Персона

Особенности национальной критики

Искусство в Северной Осетии губит, как ни удивительно, не огульная и злобная критика, а лживые восхищенные оды в адрес самой обыкновенной халтуры.

Искусство в Северной Осетии губит, как ни удивительно, не огульная и злобная критика, а лживые восхищенные оды в адрес самой обыкновенной халтуры.

На неудачной премьере всегда чувствуешь себя несколько некомфортно, неуютно, неприятно. Мало того что плохая постановка деструктивно влияет на восприятие, а разочарование портит настроение, так необходимость в будущем дать негативную рецензию и вовсе угнетает. В особенности, когда понимаешь, что за эту негативную оценку тебя еще смешают с грязью в формате: «Да кто она такая?».

Наверное, общая усталость от необходимости играть роль злой Бабы Яги, которой пугают детей, двигала мной, когда я решила не писать негативный отзыв об откровенно провальной премьере Осетинского театра «Богатая женщина». Однако в день премьеры наблюдала очень интересные картины, которые дали пищу для размышлений еще на несколько недель.

Сразу после спектакля на сцену вышел представитель министерства культуры, чтобы зачитать приветственный адрес и чем-то наградить режиссера, который прибыл из Азербайджана. Кроме общих фраз о крепкой дружбе наших народов, звучали комплименты и всевозможные прилагательные в превосходной степени в отношении спектакля. Я все пыталась заглянуть в глаза этому человеку и понять, каково это: знать, что посмотрел очень некачественный спектакль, но из необходимости поддержать атмосферу праздника (для себя решила, что делал он это все-таки по этой причине) исходишь похвалой.

Заглядывала я в глаза и другим деятелям культуры, которые в приватных беседах с удовольствием разбирают по косточкам творчество коллег (иногда даже незаслуженно жестко, на мой взгляд), но запросто его хвалят, стоя на сцене. Еще удивляют те, кто видят чужие ошибки, но не могут трезво оценить происходящее в своем же театре.

Внезапно для самой себя пришла к выводу, что все эти люди не любят искусство. Не готовы приносить жертвы ради него. Они любят себя в искусстве, но не искусство в себе.

А боязнь завтра попасть под раздачу коллег заставляет хвалить откровенные неудачи, чтобы завтра получить снисходительность и похвалы в свой адрес. Зарыта здесь еще и другая проблема: нелюбви к ближнему своему. Мы не хотим, чтобы коллеги (конкуренты?) становились лучше. Мы не открываем им глаза на ошибки: чем хуже, тем лучше.

В итоге все это ведет просто к небывалому по масштабам лицемерию. С одной стороны, восторги в публичном пространстве, с другой – злобное шипенье на кухнях. Но это полбеды. Есть последствия гораздо хуже. Во-первых, отсутствие адекватной реакции на их творчество приводит к заблуждениям на свой собственный счет у деятелей культуры. Они всерьез верят в свой успех. Во-вторых, неудачные постановки имеют губительное свойство прививать дурной вкус зрителю. А тем, у кого есть врожденный вкус, отбивают желание приходить в театр в будущем.

Я не написала рецензию на спектакль и, видимо, тоже примкнула к рядам лицемеров. Хоть и сделано это было не от отсутствия любви, а попросту от глубокого, невыразимого разочарования. Но ясно одно – культуру в Осетии погубит не критика, а наши лицемерие и безразличие.

После обозначенной премьеры прошли недели, но мне не удавалось прийти в себя. Ни писать тексты, ни выражать эмоции по поводу других постановок не удавалось. Исцелил меня, как ни странно, спектакль в Театре юного зрителя «Саби». «Нарты и золотое яблоко» – первая постановка из цикла, посвященного Нартиаде. Она стала удивительным живительным бальзамом для моей души. И самое главное – вернула веру в будущее.

Ведь если наши дети будут смотреть такие постановки, вкус им испортить не сможет уже ничто.

Элина Сугарова

Элина Сугарова

Автор материала

Элина Сугарова

Элина Сугарова