Персона

Маргарита Кулова

Все, что происходит, современный этап развития человечества очень хорошо укладывается в концепцию одного из моих любимых философов Зигмунта Баумана – так называемую концепцию текучей модерности. Речь идет о том, что сегодня прогнозировать будущее, вычленить определенные тенденции очень сложно, везде присутствует эффект текучей неопределенности. И видно, что этот период будет продолжаться, пока не начнут работать новые мировые институты, не наступит новый мировой порядок.

"Сейчас время желания перемен..."

Многие говорят, что эта красивая женщина совершила мужской поступок, сложив депутатские полномочия, но сама она поясняет, что просто поступила по-человечески, руководствуясь своей совестью и приняв осознанное и взвешенное решение. Маргарита Кулова, экс-депутат регионального парламента, экономист, общественник и женщина, которая имеет свою точку зрения, в нашей новой рубрике «мужской разговор»...

Маргарита Кулова, вы с нами или против нас?

– Время, в которое мы живем, насыщено всякого рода событиями. Сегодня время кризиса и в первую очередь ценностного.

Ценностного?

– В первую очередь. Посмотрите вокруг. Включаешь телевизор, а там Собчак, события с Улюкаевым... Все, что происходит, современный этап развития человечества очень хорошо укладывается в концепцию одного из моих любимых философов Зигмунта Баумана – так называемую концепцию текучей модерности. Речь идет о том, что сегодня прогнозировать будущее, вычленить определенные тенденции очень сложно, везде присутствует эффект текучей неопределенности. И видно, что этот период будет продолжаться, пока не начнут работать новые мировые институты, не наступит новый мировой порядок. Есть ощущение, что все находятся в поиске собственного пути, своего вектора развития. На протяжении всей истории человечества всегда были страны, являющие собой образец, за ними двигались, были догоняющие, а сегодня термин «догоняющая модернизация» уже устарел, потому что идеальных образцов просто нет.

Есть две точки зрения – перед нами стоит проблема перехода к следующему технологическому укладу, а с другой стороны, все более очевидно – меняется система ценностей, понимание самого человека, фундамента, и мы оказались в некотором тупике.

Не хочется ударяться в морализаторство, но надо сказать, что на государственном уровне у нас есть попытки поиска духовных скреп, но в реальной жизни мы не можем найти нормальных поведенческих примеров. Размываются барьеры, мораль, чувство стыда, примеров тому много, и все это напрямую связано и с экономикой. И это общемировая проблема. Идет процесс поиска основ, такое ощущение, что мы оказались в подвешенном состоянии. И, кстати, радикальные, религиозные и прочие проявления – это тоже поиск, пускай негативный, но поиск новых форм и основ.

В обществе идет борьба новых и старых богов. Человек не получает ответы на современные вызовы и находится в поиске. Из одной крайности – времен Советского Союза – мы бросились в другую, к обществу потребления. В этом есть и позитивные, и негативные стороны. Но маятник качнулся, и непонятно, когда мы найдем золотую середину, возможно, для этого потребуется длительное время.

Мы начали общаться с Маргаритой Куловой, которая заявила о фальсификации выборов в республиканский парламент, неожиданно с глобальных вещей. Сейчас в социальных сетях и разговорах случайных прохожих эту женщину часто называют человеком года. После сентябрьских выборов наша героиня добровольно отказалась от депутатского мандата, чем вызвала бурю эмоций коллег и жителей республики.

При подготовке к интервью я думал о том, что будет интересно читателю, какой он видит Маргариту, и выделил для себя три основных группы вопросов – как к специалисту, как к человеку и как к женщине.

Маргарита, вернемся на землю, где мы живем в новых экономических реалиях. Каково, по-вашему, место Осетии в этом мире?

