Персона

Педагогика Монтессори. Мифы и реальность

Современные родители обеспокоены развитием ребенка практически с самого его рождения. Вопросов перед ними стоит действительно немало: Чему учить малыша в первую очередь? Когда лучше начинать обучение? Как не навредить? На что обращать внимание? Образовательных систем, безусловно, существует множество, и это лишь усложняет выбор и без того запутавшегося родителя. Сегодня мы поговорим о методике, которая в отличие от многих других имеет свою продолжительную историю и, соответственно, проверена временем – это педагогика по системе Марии Монтессори.

Сто пятьдесят лет созидания: мифы и реальность педагогики М.Монтессори

Мария Монтессори – итальянский врач и педагог, известная своей уникальной педагогической системой. Впервые эта система была опробована в 1907 в Риме в доме ребенка. Ее основой была заявлена идея свободного воспитания. До настоящего времени система Монтессори используется во многих государственных и частных образовательных организациях по всему миру. Однако и мифов, связанных с педагогикой Монтессори, до сих пор существует немало. Чтобы детальнее разобраться, что же в действительности она собой представляет, мы пригласили человека, давно изучающего историю жизни Марии Монтессори и принципы ее педагогики. Виктория Цокова – кандидат экономических наук, доцент, преподаватель СКГМИ (ГТУ) и руководитель частного детского сада «Babyboss», в котором успешно практикуют систему развития детей по Монтессори. Она поможет нам получить правдивые ответы на интересующие родителей вопросы.

Виктория Цокова – кандидат экономических наук, доцент, преподаватель СКГМИ (ГТУ) и руководитель частного детского сада «Babyboss»
Виктория Цокова – кандидат экономических наук, доцент, преподаватель СКГМИ (ГТУ) и руководитель частного детского сада «Babyboss»

МИФ 1

Известно, что педагогике Монтессори уже более 100 лет. С учетом современного уровня развития детской психологии, родители, выбирающие эту систему, могут столкнуться с мифом, что она давно устарела. Насколько это правда?

– В настоящее время педагогику М. Монтессори действительно пытаются критиковать именно с этих позиций. Однако здесь важно понимать, что система Монтессори по своей сути не может ограничиваться категориями «прогрессивное» – «устаревшее». Мария Монтессори настаивает, что педагог только доставляет ребенку «пищу», которая ему необходима для внутреннего духовного «питания», а далее замечает: «Важно, чтобы никакое неуместное вмешательство не нарушало бы спокойного мирного раскрытия психики».

Те, кто относят педагогику Монтессори к педагогике «раннего развития», практически выхолащивают ее сущность, превращая ее в набор приемов и материалов, которые призваны развить определенные навыки детей, даже если детская психика и физиология к этому не готовы. Природа обычно жестко мстит за такие попытки взрослых, и мстит детям, которые подверглись такому «развитию». Педагогика М.Монтессори принципиально природообразна и предлагает не столько форсировать развитие ребенка, сколько помогать проявлению в нем его природы, сущности. Развитие – тенденция, присущая каждому ребенку, но чтобы она была реализована, нужно, чтобы взрослый не мешал и, более того, создал среду определенного характера и предложил стимулы, необходимые для этого процесса. Все это и предусматривается педагогикой М.Монтессори, но не ради того, чтобы ребенок чему-то научился быстрее своих сверстников и потешил бы этим самолюбие родителей, а для того, чтобы освободить его потенциальные возможности, разбудить то, что в нем дремлет, а не то, что хотят увидеть педагоги и родители. Система Монтессори приспосабливает среду и стимулирующий материал к нуждам ребенка, а не удовлетворяет болезненное эго родителя или наставника гордостью за плоды своего «искусства». Добиваться от ребенка как можно более раннего результата, при этом забывая о его цене, не что иное, как обман природы.

