Персона
«Новая дикая охота». Макс Фрай
Свобода от поднадоевшей реальности
#proчитано
Читать «Новую дикую охоту», как и любую другую книгу Фрая, нужно прямо с коротенькой рецензии, которую обычно печатают мелким шрифтом рядом со всяко разными выходными данными. Именно там автор просто и понятно рассказывает, почему охота, почему новая и почему дикая. Проникнувшись глубиной, восхитившись и впечатлившись изобретательностью замысла, можно переходить к первому рассказу и начинать тихонько растворяться в атмосферности момента: «На высоком лесистом холме, оплетенном корнями деревьев, в вечном полумраке их крон, я закопаю свою первую смерть». А дальше так же увлеченно продолжить считать чьи-то чужие смерти. И с каждым новым абзацем все больше удивляться, что само это понятие вдруг теряет свою безысходность и становится каким-то совсем не страшным. Оно ровно такое, как и сами мы, – маленькие и где-то даже неказистые в сравнении с большой и интересной жизнью. Впрочем, что это я? Делайте свои выводы.
«Новая дикая охота» – это идеальное погружение в миры Макса Фрая и для тех, кто его лишь только открывает для себя, и для тех, кто думал, что уже все-все в текстах автора открыл, но закрывать не хочет. «Новая дикая охота» похожа на возвращение домой, где тебя всегда любят и ждут, где твои любимые тапочки с нелепыми зайцами давно приготовили и выставили к порогу, а из кухни разносится аромат бабушкиных пирогов и свист закипающего чайника. Или же это долгожданный приезд в полный чудес любимый город, который тебя непременно обнимет всем собой прямо на вокзале, стоит тебе ступить на асфальт, как это делает город из истории «Где у тебя болит».
Городское фэнтези вполне можно назвать главной жанровой стезей Макса Фрая. Неважно, происходят ли события в вымышленном далеком и прекрасном Ехо, или полувымышленном, но не менее волшебном и таком же не близком Вильнюсе. А тема жизни и смерти в книгах автора в целом и в этой, в частности, не вызывает желания скривиться со словами «не, ну вы здесь надоели со своими штампами, идите к кому-то другому».
Герои коротких историй «Новой дикой охоты» немного напоминают сразу всех персонажей сразу всех сочинений Фрая. Кто-то сочтет, что подобное «общее место» – слабость автора и все такое. Мы же скажем, что ничего дурного в этом не видим. Да, герои собраны по примерно схожей схеме, что в романах про сэра Макса, «Сказках старого Вильнюса» или том же «Тяжелом свете Куртейна». Но ведь и мы с вами «собраны» примерно одинаково, вот только то там, то сям доски плохо подогнаны, страхи и комплексы острыми гвоздями торчат в разные стороны, да и вообще, сквозит из всех незакрытых гештальтов сразу. Вот и у героев Фрая такой же когнитивный сквозняк и крыша люфтит гораздо чаще, чем можно считать нормальным, но так уж весело и бодро они живут с таким анамнезом, что диву даешься и даже подражать хочешь. Или же не хочешь, но тебя ведь никто и не заставляет – все сам, все сам.
Напоследок короткая инструкция по применению книг Макса Фрая, она же – простой рецепт приятного вечера. Усаживаемся в любимое кресло с чашкой чая/какао/компота/чего угодно, при необходимости добавляем мягкий плед, теплый свет торшера, запах пекущихся булочек с корицей из кухни. Открываем любую книгу автора и с головой уходим в мир разноцветных огней, теплого летнего ветра, маленьких и больших чудесных происшествий, уютных кафешек и двориков, влюбленных и влюбляющих в себя далеких городов. Главное, не забыть о булочках в духовке, а то неловко будет перед домашними, ежели обещанное лакомство обратится в грустные угольки.
Prospect-sk № 51/2022