– Простого ответа нет, но есть классические вещи, которые актуальны сегодня. На вызовы времени должна отвечать адекватная управленческая элита. Пробовать, искать, предлагать что-то должна интеллигенция, в функции которой всегда входило сохранение и развитие ценностей и смыслов. И, конечно, важная роль у общества. Жизнь показывает, что даже в отсутствии большого коридора возможностей нужно уметь решать проблемы. Я смотрю на исполнение регионального бюджета за 9 месяцев 2017 года и вижу, что безвозмездные поступления из центра мы получили практически на 100%, зато собственные налоговые доходы мы собрали примерно на 69%. Возникает вопрос – почему? Это опять-таки плохое администрирование налогов. Почему это имеет значение для выбора нашего пути? Потому что, исходя из того, какими мы располагаем ресурсами, мы и определяем свой путь, а у нас по-прежнему низкое качество системы государственного управления, нет элиты, способной адекватно отвечать на вызовы времени. Поэтому сейчас размышлять – а давайте построим, сделаем что-то – не имеет особого смысла, поскольку все возможности более чем на 80% определяются качеством человеческих ресурсов. Вместе с тем и сегодня мы можем найти свою нишу, потому что есть люди, несущие знания. К этому надо добавить энергию. В современном мире многое определяют люди с энергией, лидеры. В разных областях, в разных сферах. Поэтому самые разные могут быть идеи, как вывести Осетию на более высокий уровень, но это возможно лишь при условии, что делать это будут люди, способные мобилизовать разные группы. Да и общая атмосфера должна быть несколько другой, нежели сейчас. Мне часто говорят: «Ну что-то же происходит, хорошее делается». Согласна, делается, но проблема в том, что отсутствует доверие к тем, кто делает. Поэтому даже хорошим вещам в обществе часто присваивают недостатки.

Деньги в общем можно зарабатывать разными способами, но для начала хотелось бы увидеть реальные программы, разработанные правительством. Конкурентоспособные, чтобы и в федеральном центре их сочли достойными для финансирования. Пока их не видно.

Вы сказали об управленческой элите, а нынешняя интеллигенция и общество соответствуют современным запросам?

– Я смотрю на это оптимистично. Несмотря на то, что я уже не депутат, ко мне часто приходят люди. Обращаются работники предприятий, некоторые из которых обанкротились. И я вижу, что люди в законном русле, объединившись, готовы сражаться за свои права. Есть и другие примеры, которые являются свидетельством, что локально идет выражение гражданских прав и защита гражданских позиций. В свою очередь, социологи фиксируют рост протестных настроений. И это новая тенденция – желание перемен. До этого какой-то период преобладало желание стабильности, сейчас идет время желания перемен. И это говорит о том, что есть в обществе люди, которые не довольны своим нынешним положением и готовы прилагать усилия, чтобы менять ситуацию. Поэтому мы можем говорить о каком-то зарождении гражданского общества.

Мы недавно на базе Владикавказского института управления запустили проект «Архаика, традиции, модерн», целью которого является обсуждение актуальных вопросов социально-культурного и экономического развития нашего региона и России в целом, чтобы появилась такая интеллектуальная площадка, где можно обсуждать образ будущего, говорить о настоящем. Было проведено два заседания. Обсуждали религиозную ситуацию. Встреча получилась достаточно откровенной, мы пытались ответить на вопросы: почему у нас сегодня в республике возникла такая сложная ситуация в религиозном плане. Как отметил один из экспертов, никогда такого ранее не наблюдалось. Понятно, что нужно искать и предлагать способы смягчения конфликтных ситуаций и в религиозной сфере, и в других направлениях. Появление такой дискуссионной площадки позволит уйти от радикальных проявлений. В сети сегодня бывает много обсуждений, скажем так, далеких от «джентльменских», собеседники зачастую не могут привести обоснованных аргументов и скатываются на «базарный» уровень. Причем в основном люди недостаточно грамотные и образованные считают себя мессиями или претендуют на истину в последней инстанции. Вот здесь начинается ответственность интеллигенции, именно на хороших примерах необходимо показывать построение цивилизованного диалога в обществе. Даже самые больные вопросы возможно решить, разговаривая. И чем больше будет профессиональных площадок для обсуждения, тем лучше.

