Персона

Город-сад Кабардино-Балкарии

История города начинается с цепи крепостей, построенной на территории Кабардино-Балкарии в 1818–1822 гг., которая стала называться Центром Кавказской линии. Административный и чиновничий аппараты Центра было решено разместить в крепости Нальчик. Нальчикское военное укрепление в первые годы своего существования представляло собой небольшую, окруженную деревянными стенами, земляным валом и глубоким рвом крепость. Рядом с ней находился форштадт (предместье крепости), в котором имелись казармы гарнизона, деревянная церковь и вокруг них около десятка турлучных домиков и землянок.

Город - сад Кабардино-Балкария

Каждый город интересен по-своему. Эту, казалось бы, простую истину можно открывать для себя столько раз, сколько есть городов на свете. Поражает непохожесть судеб городов, неповторимая индивидуальность облика каждого из них, своеобразие их внутренней жизни. И в биографии Нальчика, столицы Кабардино-Балкарии, слились воедино удивительные открытия, трудовые подвиги, великий патриотизм, глобальные планы и широкие перспективы.

История города начинается с цепи крепостей, построенной на территории Кабардино-Балкарии в 1818–1822 гг., которая стала называться Центром Кавказской линии. Административный и чиновничий аппараты Центра было решено разместить в крепости Нальчик. Нальчикское военное укрепление в первые годы своего существования представляло собой небольшую, окруженную деревянными стенами, земляным валом и глубоким рвом крепость. Рядом с ней находился форштадт (предместье крепости), в котором имелись казармы гарнизона, деревянная церковь и вокруг них около десятка турлучных домиков и землянок.

Здесь же расположились Кабардинский временный суд и некоторые российские военные ведомства. Учрежденный в 1822 г. суд исполнял административные функции, также он являлся важнейшим исполнительным органом внутреннего управления Кабардой и Балкарией.

К окончанию Кавказской войны в 1864 году постепенно утратилась военно-стратегическая функция Нальчика. Увеличение численности населения качественным образом сказалось на характере его хозяйственной деятельности. Отставные военные, проживавшие в Нальчикском военном поселении, постепенно «окрестьянились». С преобразованием Нальчикского военного поселения в слободу Нальчик стал главным населенным пунктом в Нальчикском округе Терской области.

Летом 1917 года выдающийся русский певец Федор Иванович Шаляпин, отдыхавший в Кисловодске, решил воспользоваться приглашением своей московской знакомой – оперной певицы Ядвиги Ивановны Закржевской, ранее певшей вместе с ним, и посетить Нальчик. На память о визите в этот город Федор Иванович сфотографировался со своими друзьями. «На днях ездил верст за сто отсюда (из Кисловодска) в местечко Нальчик. Это очень красивое место – горы и степь... Кабардинцы, узнав о моем приезде, собрались компанией и устроили мне пикник – говорили речи, жарили на огне целого барана, танцевали, пели и делали джигитовку верхом на лошадях. Все это происходило в горах, из-за которых с одной стороны открывался вид на необозримую степь, а с другой – на снеговую цепь Кавказского хребта. Зрелище поистине величественное и замечательно красивое», – писал Шаляпин своей дочери.

Нальчик так понравился Федору Ивановичу, что он высказывал мысль о приобретении земли в районе Долинска с последующим строительством дачи. Но Октябрьская революция внесла в эти планы существенные коррективы. И теперь лишь мемориальная доска, установленная на одном из корпусов санатория «Эльбрус», возведенного на месте дома, где жил Ф. И. Шаляпин, напоминает об этом.

А спустя 100 лет Нальчик стал курортом. В 1920 году исполком Нальчикского округа принял решение об охране городского парка, разбивке его аллей и клумб. В 1923 году по проекту архитектора В. Х. Казина был спланирован и разбит парк как таковой. В эти же годы сюда начали приезжать отдыхающие.

Дальнейшее развитие курорта Нальчик относится к 1928–1930 годам, после специального Постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР, по которому Нальчик был признан климатическим курортом республиканского значения. С этого времени на курорте начали функционировать два климатических санатория на 100 коек.

О промышленности Нальчика упоминается в архивных документах еще в 1910 году. В те годы славился лесоперерабатывающий завод «ЧинарЪ», который выпускал продукцию, востребованную на международном уровне. Чинаровые дощечки экспортировались во Францию – их часто заказывали кондитеры, поскольку именно на них выпекались самые лучшие кондитерские изыски.

В 1930-е годы развитие промышленной инфраструктуры способствовало созданию разветвленной дорожной сети, связывающей Нальчик с другими узловыми промышленными пунктами на Кавказе. В 1931 году был построен Нальчикский машиностроительный завод, начавший выпуск оборудования для нефтяной промышленности и самосвальных прицепов. Строятся консервный завод, элеватор, кондитерская фабрика, мясокомбинат, молокозавод – всего около 40 различных мастерских и свыше 20 предприятий. За железнодорожной станцией растет Промгородок, где в 1928-1929 годах построены элеватор и маслобойный завод.

