
Персона
Руслан Мацухов
Руслан, вы родились в семье военного, исколесили с родителями всю страну, бывало непросто порою, словом, знаете на собственном опыте, что службе бывает подчинена жизнь всей семьи. А как на этот счет у вас, удается ли найти баланс между работой и личной жизнью?
– В моей жизни бывало всякое. И все же, как-то удавалось находить баланс. Может быть, потому, что я всегда был максимально открыт и честен с близкими мне людьми. Например, я скоро женюсь, и моя жена поедет жить со мной в горы, туда, где нет никакой цивилизации. Она знает, что ее ждет, и идет на это осознанно. Я никогда не лукавил, чтобы кого-то удержать при себе. Ну, а дети у меня уже давно взрослые и живут самостоятельно.
Ого, так значит, скоро свадьба?! Поздравляю! Я знаю, ваша дочь живет тоже в Нальчике, как ей эта новость?
– Она очень рада за меня! У нее уже своя семья. Дочь говорит, давно пора было и отцу остепениться (смеется). Мы всегда были близкими друзьями. Я никогда не вмешивался с лишней опекой, не утомлял наставлениями, сам свободен и старался давать ей такую же свободу с детства.
Не очень-то типично для кавказца!
– Для меня быть кавказцем – это иметь стальной дух, честь. Все. А то любят многие разглагольствовать, а как доходит до дела, причем до настоящих мужских испытаний, – первыми бегут в кусты и самоутверждаются за счет близких. Я до 17 лет жил то в Германии, то в Одессе, постоянные разъезды… Наверное, я с детства привык смотреть на вещи шире и никогда не выносил никаких ограничений, хоть и рос в семье военного и долгое время «положение обязывало» быть лучшим учеником в классе, лучшим спортсменом, лучшим в хоре и прочее. Так что как только появилась возможность от этого всего освободиться – я это сделал и уже никогда не возвращался к тому, что может меня как-то ограничить. И сам поступать так с другими не люблю.
Ваши родители познакомились почти как в легендарном фильме «Офицеры». Расскажите, как это было?
– Мама у меня осетинка, но выросла в Петербурге, тогда еще Ленинграде, пережила блокаду, интеллигентнейшая женщина, я потом смеялся, говорил, мама, как же вот ты в итоге выбрала простого сельского парня-вояку? Чем он тебя взял? Ну, говорит, встретились мы с ним в Осетии, он там проходил службу, увидел меня – влюбился, решил брать штурмом: весь его отряд приходил ко мне с цветами, разве что серенады не пел, как я могла устоять? Лихой удалец! Так и поженились вскоре…

У вас образование политтехнолога, повидали мир, имели возможность остаться за границей насовсем, и в то время, когда многие с куда более скромными возможностями рвутся в дальние страны, вы в итоге решили остаться жить и работать дома, на Кавказе. Чувство патриотизма, семья – что в итоге склонило чашу весов в пользу решения остаться в родных краях?
– Не буду говорить громких фраз, вернуться решил ради родителей. Отец мне наказал: хочу, чтобы меня похоронил родной сын, возвращайся на родину! Я поначалу сопротивлялся, но отец есть отец. Так и вернулся. А отец сейчас вовсю гоняет пацанов в своей школе, преподает, тренирует и помирать точно не собирается, чему я очень рад. Но решение остаться уже было принято, и я продолжил жить и работать здесь.
Вы отец «со стажем» и даже уже дедушка. Что считаете главным в семье, в воспитании детей?
– Человек должен быть человеком, а не дрянью. Вот и все. Я никогда не усаживал перед собой и не «воспитывал», никаких хождений в школу, разборок. Учителям, например, я сразу сказал: «Про поведение моего ребенка мне рассказывать не надо, это я знаю лучше вас, а успеваемость, знания, полученные по школьной программе, – это ваша работа, так что тем более мне про это рассказывать не нужно». Дочь лет с 14 уже участвовала во всяких общественных патриотических движениях, я в курсе всего, но особо не вмешивался – это ее жизнь. Но если обращалась ко мне за советом или помощью: «папа, хочу заняться вот этим» – предоставлял все возможности. Гитару? – И друг специально для нее изготовил инструмент. Шить? – Купил навороченную машинку. Не знаю, правда, где сейчас это все, попробовала – не ее, а я тогда размечтался ходить в эксклюзивных шмотках (смеется).
