Персона

Harley-Davidson: Дружба рождает легенду

Спросите у любого уважающего себя байкера – что такое Harley-Davidson? По ответам вы поймете, что это не просто мотоциклы. В своем роде это легенда, стиль и статус.

Harley-Davidson: 

Культовые мотоциклы Harley-Davidson – вне моды и времени. Всю свою историю они подчеркивали независимость в дизайнерских и технических решениях, не стремясь быть, как сказали бы сейчас, в тренде. без кричащего дизайна и слепого подражания моде.

Для мотоциклов такого уровня быть «немодными» – скорее, достоинство, чем недостаток. Это тот самый случай, когда утверждение «Стабильность – признак мастерства» работает на все сто. За годы своего существования дизайн и конструкция Harley-Davidson менялись только по тщательно взвешенным практическим соображениям без желания экспериментировать и удивлять.

Уильям Харлей из города Милуоки в 15 лет подрабатывал в цехе по производству велосипедов, а в 21 год стал учеником конструктора на обогатительной фабрике. Здесь Уильям сдружился с Артуром Дэвидсоном, который работал слесарем-инструментальщиком. Артура и Уильяма объединяло одно – страсть к мотоциклам. Брат Артура, Уолтер, работавший в то время на железной дороге, с энтузиазмом отнесся к идее брата и друга создать собственное производство мотоциклов. Будучи хорошим бизнесменом, Уолтер занялся рекламой новой марки. Другой брат Дэвидсона, тоже Уильям, впоследствии стал техническим директором фирмы.

В сентябре 1900 года энтузиасты всерьез взялись за изучение механики. Амбиции вкупе с приобретенными знаниями способствовали осуществлению проекта.

В 1902 г. в США Уильям Харлей, Артур Дэвидсон и его братья Уолтер и Уильям открыли компанию по производству мотоциклов. Необходимо отметить, что это были далеко не первые мотоциклы США: на рынке конкурировали уже несколько десятков подобных мотоателье. Например, компания «Индиан», которая с 1901г. выпускала транспортные средства, больше похожие на велосипеды, оснащенные одноцилиндровым двигателем. Именно так и выглядели мотоциклы в начале XX века.

При производстве первого детища Harley-Davidson авторы черпали вдохновение у французской модели фирмы De Dion. Он также имел велосипедные педали и цепи, которые разгоняли транспорт до скорости, позволяющей запустить двигатель. Одноцилиндровый мотор давал возможность ускориться до 7-8 км/ч., но инженеры должны были признать нехватку мощности, так что это был, скорее, скоростной велосипед, нежели мотоцикл.

Поистине первым мотоциклом Harley-Davidson следует считать модель, выпущенную в 1903 г. с объемом двигателя 406 см3, которая была установлена на раму уже собственного производства, что делает ее абсолютно авторской. 406-кубовый мотор с автоматическим впускным клапаном при мощности 3 л.с. позволял брать любые подъемы, не прибегая к помощи педалей. Усиленная рама с петлеобразным изгибом в нижней части позволила расположить мотор так, чтобы снизить центр тяжести. За этот год было произведено всего 3 подобных мотоцикла, однако конструкция оказалась настолько удачной, что ее создатели, к которым вскоре присоединились старшие братья Артура Дэвидсона Уильям и Уолтер, несколько лет занимались ее модернизацией. Закрепление позиций на американском рынке шло довольно долго, к 1906 г. объем годового производства хоть и вырос, но составил всего 50 единиц.

Первую победу в соревнованиях на мотоцикле собственного производства в 1908 году одержал лично президент компании Уолтер Дэвидсон. В нескольких этапах он набрал рекордное количество очков, а продукция Harley-Davidson стала, наконец, широко известной.

В 1912 г. Harley-Davidson начал поставку мотоциклов в Японию. В США на тот момент существовали более 200 официальных дилеров компании. Первый Harley-Davidson с коляской получил обозначение J-18. Он был оснащен самым мощным по тем временам мотором и фонарями заднего света.

Спустя два года появились первые мотоциклы с коляской и двухступенчатой трансмиссией. Из моды к тому времени уже вышла ременная передача, однако Harley-Davidson был одним из последних производителей мотоциклов, который стал заменять кожаные приводные ремни на железные цепи. Как уже сказано выше, эта компания не из тех, кто легко поддается веяниям моды. Однако практичность взяла свое, ведь ремни того времени часто слетали со шкивов, растягивались и рвались при намокании.

Во время Первой мировой войны Европа практически перестала производить мотоциклы, чем американская компания успела воспользоваться, поэтому к 1918 г. она стала крупнейшим производителем и поставщиком мотоциклов во многие страны мира.