Невозможно историю Нальчика рассматривать без истории Пивоваренного завода, построенного в 1937 году, который выпускал квас, безалкогольные напитки, пиво, плодово-ягодное вино. Пивзавод был основан на базе хранилища для льда дореволюционной постройки, долгое время технологом здесь работал профессиональный пивовар из Чехии, заброшенный на Кавказ Великой Отечественной войной.

В 1920-е годы советская власть начала активно заниматься образованием граждан Кабардино-Балкарии. Например, в 1921 году открылась Нальчикская центральная городская народная библиотека им. Гоголя, которая в дальнейшем выросла в Государственную национальную библиотеку. Также в 1924 году был открыт педагогический техникум для подготовки учительских кадров, а в здании бывшего Реального училища размещался Ленинский городок, на базе которого в 1925 году открылся медтехникум, и проходили курсы трактористов. В том же году начало золотому фонду нальчикского Музея изобразительных искусств положил Назир Катханов, который в то время был представителем республики в Москве. Экспроприированные после революции у дворян личные вещи – посуда, предметы мебели, произведения искусства – становились основой экспозиций периферийных музеев Советского Союза. Музей располагался в бывшем здании церковно-приходской школы. Сейчас на ее месте находится гостиница «Нарт», а в конце 1930-х годов музею были переданы здания бывшей канцелярии Центра командования Кавказской линии, располагавшиеся по улице Советской. В июле 1932 года был основан Кабардино-Балкарский педагогический институт. Первый набор состоял из 100 человек, 85 из которых получали стипендию. Институт имел 3 факультета – биологический, физико-математический и литературный.

В годы первых пятилеток в Нальчике открываются Национальное книжное издательство, радиостанция, Высшая коммунистическая сельхозшкола, фельдшерско-акушерская школа, плодово-ягодная и селекционная станции им. Мичурина, Республиканская больница, Научно-исследовательский институт национальной культуры; выпускаются газеты «Красная Кабарда» и «Социалистическая Кабардино-Балкария». В 1928 году при облисполкоме было создано Общество пролетарского туризма и экскурсий, а в 1929 году основана турбаза, являвшаяся узловым пунктом для сбора туристов со всего СССР. С 1933 года начал свою концертную деятельность Кабардино-Балкарский ансамбль песни и пляски, в 1940 году создается первый государственный драматический театр, а в 1943 году, несмотря на тяжелые последствия оккупации, открывается филармония.

С 5 декабря 1936 года Нальчик становится столицей КБАССР. Однако сам город остается по-прежнему небольшим – его легко можно было обойти за 2-3 часа, да и транспорта практически не было никакого, а первый автомобиль – грузовая полуторка, появился в Нальчике в 1931 году, когда при машзаводе было создано автохозяйство. В городе в то время не было центрального водоснабжения в домах, люди ходили за водой с ведрами к колонкам, которые можно увидеть еще и сейчас, более того – некоторые из них по-прежнему действуют. Не было и канализации, все нечистоты вывозились за город специальными обозами по ночам. Главной улицей города стала бывшая Воронцовская или Большая, позже переименованная в Кабардинскую. Участок от Советской (ныне Кешокова) до Почтовой (ныне Ногмова) был заасфальтирован.

Вот что рассказывает Солтан Ахмедович Цораев в сборнике краеведов В. Я. Пеннер и Н. В. Пеннер «Нальчик глазами современников»: «Жителей Нальчика было до того мало, что почти каждый друг друга знал. Жили представители тех же национальностей, что и сейчас. Больше всех было русских. Что касается кабардинцев, а тем более балкарцев, то их насчитывалось сравнительно мало, так как они в основном жили в селах. Были и украинцы, и армяне, и грузины, и азербайджанцы, и осетины, и таты, турки и греки. Кроме «Еврейской колонки» (так назывался район 10-й школы), где жили таты, существовала «Немецкая колонка» (в Александровке), где, очевидно, жили немцы. Люди в основном занимались своим хозяйством, ремеслом, кое-кто работал на производстве, но таких было мало. …Были телеги, брички, линейки, тачанки и очень мало фаэтонов. Арбы с быками приезжали из сел на базар или по каким-нибудь другим нуждам. У Б. Э. Калмыкова была черная длинная автомашина. Люди долго любовались ею, а когда она ехала, дети долго бежали за ней. На станции сновали маленькие дымные и закопченные паровозы, называвшиеся «жуками», «букашками», «щуками», «черепахами». …Прокатиться в поезде до Докшукино, Прохладного, а тем более до Пятигорска для каждого нальчанина считалось величайшим счастьем и удовольствием».