Что у нас в Осетии есть такого, за счет чего мы можем показать свою уникальность?

– Нет у нас таких явных преимуществ, и надо иметь мужество, чтобы объективно это признать. Но в то же время не надо паниковать. Иногда даже при обсуждении в Сети люди пишут прекрасные комментарии, показывая свои глубокие знания в той или иной области. Но отсутствие социальных лифтов и отрицательная кадровая селекция привели к тому, что во многих организациях на главных позициях находятся люди, не отвечающие вызовам времени, а часто на должности исполнителей находятся хорошо подготовленные люди. Таких примеров очень много. Но это не значит, что достаточно просто произвести рокировку, это было бы слишком просто и, возможно, неправильно. Но если бы удалось сформировать такую работоспособную команду единомышленников, нацеленных на результат, то эффект мультипликации мог бы сработать. И руководство региона должно создать для этого условия. Меня поразила история одной женщины, которую я прочла в международном журнале. Она возглавила один из крупных печатных холдингов. В одном из интервью у нее спросили: «Как за два года вам удалось значительно увеличить тиражи выпускаемой продукции и прибыль». Она ответила, что секрета никакого нет, просто она дала возможность людям, работавшим в этой компании, проявить себя, и они доказали, что являются профессионалами высокой категории.

В нашем случае может сильно мешать подход к кадрам по принципу «свой-чужой». Даже я сама с этим сталкивалась, когда один высокопоставленный чиновник поставил вопрос ребром: «Вы с нами или против нас?» Мы именно поэтому и назвали наш проект – «Архаика». Деление по принципу «свой-чужой» – это тоже архаика, и оно мешает нам идти в ногу со временем. Мы в Осетии сегодня очень хорошо видим, к чему приводит отсутствие команды.

О вас говорят, что вы – один из лучших региональных экспертов в области экономики. Как вы относитесь к такому признанию?

– Есть люди, чье мнение для меня важно, с которыми я советуюсь. Мне кажется, что у меня есть плюсы, и главный – в умении общаться с умными людьми. Вот и для профессионального общения я выбираю именно такую категорию людей.

Вы больше стараетесь от общения получать или отдавать?

– Мне недавно было очень приятно услышать, точнее, прочитать в социальной сети, где Таира Калоева рассказала историю, как она когда-то училась у моего отца. Через много лет, закончив обучение, она написала, что сдавала экзамен моему отцу, который задавал ей много «лишних» вопросов. Она не поняла такого подхода. Экзаменатор пояснил, что учиться надо делению, а плюсы сами придут. Она не поняла ответа, спустя время, когда уже сама работала в вузе, подошла к нему и спросила: «А что вы тогда хотели этим сказать?» Ответ был таков: «Умей делить свой дом, хлеб и знания, и тогда ты будешь честен перед собой, и тогда придут плюсы». К сожалению, мне мой папа так красиво об этом не говорил. Но какие-то вещи он во мне воспитал, поэтому, я думаю, большая часть людей любит отдавать, но при этом мы что-то всегда взамен получаем.

Вы знаете, мой уход из депутатов показал мне, что у нас множество неравнодушных людей, которые следят за событиями, происходящими в парламенте, в республике. Я всегда пыталась профессионально делать свою работу, но, как правило, нечасто замечала бурную реакцию общества. А тут оказалось, что даже в социальных сетях некоторые люди блестяще разбираются в ситуации и дают совершенно четкие и профессиональные пояснения. И такая бурная реакция перекрыла все мои сомнения, потому что я часто задавала себе вопрос: «Для чего это мне?»

Но это же поступок – ваше решение?!