Аналитики считают, что один из наиболее успешных периодов в истории Harley-Davidson – между Первой и Второй мировыми войнами. В это время компания нарастила объемы производства в десятки раз, максимально расширила дилерскую сеть и модельный ряд. Именно тогда мотоциклы Harley-Davidson и получили всемирное признание. Такой успех был связан как с экономической ситуацией в Европе, так и с умелой коммерческой деятельностью компании. Артур Дэвидсон, который отвечал за сбыт и продвижение на рынке мотоциклов, создал широкую дилерскую сеть не только в Соединенных Штатах и Европе, но и в Австралии, и в Новой Зеландии. Модели того времени характеризуются увеличенными размерами колес (до 22 дюймов), углубленными сидениями, мотором объемом 346 см3, передним тормозом, широкой цветовой гаммой.

В 1925 г. на мотоциклы Harley-Davidson устанавили бензобаки в форме капли, благодаря чему у продукции компании появлился свой индивидуальный стиль. До этого у бензобаков был плоский верх. Кстати сказать, за раритетные модели Harley-Davidson 20-х годов прошлого века, которые одними из первых получили те самые каплевидные баки, современные коллекционеры готовы отдать десятки тысяч долларов.

Нелегкими в развитии компании Harley-Davidson были времена Великой депрессии, охватившей США в 1929 году. Крах Нью-Йоркской биржи ценных бумаг отразился и на американской мотоциклетной продукции. Обвал рынка вызвал волну разорений и стал причиной масштабного социального кризиса, в результате которого количество безработных в США к 1933 году достигло 15 миллионов человек. В этих условиях в 1929 году Harley-Davidson произвел свой новый двигатель с боковым расположением клапанов под названием Flathead. Этот мотоцикл оставался популярным на протяжении многих лет. Но, несмотря на успех, Harley-Davidson продолжал ощущать результаты экономического кризиса, как и вся Америка в целом. В 1932 году с конвейера сошло только 7217 мотоциклов. Стагнация продлилась вплоть до 1934 года, когда, к счастью, спрос увеличился, и к концу года компания собрала уже 11212 машин. В то время производители мотоциклов переживали не лучшие времена, так как мотоциклы не были предметом первой необходимости, а на излишки у американцев попросту не было средств. Кроме того, часть рынка завоевали автомобили.

Оказавшись в непростых экономических условиях, Harley-Davidson значительно оптимизировал методы производства, а каждое, даже самое многообещающее решение подвергалось тщательному взвешиванию перед внедрением в жизнь. Кроме того, мотоциклам пришлось придать более яркий и запоминающийся вид, дабы привлечь внимание покупателей.

В сентябре 1939 г. в Европе началась Вторая мировая война, в которую Америка вступила в ноябре того же года. США сняли запрет на оружие и начали массовое производство военного оборудования для союзников. На протяжении четырех лет США произвели 95 тысяч самолетов, военных кораблей и почти 90 000 мотоциклов Harley-Davidson. Модель WLA 45 была основным типом военного мотоцикла. Другой тип, XA, со скопированным у BMW оппозитным двигателем Flat Twin, также целенаправленно создавался как армейская машина. За вклад Harley-Davidson в производство военной продукции компанию отметили премией поставщиков американских вооруженных сил.

После войны компания возобновила производство гражданских мотоциклов. Важным пополнением модельного ряда стал представленный в 1947 году легкий мотоцикл «S125» с одноцилиндровым двухтактным двигателем (123 см3, 3 л.с). Кстати сказать, данная конструкция была военным трофеем: по репарационным соглашениям компания Harley-Davidson получила документацию на немецкий «DКW RT125».

Мотоцикл-ветеран Harley-Davidson «WL» в конце 1951 года уступил место модели «К» с аналогичным мотором и четырехступенчатой коробкой передач. Видоизменилось шасси: дуплексная рама, телескопическая вилка спереди и маятниковая подвеска сзади. По сравнению с предыдущими эта модель считалась спортивной, так как была гораздо легче и к тому же имела конструктивное сходство с гоночным «KR».

1960 год был для компании богатым на новинки. На смену моделям Harley-Davidson «Hummer» и «165» пришла более совершенная 165-кубовая версия «Super-10». Затем на рынок вышел мотороллер «Тopper»: двухтактный двигатель с горизонтальным цилиндром (165 см3, 9,5 л.с), автоматический клиноременный вариатор, 12-дюймовые колеса и стеклопластиковая облицовка. В том же году компания приобрела 50% акций итальянской фирмы «Аэрмакки», на которую вскоре выкупила 100-процентные права, и к 1966-му вытеснила из Италии мототехнику любого другого производителя.

В 1967 году компанию ожидали значительные трудности – ей всерьез угрожало банкротство. Чтобы сохранить бренд, президент Harley-Davidson Уильям Дэвидсон принял предложение от американской фирмы «AMF», которая приобрела компанию за 21 млн долларов. Период семейно-дружеского управления компанией, длившийся 62 года, закончился. На логотипе, находящемся на топливном баке, появилась аббревиатура «AMF», и Harley-Davidson стал дочерним предприятием другой фирмы. Новые хозяева не жалели вложений в свое приобретение с целью производства конкурентоспособных и недорогих мотоциклов. Это был единственный шанс противостоять японским производителям мотоциклов, занимавшим все более уверенные позиции на американском и мировом рынках.

