
Персона
Мадина Таймазова
Привыкшая побеждать Мадина Таймазова
«О дзюдо, о жизни, о мечтах»
Мадина, вы пришли в спорт, если верить Интернету, в 11 лет по настоянию отца. Насколько это было и вашим желанием в тот момент, и как к этому отнеслась мама, ведь дзюдо, по мнению многих, не самое подходящее увлечение для девочки?
– Это была моя инициатива, отец просто дал свое разрешение. У нас спортивная семья: мой отец, дяди, брат – все занимаются спортом, в основном, вольной борьбой. С учетом примеров, которые я наблюдала с раннего детства, мне тоже этого хотелось. Тем более что я часто проводила время в зале: мой отец – тренер. И когда маме бывало нужно отлучиться, он брал меня с собой, и, конечно же, у меня развивалась любовь к спорту. Некоторое время я занималась у него. Когда начала взрослеть, он понял, что вольная борьба – не женское занятие и поставил ультиматум: меняешь вид спорта или «завязываешь». Некоторое время я не тренировалась, сидела дома и постоянно спрашивала отца, когда он разрешит мне заняться чем-то другим. В один прекрасный день он сказал: «Можешь идти!». Я и пошла. Как сейчас помню: взяла с собой спортивный костюм – красный — и после школы пришла в секцию дзюдо. Первое время мама относилась к этому моему решению очень скептически, но когда у меня появились первые результаты, она это приняла. Тем более что я была очень подвижным ребенком, и было ясно, что у меня спортивные комплекция, склад ума и характер. Предпосылки были заложены самой природой. Мама смирилась и стала помогать, следила за моим режимом, облегчала какие-то бытовые задачи.
Дзюдо приняло вас сразу?
– Дзюдо и я, как два пазла, которые моментально сошлись. Мои физические данные подходят именно для дзюдо: гибкость, ловкость, но и без трудолюбия не обошлось – без него никуда. Если не углубляться в детали, можно сказать, что я была талантлива для этого конкретного спорта. Была бы тренером – мечтала бы о такой ученице. Мне повезло больше, чем некоторым другим ребятам.
Что важнее: талант или непрерывная работа над собой?
– Считаю, что талант и трудолюбие – две составляющие, без которых нет смысла начинать чем-то заниматься. Часто талантливые ребята ничего не добиваются только из-за своей лени, а также есть много трудолюбивых, которые очень много работают, иногда даже больше, чем кто либо, но у них ничего не получается… Не всем суждено быть олимпийскими чемпионами. Талантливому человеку больше дано, у него больше шансов, но если он не будет развивать свой талант, то навсегда останется просто перспективным спортсменом, который не реализовался.
Наверное, для успехов в большом спорте девушке нужно иметь что-то особенное в характере. Какие качества были с вами «на стартовой линии», а какие удалось развить за годы занятий дзюдо? И как они вам помогают за пределами зала?
– Я очень многое получила от дзюдо. Этот спорт меня воспитал, благодаря ему я стала тем, кем являюсь. Дзюдо научило меня трудолюбию, упорству, целеустремленности, умению не сдаваться до последнего. Это очень благородный вид спорта с богатыми традициями, которые зародились в Японии. В первую очередь это высокий уровень уважения к сопернику – не в каждой дисциплине такое встречается. У дзюдоистов же это качество очень ярко проявляется и серьезно поддерживается. За взаимоуважением соперников пристально следят. Проявление неуважения, неспортивное поведение серьезно и жестко наказываются. Ни в каком другом виде спорта я такого больше не наблюдаю. Также безоговорочным в дзюдо является уважение к старшим, особенно к судьям – их авторитет непререкаем. Решение судей – закон. Ты можешь его оспорить, написав официальное письмо, но только после соревнований. У тебя нет права комментировать его где-то на публике или осуждать работу судей и тем более демонстрировать какие-то жесты неуважения на ковре. Такие действия сурово караются – вплоть до пожизненной дисквалификации. Помимо уважения к сопернику и к старшим, важно проявлять определенное отношение к чистоте. Чистота должна быть в душе и во внешнем виде: неряшливость или нечистоплотность также серьезно наказуемы. Мы тренируемся босиком, и, чтобы не доставлять дискомфорт сопернику, имеет значение даже то, почистил ты зубы перед тренировкой или нет. Если кимоно грязное, ты не имеешь права выходить в нем бороться – тебя просто не допустят. Чистота должна быть и в зале: любая соринка на ковре – схватка останавливается. Естественно, все эти привычки переносятся в обычную жизнь, и они мне помогают. Поэтому я считаю, что дзюдо мне многое дало, ведь, по сути, дисциплинированность, чистота, уважение – это то, чему нас учат родители.
Преданность профессиональному спорту ущемляет какие-то другие составляющие вашей жизни? И в чем?
