его. И тогда он принимает главное решение своей жизни – описывать события, земли, причины и следствия различных явлений.
Поход Дария на Скифию…
…Дарий I – персидский царь, решив напасть на скифов, первым делом позаботился об отступлении, потому что не располагал сведениями ни о численности скифского войска, ни о богатстве земель. Узнав о вторжении персов, скифские вожди обратились к соседним народам с просьбой объединиться перед лицом захватчика. Но многие отказали им, заявив, что скифы сами своими набегами навлекли на себя гнев персов, и участвовать в войне станут только при прямой угрозе именно для своих земель, но никак ни Скифии. Тогда скифскими военачальниками было принято решение разделить войско на две части. Одна, наиболее подготовленная, будет заманивать персов на земли тех народов, которые отказались объединиться против общего врага. Другая же, более многочисленная, с повозками, груженными скарбом, женщинами и детьми станет продвигаться вглубь Скифии, уничтожая на своем пути пастбища для скота, зарывая колодцы, делая землю непригодной для существования. Поступив так, скифы нанесли значительный урон несговорчивым соседям, приведя на их землю персидские войска, а затем изматывали персов бесплодным походом по разоренной Скифии. Дарий попытался вступить с царем скифов в переговоры с предложением не бежать, а либо принять бой, либо покориться владыке, то есть ему. На это царь скифов Иданфирс дал ответ, который обескуражил повелителя персов. Он говорил, что народ скифов не делает ничего такого, что не делал каждый день своей жизни. Он кочует по своей земле. Войско скифов не спешит вступать в бой с персами, потому что народ этот не имеет ни городов, ни пастбищ, за которые стоило бы сражаться. Есть единственная для скифов ценность – могилы их предков. Вот если Дарию удастся найти и осквернить их, тогда его войско и узнает мощь гнева скифских воинов. Владыками же скифы признают только своих богов. Не долго после этого Дарий все еще искал сражения со скифами, постоянно страдая от стремительных атак немногочисленных их отрядов, которые были похожи, скорее, на набеги, а затем решил уйти. Однако он не смог забрать все свое войско на родину: солдаты были измотаны непригодными для жизни условиями, болели чужими болезнями. Поэтому военачальниками персов было принято решение: обмануть свое войско и уйти без значительной части солдат. Преданные персы вынуждены были сдаться, а царя с командной верхушкой скифам не удалось догнать…
Но остаются сомнения по поводу путешествий Геродота. Уж очень они масштабны и охватывают поистине небывалую территорию. Долгое время Геродот жил в Дельфах и прислуживал знаменитым пифиям Дельфийского оракула. Там, несомненно, общался он с многочисленными паломниками пифий. Он блестяще владел искусством задавать вопросы и выслушивать ответы, брать интервью, если хотите. И возможно, под влиянием рассказов решил объехать сам многочисленные земли. И во многих местах побывал. Он путешествовал по всем городам и странам героев Троянской войны, на побережье Малой Азии, в Милете, прошел по маршруту греко-персидских войн, записывал воспоминания участников событий. Был и в городе Пелла, где примерно через 100 лет родится Александр Македонский. В Фесалии, близь горы Олимп, на корабле приплыл в Византий (современный Стамбул). Затем посетил земли Скифии. Вот на этот счет у исследователей и возникли сомнения. Вероятно, предполагают они, Геродот подошел к границам Скифии, но саму землю не посетил, а все свои истории записал со слов других путешественников, расспрашивая их через толмачей, которых уже тогда можно было найти. Историк рассказывает о савроматах, которые живут дальше на земле скифов, об Гелоне (современный Саратов), потом побывал он в Колхиде, а затем отправился на Восток.
Сарматы…
…О сарматах узнал Геродот, что происходит племя это от браков скифских мужчин с женщинами-воительницами – амазонками. Когда эллины вступили в борьбу с амазонками, которые не признавали мужчин, вели воинственный образ жизни, дрались на равных с лучшими героями того времени, то некоторых женщин взяли они в плен. Но на корабле амазонки перебили своих хозяев, а так как не умели управлять судном, то по воле случая оказались на земле скифов. Там они занялись тем, что умели: грабили и убивали. Они захватили табуны скифов, обзавелись таким образом лошадьми и совершали успешные набеги. В битве завладев телами нескольких убитых, скифы с изумлением увидели, что их враги – женщины. Им страшно захотелось породниться с воительницами. Они научили своих юношей стать лагерем напротив амазонок и терпеливо, то отступая, то ожидая, сблизиться с ними. Привыкнув к юношам, женщины разрешили им соединиться с собой. Они прожили довольно долго, выучили язык скифов, слегка коверкая и изменив его на свой лад. Но соединиться с основным народом не захотели, так как сильно отличались от скифских женщин. Они не сидели дома, не воспитывали детей, не ждали годами мужей с войны. Напротив, они на равных с мужчинами воевали, а замуж могли выйти, только убив врага. Потому мужья их забрали из отчего дома свою часть наследства и поселились со своими амазонками дальше по Скифии. Их потомки стали зваться савроматами…
Судьба привела Геродота в Афины во времена, когда у власти стоял Перикл. Этот образованный муж сошелся с ученым, принял его в свой философский кружок. На одном из собраний Геродот стал вслух читать свои сочинения. Это практиковалось повсеместно в Древней Греции. Его рассказы были столь хороши, что Совет пятисот – высший орган управления Афинами присудил вручить Геродоту 10 талантов (около 250 килограммов серебра на секундочку). Это было безусловное признание. Вскоре во главе отряда, посланного Периклом, Геродот отбывает в Южную Италию. И там он, используя эти деньги, основывает город Фурий (название созвучно близлежащему ручью). И вот наконец он снова гражданин города, основателем которого является, уже не митек, а фурянин! Он, не старый еще человек, именно здесь проживет остаток своей жизни.
Скифы и рабы…
…Однажды случилось так, что скифские мужчины воевали в чужих землях около 30 лет. Это настолько долго даже по меркам воинственного народа, что жены их сошлись с рабами, родили детей от них. И по возвращении домой скифы застали новых хозяев земли своей. Они вступили в бой с бывшими рабами и их потомством. Но ни одна из сторон не могла одолеть другую. Тогда на военном совете один из скифов сказал: «Что же мы с рабами воюем мечами, как с равными?!» И взяли скифские воины тогда хлысты, и с их помощью смогли одолеть бывших рабов своих и их потомство и вернуть свою Скифию…
На агоре (это рыночная площадь, место общегражданских собраний) города Фурий предполагаемо и был похоронен Геродот, отец истории и сын Греции. По тому признаку, что могила его находилась на агоре, можно сказать, что он был первейшим из граждан своего города. А эпитафия на месте его последнего приюта гласила: «Геродот, сын Ликса, умерший, скрыт здесь землею. Первым историком он древней Ионии был, хоть и в Дорийской отчизне возрос. Он бежал от нападок тягостных. Фурии ж родиной стали ему».
Автор – Марина Черчесова (№ 42, 2018г.)