Но наверняка ведь, когда назрел вопрос о выборе спутника жизни, – у вас был серьезный разговор?
– Да нет, тоже простой и короткий, ну, что-то вроде: «Дочь, я понимаю любовь, это твоя жизнь, но одно имей в виду: твой избранник должен быть человеком, которого я смогу уважать. Мне все-таки придется сидеть с ним за одним столом, общаться. И еще: имей в виду, что как только ты уйдешь во взрослую жизнь – не вздумай потом жаловаться на мужа, иначе ведь мне придется тогда думать, что кто-то из вас дурак, зачем мне такое нужно?» Все. На том и порешили. В общем, теперь у нее своя семья, а я уже дед. Кстати, пора бы исполнить одно обещание...
Какое обещание?
– Мы с дочкой уговорились, что если она родит мне внука – я сделаю татуировку во всю руку в его честь.
Как необычно! А вообще, вот эти тату – это не приветы из молодости?
– Нет, я все это сделал уже в зрелом возрасте, и это не баловство, а отражает мое отношение к жизни. Вот тут, например, песочные часы: большая часть песка уже внизу, я помню, что жизнь проходит, хотя к смерти отношусь с презрением, дважды пережил клиническую смерть и ощущение было примерно такое: «и это все?» Ничего в этом пафосного, как оказалось. У меня, скорее, с жизнью особые отношения. Я даже так устроен, что никакая анестезия меня не берет, всегда все шло на живую. Вот так и живу.
Вас, вы говорили, однажды цыганка как-то приметила даже...
– Да, мама гуляла со мной маленьким в коляске, и вдруг к ней подошла цыганка и говорит: ваш ребенок меченый, у него будет особая судьба. Я же родился с пятью пятиконечными звездами на руке. Видать, на роду мне написано было посвятить свою жизнь военному делу.
Считается, что военный – это супермен без лишних чувств. Но все мы живые люди, даже военные. Есть ли у вас какие-нибудь «маленькие слабости»? Как любите отдыхать? Чем увлекаетесь?
– Я люблю природу, волю, животных. Я не люблю эти все городские движения, тусовки, рестораны – не мое. Вот, обзавелся своей территорией в диких местах в горах, потом в приюте «Четыре лапы» присмотрел себе двух собак, возьму их с собой туда, пусть резвятся. Если вдруг настанут трудные времена – разживусь еще совой на плече, енотом на поводке, стану пиратом-горцем, даром что ли в кино меня иногда друг снимает в образе харизматичных негодяев. Ну, что еще: музыку хорошую люблю, джаз. Книги. В 14 лет прочитал полное собрание сочинений Ленина, это, кстати, перевернуло мое сознание и определило то, чем я хочу заниматься. Гете перечитал в подлиннике. Люблю хорошую литературу. Готовлю, говорят, вкусно. Правда, я – «старовер»: предпочитаю мясо, могу приготовить из него что угодно, а вот суши, например, даже не пробовал никогда, не понимаю подобное.
Вы очень стильно выглядите. Как-то специально продумываете свой образ или так выходит само собой?
– Наверное, само собой, это просто вот такой у меня вкус, но специально куда-то ходить, это изучать – нет, конечно, я такими вещами не увлекаюсь.
С вами очень легко общаться. И все же: каким должен или не должен быть человек, чтобы стать вашим другом?
– Да в принципе я человек неконфликтный, хотя терпеть не могу лживых, трусливых, хамоватых людей, таких сразу ставлю на место, кем бы они ни были. Будь собой, какой есть, будь открыт – я тебя пойму. Не люблю, когда пытаются строить из себя что-то, пыжиться, зачем? Я повидал многое. Вчера человек пытался мне показать, какая он важная птица, а завтра я его собираю по частям и везу семье. Я, кстати, поэтому не люблю с кем-то ссориться: жизнь такая штука – в любой момент закончится, а ты с человеком расстался на такой ноте, глупо ведь. Живи таким какой ты есть, будь нормальным человеком, вот и все.
Автор – Алена Докшокова (№ 42, 2018г.)