– Даже учитывая, как непросто было нам встретиться для интервью, вы понимаете, наверное, насколько я не принадлежу себе. Существует приоритет, и это – тренировки. Тренировочному процессу ничего не должно мешать, если только это не какая-нибудь катастрофа или трагедия. Также ничего не должно препятствовать и восстановительному процессу: если правильно не восстановиться, то тренировка пойдет во вред. Это, как принять пищу, но она не переварилась – никакой пользы от нее не получить, только вред. Нужно правильно тренироваться и обязательно правильно восстанавливаться – это важнее всего. На втором месте у меня всегда образование, стараюсь в свободное от тренировок время больше учиться. В обществе на спортсменов любят вешать ярлыки, и я эти стереотипы не люблю, наоборот, стараюсь с ними бороться. Я и школу закончила с золотой медалью, и университет с достаточно хорошими результатами. Сейчас учусь в магистратуре. Помимо этого, конечно, больше свободного времени стремлюсь проводить с близкими – семья для меня очень важна. Нередко приходится пропускать какие-то семейные мероприятия – свадьбы, дни рождения, но если есть возможность и время позволяет, то я стараюсь их посещать.

А близкие и друзья обижаются, когда вы не рядом, или понимают, насколько спорт для вас важен?
– Я считаю, что близкие люди на это обижаться не должны. Они понимают, как много времени я посвящаю своему делу, знают, чем мне приходится жертвовать ради спорта.
У вас много друзей? Что вы в них цените?
– На самом деле у меня мало друзей. Ценю верность и понимание – в друзьях это самое важное. Никогда не смогу простить предательства.
Если говорить о достижениях, кажется, что вы выиграли все, что возможно. К чему сегодня стремитесь?
– Выиграла я далеко не все, впереди еще очень многое запланировано. Я лишь бронзовый призер Олимпийских игр – есть к чему стремиться.
Вы серьезно готовились к прошедшей летом Олимпиаде, но, к сожалению, субъективные причины не дали в ней участвовать. Как пережили эту несправедливость? Не возникло желания опустить руки?
– Даже сейчас об этом тяжело говорить. Наверное, эта тема останется болезненной на всю жизнь. Не скажу за других наших спортсменов, но в моей ситуации еще возможно реализовать мечту и выиграть олимпийское золото — возраст и здоровье мне позволяют. Теперь желание сделать это еще сильнее. Когда стало известно, что не поеду на Игры, я общалась со многими людьми, и в некоторых пришлось разочароваться, потому что их позиция стояла против моей. Говорили: «Зачем оно тебе надо? Сейчас уже не до этого!», «Найди себе другое занятие, другую работу». Они просто не понимают, насколько это важно для меня – примерно так я их оправдываю. Наверное, человеку надо оказаться на месте другого, прожить его жизнь и пройти его путь, чтобы действительно понять, что для него имеет значение, а что нет. Я не обижаюсь и не пытаюсь кого-то переубедить. Моя позиция не изменилась, желание победить усилилось, поэтому я иду дальше. Больше я переживаю о спортсменах, для которых Олимпиада в Париже была последним шансом.
Мы все знаем Мадину Таймазову как яркую спортсменку, настоящего бойца, добивающегося поставленных целей. А вот какой она бывает не в кимоно» и не на тренировках? Из чего складывается ваша обычная жизнь молодой девушки?
– Его я могу обозначить одним словом – «осетинка». Этим все сказано. Все, что подобает знать и уметь осетинской девушке, – это моя другая, неспортивная сторона. Я воспитывалась в традиционной осетинской семье, где мне прививали нравственные ценности, которые присущи нашему народу и женщине, в частности. За пределами республики люди всегда обращают внимание на мое воспитание, которое отличается от других. Когда появляется возможность разнообразить досуг, я всегда ее использую: люблю читать, смотреть хорошие фильмы, заниматься музыкой, люблю выезжать в горы. Вообще, для меня горы – особое место силы. Люблю проводить время с близкими людьми. Немного готовлю, когда есть возможность, и стараюсь облегчить рутину маме: иногда готовлю сама, а иногда с ней вместе. Кстати, это тоже многих удивляет. Почему-то люди думают, что спортсмены не в состоянии вкусно готовить или не ухаживают за собой – снова ловушка стереотипов, будто, кроме как бороться, мы ничего больше не умеем. На самом деле это далеко не так. Поверьте, недалекие люди в спорте тоже не нужны – они быстро отсеиваются.
Вам случается быть сентиментальной? Например, прослезиться над каким-то фильмом, или что-то подобное...
– На самом деле это очень сложно – увидеть мои слезы. Я могу расплакаться в крайнем случае, наверное, когда речь идет о серьезных проблемах близких. И даже это может сбить меня с толку, только если я не буду знать, что делать и как помочь близкому человеку. От просмотра фильма я точно не расплачусь – в этом смысле закалена. Столько раз волновалась перед соревнованиями, столько всего происходило на тренировках, что меня сложно чем-то напугать или растрогать. Даже, когда сдавала экзамены, все были в предобморочном состоянии, а я «налегке».
О чем мечтает Мадина Таймазова как девушка и о чем как спортсменка?
– В спорте я мечтаю, безусловно, об олимпийском золоте, о золоте чемпионата мира. Как девушка мечтаю в будущем иметь крепкую, счастливую семью. Хочу, чтобы в моей родительской семье все были здоровы и все было благополучно – наверное, это самое важное в жизни. Планов много, амбиций достаточно, идей в голове тоже немало… Сейчас для меня на первом месте спорт, но в приоритете на будущее — семья.
Prospect-sk № 56/2025