Персона

Proдизайн. Карим Рашид

Карим Рашид – не просто дизайнер с мировым именем. Он – человек-легенда, эпатажный и экстравагантный трудоголик, убежденный «преобразователь» окружающего мира в лучшую его версию.

Изменить мир дизайном

Рашиду принадлежит более четырех тысяч реализованных дизайн-идей в производстве, среди которых дизайн мебели, посуды, интерьеров, инсталляций, украшений, аксессуаров, осветительных приборов, архитектурных объектов и много чего еще. Кто-то очень не ленивый определил, что в пересчете на трудодни Карим Рашид выдает примерно один проект каждые три дня. О его признании профессиональным сообществом свидетельствуют международные премии в количестве более трехсот. Работы дизайнера можно увидеть в 20-т постоянных музейных экспозициях по всему миру. Например, в Нью-Йорке, Монреале, Токио. Мы попытались разобраться, в чем же секрет успеха этого крайне продуктивного и популярного человека.

Цвет провокации, цвет доверия

Истоки, конечно же, лежат в детстве и юности. Родился Карим Рашид в 1960 году в Каире, рос в Англии и Канаде, учился в Канаде и Италии. По происхождению он наполовину египтянин, наполовину англичанин. Отец Рашида – художник и театральный декоратор – часто брал мальчика с собой на этюды. Скорее всего, он и привил сыну художественный вкус и, опосредованно, тягу к дизайну.

Собственно, Карим с отцом – не единственные творческие личности в семье. Его брат – Хани – известный архитектор, а сестра Сорайя – музыкант.

В своих работах Карим достаточно часто использует розовый, к тому же он предпочитает его и в одежде. Здесь тоже можно найти отголоски «детской» истории. В одном из интервью дизайнер рассказал, что любовь к этому цвету зародилась еще в школе. Когда-то, лет в восемь, он надевал розовый пиджак, чтобы «втереться в доверие к девочкам». «Что ж, большое спасибо маме за то, что она имела смелость когда-то купить мне розовый пиджак», – смеется мужчина. Он считает розовый провокационным, сильным, вызывающим полемику, но при этом заставляющим думать в позитивном русле цветом. Так или иначе, несколько лет назад Рашид исключил черный цвет из своего гардероба, отдав предпочтение розовому и белому, да и в его творениях черный практически не встретить.

Хотя кое в чем Карим Рашид не смог отказаться от черного. Каждый год в свой день рождения дизайнер делает тату – в разных странах и городах, с разным настроем и идеей, все они, тем не менее, представляют собой части единого ансамбля. Они достаточно минималистичны, интересны по форме, каждая несет свою идею, и все выдержаны исключительно в черном.

Я хочу изменить мир

Еще одна интересная особенность дизайнера – любовь к современным материалам на синтетической основе и максимальный отказ от традиционных натуральных.

– Мне кажется, что искусственное в последнее время становится естественным – то есть нам не следует больше разделять искусственные материалы и природные. Как не следует отделять технологическое от человеческого, – заявил Карим Рашид в интервью порталу «Известия науки».

По мнению Карима, мир полон хаоса, и исправить это может дизайн. А мир Карим Рашид изменить хочет, как следует из названия его книги («I Want to Change the World»), вышедшей в 2001 году.

Его работам присущи яркие, чистые цвета, мягкость и плавность форм, глянцевые поверхности. Дизайнер следует концепции чувственного минимализма, создавая нечто не перегруженное, то, что станет частью жизни человека, ни в чем его не ограничивая. При этом Рашид подчеркивает, что современные технологии еще и могут сделать каждый предмет практичным, удобным и дешевым. Своим движущим мотивом Карим Рашид уверенно называет желание вдохновлять людей. Он не считает дизайн чем-то, существующим просто для того чтобы поражать воображение. Дизайн, по мнению Карима, является продолжением человека, его социального бытия.

Карим Рашид и его работы

За свою карьеру дизайнер успел поработать с огромным количеством известных компаний из всех точек мира. Его разносторонность позволила ему «отметиться» во многих областях. Достаточно сказать, что Рашид сотрудничал с Sony, Citibank, Issey Miyake и т.д. А в Белграде он создал дизайн для небольшого ресторана Majik Café, который впоследствии стал едва ли не главной городской достопримечательностью.

– Можно создать маленький проект, который будет иметь огромное значение. Главное – ставить перед собой большие задачи! – говорит Рашид.

В солидном списке компаний, с которыми работал и работает Карим Рашид, есть и российские. Он посещал выставку «Иннопром» в Екатеринбурге, работал в Москве, создал концепт-стор Bosco di Ciliegi, разрабатывал новый облик наградной статуэтки «Золотой граммофон» в 2012 году, а несколько раньше, в 2005, выставлялся в галерее Татинцяна.

Ярким и интересным примером работы Рашида с российской компанией можно назвать сотрудничество с кухнями «Мария». Созданные им «Karma» «Kluch» и «Volna» подчиняются главным «кухонным» принципам Карима Рашида – вся крупная техника спрятана от глаз, высокие технологии используются по максимуму, дизайн лаконичен, палитра цветов яркая, материалы экологичны. Специалисты говорят, что обладание такой кухней сродни тому, что у вас в гараже стоит коллекционный Aston Martin. Вы можете ни разу не сесть за руль, но он у вас есть.

Конечно, не кухнями едиными: мебель от Рашида крайне своеобразна своей бесшовностью. Некоторые предметы и вовсе трудно опознать как мебель. Например, скамья Bench, Durat больше напоминает перетекающие друг в друга полосатые шары. Дизайнер создает очень интересные варианты профессиональной мебели-оборудования, осветительных приборов, в том числе для салонов красоты и клиник. Немало его проектов «заточены» под нужды пожилых людей.

Геометрией и цветами в работах Карима Рашида можно любоваться бесконечно. А ведь есть еще жилые дома, обои и ткани с повторяющимся геометрическим орнаментом, бытовая техника Gorenje или, например, ноутбук Asus. Карим Рашид в любой работе придерживается своих главных заповедей: использовать новейшие технологии в отношении и внешнего вида, и производства. При работе думать не о стиле, а об удобстве. Не ограничиваться узкой специализацией. Вещи должны быть прагматичными, простыми и многофункциональными. Нам же кажется, эти простые и универсальные принципы применимы едва ли не к любой профессиональной сфере.

Prospect-sk № 49/2021

Дарья Шомахова

Автор материала

Дарья Шомахова

Дарья Шомахова