Персона

Гиви Валиев

«…Я убежден, что настоящее искусство с хорошей режиссурой и актерами на любом языке может влиять, продавливать зрителя»

Такой разный Гиви Валиев

Впервые я увидела Гиви Валиева, когда стояла (почти как на уроках физкультуры) в строю первокурсников театрального факультета. Педагог, немногим старше нас, вошел в аудиторию занятий по сценическому движению и каждого обвел неуютным взглядом, заставившим поежиться. Первое впечатление не обмануло – жесткий и не церемонящийся с жалующимися на одышку студентами, Гиви Валиев хоть и стал для многих другом, но всегда умел устанавливать границы.

И вот, спустя годы, солнечным летним днем мы встретились для интервью в стенах театра. Напротив меня сидел уже не мой педагог, но практически сверстник (теперь это ощущалось особенно сильно) и… кардинально другой человек.

Гиви Валиев – успешный актер, заслуженный артист Северной Осетии и Кабардино-Балкарии. Несколько лет назад он возглавил Северо-Осетинский государственный академический театр им. В. Тхапсаева в качестве художественного руководителя.

Гиви, летом театры закрывают сезон и вроде бы все должны отдыхать, а почему у вас вовсю кипит работа?

– Мы и правда сейчас в отпуске, но для директора и художественного руководителя каникул не существует. Пока все цехи отдыхают, мы планируем новый сезон, готовим здание. Сейчас вот участвуем в торгах, чтобы получить в будущем сезоне хорошую акустическую систему. Из отпуска вызвали пятерых актеров для репетиций постановки по роману «Овод» Лилиан Войнич. Сейчас у нас в гостях Эльдар Трамов – актер Вахтанговского театра, режиссер. В Осетии он известен своей режиссерской работой над большим концертом, посвященным открытию Дома-музея Евгения Вахтангова.

Да, помним… Одно из самых ярких событий нынешней весны. С нетерпением ждем результатов вашей совместной работы! Гиви, относительно недавно вы стали художественным руководителем Осетинского театра. Почему вы на это решились?

– Знаете, в жизни каждого человека есть Главный Режиссер, который пишет сценарий его жизни, составляет дорожную карту. Рано или поздно, через трудности, радости и препятствия человек приходит к назначенной для него цели. Я считаю, это не только мой выбор, хоть и признаю, что человек, мужчина сам ответствен за свою жизнь.

Получается, это судьба, предназначение?

– Да.

Что самое трудное на этом пути?

– Периодами бывает очень сложно. Принимать решения непросто. Иногда хочется сделать шаг назад… И его нужно сделать, иначе, качественного прыжка вперед не получится. Существует система Мейерхольда (система актерских тренингов, позволяющих актеру естественно и точно управлять механизмами движений тела и циркуляцией энергии), и она учит: даже чтобы кому-то пожать руку, нужно сначала отвести назад свою. Чтобы органично ударить по мячу, нужно отступить. В жизни аналогично все работает.

Я заметила, что сегодня зритель особенно заинтересован театром. Порой, за неделю до спектакля на сайтах нет билетов, полный солд-аут. Раньше такого ажиотажа не наблюдалось. Как думаете, почему интерес публики настолько вырос?

– Зритель соскучился по театру. И скажу без ложной скромности, что в репертуаре Осетинского театра сегодня есть постановки, которыми могут гордиться как наши зрители, так и мы: национальная классика, русская классика, зарубежная. У нас прекрасная школьная образовательная программа, в которую входят произведения Коста Хетагурова, Островского и других. Когда в афише названия, которые «на слуху», это привлекает. Интересно ведь посмотреть, как поставили, чем рискнули.

Так было не всегда. Раньше, кажется, в этом плане было сложнее… Или я ошибаюсь?

– Мадина, я бы очень хотел, чтобы мы с вами разговаривали о настоящем, а не о прошлом. У каждого свое видение репертуара, театра…

Я говорю не конкретно об Осетинском театре, а о театре в Осетии как явлении…

– В целом, возможно, раньше и были какие-то проблемы, но, наряду с другими кавказскими республиками, мы все равно всегда были на ведущих позициях, и сейчас ничего не изменилось. Наши театры – Русский, филиал Мариинского, конный, – они собирают залы и имеют преданного зрителя.