Здесь для начала важно понять, на чем базируется принцип педагогики Марии Монтессори: это предположение о созидательной природе ребенка, в которой самосовершенствование, саморазвитие приносит ему удовольствие. И если естественным влечениям ребенка не препятствовать, они будут вести его наилучшим именно для его индивидуальности путем к гармоничной, разносторонней, развитой личности, а активность и самостоятельность в этом процессе, в свою очередь, сформируют ответственность, умение реализовать задуманное и довести начатое до конца.

В наше время известны многочисленные исследования, подтверждающие, что потребности в общении, заботе, познании и индивидуальном подходе во всех сферах, жизненно важны для человека с рождения – все это и предусмотрела гениальный педагог Мария Монтессори.

В Монтессори-классе действуют очень простые правила, направленные на построение доброжелательных, уважительных, конструктивных взаимоотношений как между детьми, так между детьми и взрослыми. Каждый ребенок может реализовать право выполнить понравившееся упражнение в своем темпе столько раз, сколько требуется для создания нового навыка или качества. Поощряется самостоятельность, и есть возможность развить обоснованную независимость. Как видите, здесь есть все, о чем буквально «кричит» сегодня популярная детская психология.

МИФ 2

Еще один распространенный миф: Монтессори придумала свою методику для детей с различными задержками развития, и она не подходит для обычных детей. Это правда?

– Этот миф родился потому, что после окончания медицинского университета Мария Монтессори действительно около двух лет работала в ортофренической школе. И, конечно же, она применяла там свои наработки. Но ведь ее методика зародилась гораздо раньше. Хочется также отметить, что Мария Монтессори активно способствовала тому, чтобы к ненормотипичным детям стали относиться лучше, а положение их в те времена было плачевным. Она перевела на итальянский язык ряд работ по коррекционной педагогике и, как я уже говорила, привнесла в практику воспитания таких детей уже существующие свои материалы и разработки. Кстати, во время ее работы в этой школе детки с отставанием в развитии показывали отличные результаты и быстро прогрессировали в своих навыках.

МИФ 3

Педагогика Монтессори следует за ребенком и поощряет самостоятельность, и еще один миф связан как раз с этим: говорят, Монтессори-класс – это место, где все дозволено, и в обычной школе детям будет сложно перестроиться.

– Знаете, читала историю о том, как однажды в класс Монтессори пришли очередные гости. Некая дама шутливо обратилась к ребенку, оказавшемуся рядом с ней: — И это ваш класс, в котором вы делаете, что хотите? — Нет, мадам, мы здесь хотим того, что делаем, — ответил ей мальчик.

М.Монтессори вовсе не противопоставляет свободу дисциплине и не путает свободу со вседозволенностью. Для нее освободить ребенка – значит дать возможность развиваться его индивидуальности, найти свое собственное место в сложном человеческом мире, а не мучиться, заняв чужое. Важно, что для Монтессори это – не простая декларация, а идея, поддержанная педагогическими методиками и оснащенная дидактическим материалом. Поэтому вся система в совокупности требует скрупулезного соблюдения конкретных педагогических технологий, разработанных автором, и точного следования определенным ими целям и подходам.

Задача взрослого в Монтессори-классе — подобрать материалы, которые будут полезны ребенку определенного возраста, и показать, что ему делать с этими материалами. Ребенок же может выбирать в рамках предложенного – это позволяет ему заниматься со всей страстью человека, предающегося желанному занятию.

Свобода ребенка в Монтессори-классе — это свобода становиться собой, но она ничего общего не имеет с анархией. Такая система, наоборот, взращивает детей, умеющих адаптироваться к правилам дисциплины, но при этом они не сломаны личностно и легче переносят любые стрессовые ситуации. В том числе и непростую адаптацию к нашей системе школьного образования, через которую проходят абсолютно все первоклассники.

Дети, обучавшиеся по системе Монтессори, как правило, исполняют инструкции учителя, потому что уже убедились в том, что установленные правила полезны им самим, поэтому они помогают поддерживать рабочую атмосферу и соблюдают новые правила в новом классе. Такие детки в целом спокойнее и психологически стабильнее.