Благодаря спонсорам, неравнодушным к судьбе легендарного Harley-Davidson, в 1981 году компания вновь стала независимой. Кроме того, в 1982 году Правительство США, также желая поддержать отечественного производителя, увеличило таможенные пошлины на тяжелые японские мотоциклы. Эти меры способствовали улучшению качества Harley-Davidson и вернули компании былые позиции на мотоциклетном рынке.

В 1986 году появился Liberty Edition, посвященный столетию статуи Свободы. В этом же году на Нью-Йоркской бирже были выпущены акции компании. Огромные инвестиции в автоматизацию производства сделали возможным применение ультрасовременных технологий на всех этапах создания мотоциклов. Тем не менее человеческий фактор остался главным залогом успеха предприятия.

Укрепившееся финансовое положение Harley-Davidson (в 1990 году компания выпустила более 62000 мотоциклов) позволило сделать несколько интересных приобретений. В 1987 году концерн купил британскую фирму «Армстронг». В 1992 году концерн приобрел пакет акций американской компании «Бьюлл», выпускавшей спортбайки, а в 1998 году стал ее единоличным хозяином. В 1994 году компания начала амбициозную программу участия в американских гонках «Супербайк», создав специально к этому событию модель «VR1000» с двухцилиндровым V-образным двигателем жидкостного охлаждения (996 см3, 135 л.с.), оснащенным головками с четырьмя клапанами и впрыском топлива. Силовой агрегат был установлен в диагональную раму из алюминиевого сплава.

К концу прошлого века мотоциклы Harley-Davidson перестали быть просто средством передвижения, став поистине символом эпохи. Пережив взлеты и падения XX века, создав громкое имя и высокое положение, компания позволила себе вступить в новый, XXI век как производитель, скорее, роскоши, чем средства передвижения.

Новое тысячелетие Harley-Davidson начал с сенсации в собственном имидже – летом 2001 года увидела свет модель «VRSCA Ви-Род» (V-Rod) – детище Harley-Davidson и немецкой компании Porsche: двухцилиндровый V-образный двигатель (1130 см3, 115 л.с.) оснащен системой жидкостного охлаждения, инжектором, двумя верхними распредвалами и четырьмя клапанами в каждой головке, а также системой впрыска топлива. Особого внимания заслуживает и весьма своеобразный дизайн конструкции с пространственной трубчатой рамой и необычным рисунком.

В 2003 году легендарная компания громко, как и требует статус, отметила свой 100-летний юбилей. Не будем вдаваться в подробности, ибо это дело светской хроники, обойдемся лишь одним красноречивым числом – 250 000. Именно столько гостей было приглашено на торжественные мероприятия в Милуоки!

В середине девяностых американские покупатели жаловались, что найти в продаже Harley-Davidson весьма проблематично. Дилеры также констатировали, что у них нет достаточного количества данной продукции для продажи. В 2003 году производство мотоциклов удалось увеличить до 200 тысяч мотоциклов. Тем не менее и в настоящее время, в зависимости от заказанной модели, многие американские покупатели ждут свои Harley-Davidson несколько месяцев, а иногда и год.

Американцы применительно к подтянутым спортивным мотоциклам и автомобилям используют такое понятие, как muscle. Компания Harley-Davidson в 2009 году выпустила мотоцикл 2009 V Rod Muscle, который органично сочетает в себе лучшие технические наработки, демонстрирует фирменный стиль и непревзойденную мощность. V-Rod Muscle построен на той же платформе, что и прошлые модели VR, но получил новый дизайн заднего крыла, двусторонние выхлопные трубы и более широкий корпус. В нем установлен мощный двигатель Revolution V-Twin (122 л.с.). V-Rod Muscle отличается стильным, но лаконичным дизайном и считается одним из самых роскошных мотоциклов, доступных массовому покупателю.

Вообще, эксперты сходятся во мнении, что Harley-Davidson в мотоиндустрии – это как Rolls-Royce среди автомобилей, где каждая модель – 

Говорят, что времена, когда Harley-Davidson продавал просто средства передвижения, давно канули в Лету. В течение многих лет, благодаря качественной работе на всех стадиях производства, а также грамотной маркетинговой политике, Harley-Davidson добился статуса продавца образа жизни – свободы и бескопромиссности. Байкеры на Harley-Davidson – особые люди, вне системы и моды. Таких не запрешь в клетке.

В 1960-х годах мотоциклист Ганс Камбро определил понятие «байкер» следующим образом: «Это человек, который любит свободу, жизнь и Harley-Davidson. Причем последнее он любит намного больше, чем первое и второе». Словно без этого мотоцикла и нет никакого байкера.

автор – Анастасия Бигаева-Чемшит, №36/2016г.

Prospect-Северный Кавказ

Автор материала

Prospect-Северный Кавказ

Prospect-Северный Кавказ