Персона

Профи мирового масштаба

Очень часто о человеке, который особо отличился в своем деле, говорят: «Он в этом профи!»

Коллекторы: грань между «можно» и «нельзя»

Кредитование прочно вошло в быт россиян. Большинство заемщиков заботятся о своей репутации и своевременно вносит плановые платежи, но некоторые граждане в силу изменившихся обстоятельств не могут обслуживать полученный кредит. Однако, даже оказавшись в сложном положении, они продолжают оставаться гражданами и, согласно конституции, помимо обязанностей имеют права.

Cлово «коллектор» сегодня знакомо многим, кто брал кредиты и не возвращал их вовремя. Существует мнение, что коллекторы – бандиты, действующие вне закона. Это не так. Деятельность коллекторов регламентируется Федеральным законом «О коллекторской деятельности» №230 от 1 января 2017 года.

Коллекторское агентство известно как долговое (от англ. сollection – сбор), профессионально специализирующееся на внесудебном взыскании просроченной дебиторской задолженности и проблемной задолженности, а также бизнес, целью которого является способствование производству платежей по задолженностям физических лиц.

Коллекторские фирмы – это организации, которые выкупают просроченные кредиты у банков и различными способами вынуждают людей отдать долг. Подобная деятельность не выходит за рамки российского законодательства. Однако в последнее время участились случаи, похожие на мошенничество, когда коллекторы или компании, представляющиеся ими, пытаются выбить деньги у людей, вовсе не имеющих задолженностей.

Первые коллекторские агентства в России создавались как дочерние предприятия банков и работали исключительно с задолженностями перед банками-учредителями. В настоящее время в России насчитывается великое множество коллекторских агентств – 158 реестровых, не говоря о тех, что работают нелегально.

О чем гласит Закон «О коллекторской деятельности»? Хотелось бы донести до читателей, что в нем введены некоторые ограничения для коллекторов. Так, в рамках нового закона, коллекторские агентства не имеют права:

• публиковать информацию о должнике в социальных сетях;

• звонить должнику на рабочие номера телефонов и приходить к нему на работу;

• общаться с родственниками и коллегами должника;

• беспокоить должника по ночам (с 22.00 до 8.00 по будням и с 20.00 до 9.00 в праздничные и выходные дни);

• наносить визиты должнику и звонить ему больше одного раза в неделю;

• привлекать одновременно больше чем одного коллектора для взаимодействия с должником;

• скрывать телефонный номер, а также звонить с номеров, не принадлежащих кредитору или коллектору.

Кроме того, они не имеют права звонить более чем 16 раз за месяц, и более 2 раз за день. Также запрещено звонить больше четырех раз за одну неделю.

Из-под юрисдикции нового закона были исключены индивидуальные предприниматели. Поэтому в законе речь идет только о взыскании задолженности с физических лиц, не имеющих такого статуса. Кроме того, действие нового закона не распространяется на взыскание просроченной задолженности по жилищно-коммунальным услугам. Эти долги граждан подпадут под его юрисдикцию только в случае официальной передачи полномочий по взысканию такой задолженности коллекторским агентствам. Но радоваться по этому поводу должникам все равно не приходится, ведь это означает, что организации, поставляющие коммунальные услуги, смогут по-прежнему отключать их от электроэнергии, газа и водоснабжения. А также навещать и писать письма с требованием погасить долги.

Также новый закон разъясняет права должника на защиту своих интересов. В частности, перед началом каждого контакта коллектор обязан представиться и сообщить название коллекторского агентства. Кроме того, у должника появилось право обратиться в коллекторское агентство с нотариально заверенным уведомлением об отказе от общения с коллекторами. В случае нарушения правил коллекторскому агентству грозит штраф в размере 2 млн руб.

Общаться с коллекторами нужно правильно. Заемщик должен принять во внимание следующие советы:

– при разговоре с коллектором потребовать уточнения его фамилии, должности и названия организации;

– рекомендуется позвонить в данную организацию с целью проверки озвученной информации;

– позвонить в банк с целью уточнения о передаче долга именно этому агентству;

– потребовать документы о передаче прав на взыскание долга на коллекторскую организацию;

– сохранять спокойствие при общении с коллектором;

– не пытаться убедить в отсрочке долговых обязательств;

– не сообщать информацию о месте работы, наличии квартиры, иных ценных вещей;

– при общении с коллектором, пытающимся повысить голос либо угрожать, постараться записать разговор;

– при угрозах – написать заявление в полицию.

Только профессионал сможет компетентно разъяснить дальнейшие действия. Меры борьбы с коллекторскими агентствами есть. Однако долг никуда не денется, а суд примет решение не в пользу должника. Нужно вовремя оплачивать кредит. Если такой возможности нет, следует мирно договориться с банком. Есть много подобных возможностей, например, реструктуризация кредита.

автор – Л.А.Ватаева,

доцент кафедры гражданского права

Владикавказского института управления

Prospect-Северный Кавказ

Автор материала

Prospect-Северный Кавказ

Prospect-Северный Кавказ