– Тяжело сказать. Были и те, кто меня обвинял, и я считаю, что это их право иметь другую точку зрения. Но то, что мне писали люди, поддержавшие меня, дало мне повод считать, что я поступила правильно. И для меня преимущественно положительная реакция людей и слова поддержки – очень высокая оценка моей деятельности в парламенте.

И вы по-прежнему не жалеете о своем решении?

– Жалеть – не то слово. Я стараюсь не предпринимать никаких спонтанных действий. И если принимаю решение, оно, как правило, складывается из предшествующего хода событий. И речь не об одном дне, а о продолжительном периоде. Иногда какие-то события или вещи являются той самой каплей, которая становится последней. И мое решение вышло из совокупности причин. И главную я тогда обозначила. Когда ты не видишь смысла своего присутствия: для чего ты это делаешь, и сама себе задаешь вопрос – для чего там присутствовать? Хотя могу признаться, что это отвечает моему призванию, для меня это была самая главная работа в моей жизни. У меня было много разных работ, занималась и преподавательской деятельностью. Но к работе в парламенте я относилась как к своему любимому делу. Несмотря на то, что занималась этим на общественной основе, чувствую, что это было то, ради чего я родилась и к чему шла многие годы. И весь мой опыт, накопившийся за долгие годы, я могла реализовать в этой деятельности. И поэтому не скрываю, что дорожила этой работой и счастлива, что у меня был такой этап в жизни.

Вы считаете, что уже полностью реализовали себя или будет продолжение?

– Я не знаю, точка это или запятая – жизнь покажет.

А совместимы ли понятия – политика и честность?

– А вообще честные люди бывают? Бывают! И почему эти честные люди не могут быть политиками? В любой профессии есть разные люди, точно так же и в политике. Но сегодня в обществе самый большой дефицит – доверия. Рухнула система ценностей, но все равно пришло время, когда возвращается запрос на справедливость. И мы с коллегами обсуждали, почему на мой, в принципе обычный для человека поступок была такая реакция. Как мне отвечают мои коллеги, появился спрос на нормальное поведение. Даже не на героическое, а просто на человеческое. Людям нужны нормальные образцы поведения.

А как вы относитесь к проблемам молодежи, есть ли у молодых людей будущее в Осетии?

– Сегодня перспективное будущее под большим вопросом, но очень хотелось бы ответить на этот вопрос иначе через год или два. Мы проводили социологическое исследование и на вопрос: «Хотите ли вы уехать из республики?» – более половины опрошенных ответили положительно. Почему? Потому что не видят для себя здесь возможностей для роста и развития. И это – наша действительность. Куда им идти работать? Закончил молодой человек вуз – правоохранительные органы и такси. У нас мало площадок, где молодому человеку может быть интересно. И в плане культуры также мало стимулов, чтобы остаться, нет в достаточном количестве арт-проектов, арт-зон. И здесь есть ответственность взрослых за то, чтобы стараться создавать среду, в которой молодые люди могли бы развиваться, направлять энергию в позитивное русло. Даже не говоря о создании рабочих мест. Мне кажется, все методики оценки деятельности руководителей регионов должны сводиться к показателю – создание рабочих мест. 100, 1000, 10000 рабочих мест – вот так надо оценивать работу главы любого региона. Сегодня именно это главное. И когда у молодых людей будет возможность выбора, то и уезжать они будут только чтобы посмотреть мир или получить образование. А когда они уезжают, потому что не могут реализовать свою жизненную стратегию здесь – это вина старших.

Маргарита, а каково, по-вашему, главное предназначение женщины?

– То, которое дает возможность почувствовать себя счастливой. Меня делает счастливой участие в серьезных проектах и состояние борьбы. Когда у меня есть оппоненты и существует вызов, на который надо отвечать. Состояние борьбы – лучшее время моей жизни!

беседовал – Дмитрий Рейсих

фото – Алан Цховребов, (№41/2017г.)

Prospect-Северный Кавказ

Автор материала

Prospect-Северный Кавказ

Prospect-Северный Кавказ