Также Солтан Цораев рассказывает, что магазины в основном были общие, и торговля велась чуть ли не до ночи. Люди одевались довольно просто: зимой пальто с каракулевым или бобриковым воротником, сапоги (если кто носил брюки-галифе), боты либо ботинки, а к ним еще и галоши; летом мужчины носили рубашки-косоворотки, брюки. Тогда не любили ходить в безрукавках или с открытым воротом и не засучивали рукава. Обязательно носили фуражку, а шляпу почти никто не надевал, как и галстук. При этом некоторые горцы даже летом надевали сапоги и кавказскую шапку. У женщин было принято носить белые кофточки и темные юбки либо платья (которые были гораздо длиннее, чем сейчас). Все это шилось из крепдешина, коверкота и других простых материалов. Голову женщины и девушки покрывали легкой косынкой, а в холодную погоду носили костюмы в сочетании с беретами. Из обуви особенно были популярны брезентовые туфли на кожаной подошве. Самым шиком считались светлые, которые чистили зубным порошком. Тогда обувь выпускали всего две фабрики – «Скороход» и «Парижская Коммуна». Почти ни у кого не было наручных часов, а вот карманные оставались популярными. Что самое интересное: тогда особой проблемы с продовольствием не наблюдалось. На рынке продавались продукты как фабричного, так и кустарного производства. Деликатесами тогда считались мед и халва, причем последняя изготавливалась из грецких орехов. Да и у продавцов не было привычки обвешивать или обсчитывать покупателей.

В Нальчике в то время действовали два базара. Один – «Утренний базар» («Зеленый рынок»), который был продовольственным и работал ежедневно. Другой, «Большой базар» собирался в степи преимущественно по пятницам. Здесь продавали буквально все, начиная от игрушек и сладостей и кончая скотом и лошадьми. Это был настоящий восточный базар, в полном смысле этого слова. Там же проходили всякие состязания молодежи в ловкости и силе: национальная борьба, перетягивание каната, лазание по скользкому столбу, борьба, скачки. На базар многие ходили не только в целях купли-продажи, но и чтобы узнать всякие новости о происходящем в городе, республике и в стране. В то время газет почти не было; да и читать мало кто умел. И хоть школы уже действовали, уровень образования населения все еще оставлял желать лучшего.

Мечети в Нальчике не было, и магометане молились дома. А православная церковь была и некоторое время еще функционировала после 1917 года. При этом и христиане, и мусульмане отличались веротерпимостью и уважением друг к другу.

С.А. Цораев отмечает, что все горожане жили в заботах и хлопотах. По утрам то и дело ходили по улицам люди и кричали: «Кому дрова пилить, рубить!», «Кому кастрюли, тазы, ведра, чашки чинить!», «Кому ножи, ножницы, топоры точить!», «Кому стекла вставить!», «Кому кукурузные кочерыжки, сено!», «Кому дрова, кому угли!»... Так люди предлагали свои услуги.

Великая Отечественная война также наложила свой отпечаток на Нальчик. Город был оккупирован немецко-фашистскими войсками с 28 октября 1942 года по 3 января 1943 года и был сильно разрушен. Более того, в те годы Правительство СССР эвакуировало из центральных областей России промышленные оборонные объекты, деятелей культуры и искусства. В Нальчик были эвакуированы композиторы С.С. Прокофьев и А. Н. Александров, известные деятели культуры и искусства: В. И. Качалов, В. И. Немирович-Данченко и другие. Пребывание в Нальчике внесло особый национальный колорит в творчество этих гениальных мастеров.

Однако освобождение города было омрачено трагической страницей в истории балкарского народа. 8 марта 1943 года началась его насильственная депортация по приказу И.В. Сталина. В 14 эшелонах переселенцы были отправлены с железнодорожной станции Нальчик в неизвестность…

Но жизнь продолжалась. Восстанавливались дороги и промышленность, культурные учреждения и школы. В 1949 году было выстроено новое здание железнодорожного вокзала. Город реконструировался по утвержденному в 1950 году перспективному плану, рассчитанному на 15 лет. К началу 1950-х годов были воссозданы практически полностью все исторические достопримечательности. И город, наконец, расцвел. В те годы Нальчик называли городом-садом – он утопал в зелени парков и скверов, среди клумб и цветников. Приезжих всегда удивляло то, что прямо на улице растут вишня, тутовник, орехи, а через заборы свешиваются кисти винограда «Изабелла». Многочисленные фонтаны и по сей день – отличительная черта города.

К 400-летней дате присоединения Кабарды к России в июне 1957 года в центральной части города на проспекте Ленина на месте бывшего базара была устроена площадь 

За период 60–80-х годов прошлого века Нальчик сильно разросся, превратившись в индустриально развитый город, где строится множество микрорайонов с зелеными зонами. Вместе с появлением в городе промышленных предприятий различной направленности растет и сфера образования, готовившая специалистов для многих отраслей. В тот период удалось создать мощный кадровый стержень — по приглашению руководства республики после окончания ведущих вузов со всей страны в Нальчик направлялись молодые талантливые архитекторы, труды которых и по сей день можно наблюдать на улицах города.

История – это не только события и даты. История Нальчика – это история каждого из нас с вами. Это история нескольких поколений: наших прадедов, дедов, родителей, которые внесли немалый вклад в становление и процветание города.

подготовила – Эльвира Жабалиева, №31/2014г.

Prospect-Северный Кавказ

Автор материала

Prospect-Северный Кавказ

Prospect-Северный Кавказ