Пусть вы не очень любите говорить о прошлом, но я все же спрошу о начале вашего пути. Актерская профессия, прямо скажем, нетипичный выбор для осетинского мальчика. Как отнеслась к этому ваша семья?

– Моя семья – это моя опора и друзья. Когда я сделал свой выбор, у родителей не возникло ни одного классического в таких ситуациях вопроса про «несерьезность» профессии. Даже наоборот, меня поддержали! Помню, когда меня отчислили на третьем курсе, мама, активно включенная во все, что я делаю, была очень расстроена. Она любила и любит наблюдать за мной на сцене. Еще в юности мама часто говорила, что мечтает видеть сына на телевидении. Видимо, Бог услышал желание ее сердца, – улыбнулся Гиви и его глаза потеплели. – Отец, мать, брат, супруга, которая сегодня всегда рядом, – они поддерживали и поддерживают. Только так и может человек всецело реализоваться. Невозможно жить на разрыв, когда ты свой среди чужих и чужой среди своих.

Кто-то идет и на такие жертвы.

– Мы не знаем, что у таких людей внутри: только что тебе аплодировали сотни человек, а через пару часов дома не принимают и не признают самые родные. Это настоящая трагедия. Помните, как у Коста? Он был не понят отцом: «кем ты вырос, кем ты стал, сынок» – вот что слышал этот великий человек. Или Есенин! Мать говорила страшное: «с тобой надежды наши не сбылись». И пусть его боготворила вся Россия, в итоге он так много написал о том, что самый близкий человек его не понимает…

Профессия актера не может не влиять на жизнь и не деформировать личность. Как она сказалась на вас?

– Повлияла, конечно. Точно изменила в лучшую сторону. Театр любого хулигана окрасит духовно и приструнит, научит степенности. Кроме того, публичность – это ответственность за свое поведение, действия и образ жизни. В семье также. Каждая роль это отдельная психологическая атака.

Быть актером, значит видеть зерно, как в психологии. Бывает, что неосознанно оцениваете поведение окружающих, анализируете, как своих персонажей?

– Я иногда очень сильно ошибаюсь. Но в последнее время научился считывать людей: слышать их интонацию, видеть душевную искренность. На многое сейчас закрываю глаза. Есть такое выражение – махнуть на все рукой и пожать плечами. Так вот, иногда приходится это делать. Близкому человеку о том, что вижу, обязательно скажу. Не факт, что он поменяется, но раз мы продолжаем взаимодействовать, значит, я принимаю его таким, а он принимает меня.

Какой руководитель Гиви Валиев?

– Спросите одних – скажут ужасный, другие назовут справедливым, третьи посчитают работящим. Наверное, про всех руководителей говорят подобное. Но совершенно точно могу сказать, что никогда Гиви Валиев не будет работать там, где ему неинтересно. Никогда не пойду туда, где не вижу перспективы. Если бы я не знал, что этот театр может быть сильным, может занять достойное место в театральной семье России, то никогда не стал бы здесь работать. Я не безумец, чтобы губить свою молодость в стенах театра, у которого нет будущего. И пусть это национальный театр с языковыми ограничениями, я убежден, что настоящее искусство с хорошей режиссурой и актерами на любом языке может влиять, продавливать зрителя.

В отрыве от профессии, в повседневной жизни Гиви Валиев какой?

– Любящий отец, которому очень нравится гулять с сыном. Приезжать домой в село, присесть во дворе с заботливо заваренным мамой кофе и просто часами болтать. Не говорить ей о проблемах, чтобы не волновать, но знать: она все равно все чувствует. Бесценное время.

И напоследок. Правда или хорошие отношения?

– Хм, правда или хорошие отношения... Наверно, все отвечают «правда», да? Знаете, если есть хорошие отношения, и ты этим дорожишь, то здесь нужно подумать. Если эта правда может разрушить все, можно ее держать в тайне. Тайна ведь на то и существует, чтобы оставаться в тени. А правда — это иногда страшная вещь.

Prospect-sk № 54/2023

Мадина Мамиева

Автор материала

Мадина Мамиева

Мадина Мамиева