МИФ 4

Некоторые считают, что можно добавить «немного Монтессори», так что получатся развивающие занятия с «элементами Монтессори» и именовать их впоследствии «занятиями по Монтессори». Это тоже миф?

– Большинство таких развивающих занятий, игр и игрушек сами по себе не только не вредны, но и полезны. Но лучше все-таки называть вещи своими именами и понимать, с чем имеешь дело.

Любое пособие, упражнение, род занятий или игрушка, предлагаемые в Монтессори-классах, могут успешно использоваться сами по себе. Но при этом полноценная эффективность системы Монтессори будет утеряна.

Развитие по Монтессори – это целостный системный подход. Классы (группы) здесь разделены на зоны: УПЖ (упражнения повседневной жизни), зона языка, сенсорики, математики. Все зоны оборудованы в соответствии с возрастом ребенка. В УПЖ закладывается основа для математики и языка. Сенсорика является базой для геометрии, географии, биологии, ботаники. В вырванных из системного контекста «элементах Монтессори» все это отсутствует и часто даже вредит детям, ведь чтобы верно дать презентацию материала нужно получить профильное образование. Вот, например, на терке натирают мыло – это дезинформация ребенка: терка используется для приготовления еды, а мыло мы не едим. Некоторые клубы идут дальше и миксуют в работе сразу несколько методик в то время, как совершенно не ясно к чему смешивать кубики Зайцева, карточки Домана и сенсорику по Монтессори? Зачем нужна эта сенсорика, если у ребенка не было подготовки в виде УПЖ и не будет далее продолжения в виде языка и математики. Для чего учить читать по Зайцеву, когда в Монтессори есть все для развития навыков чтения и письма. Подобные манипуляции лишь дисквалифицируют метод и создают о нем неправильное впечатление. Таким образом, при использовании «элементов Монтессори» останется только полезность самого материала – в этом сомнений нет, ведь Монтессори-педагогика уже столетие как выискивает лучшие образцы развивающих пособий и занятий.

МИФ 5

Дети в Монтессори-группах работают каждый сам по себе, поэтому они не способны взаимодействовать в команде.

– Да, работа в Монтессори-классе позволяет ребенку действовать в индивидуальном темпе и ритме. Она дает возможность выбирать занятия и последовательность упражнений, исходя из потребностей маленького человека. Но самостоятельные занятия – далеко не единственная форма работы даже в классах, где занимаются дети до трех лет. Для детей старше предусмотрены самые разные формы совместной деятельности: под руководством взрослого они работают в большой группе, формируют малые группы между собой, объединяются в спонтанные коллективы для совместной работы с дидактическим материалом. К моменту, когда ребята достигают старшего дошкольного возраста, они умеют сообща самостоятельно планировать и реализовывать различные задачи и мероприятия. При этом внутри детского коллектива царит атмосфера деликатной, ненавязчивой взаимопомощи. Под руководством педагогов дети учатся уважительно, корректно сотрудничать друг с другом, и это дает им позитивный опыт и навык взаимодействия. Немаловажно, что Монтессори-группы разновозрастные. Это существенно расширяет диапазон ситуаций и поведенческий репертуар детей.

МИФ 6

Монтессори бросила своего ребенка, чтобы заниматься с чужими детьми. Как можно доверять методу такого человека?

– В этом вопросе важно понимать исторический контекст и четко разграничивать реальные факты и их искаженные вариации. Начну с того, что Мария Монтессори жила во времена, прямо скажем, сложные. Положение женщины позапрошлого века было крайне скованным: девушкам запрещалось посещать учебные заведения без мужчины, и если бы отец не сопровождал Марию на каждую лекцию, мир никогда не узнал бы талантливую Монтессори. От женщин настолько не ожидалось научного рвения, что бланк ее диплома был составлен и отпечатан с расчетом на то, что в него будет вписано мужское имя, поэтому молодой Марии пришлось вносить в диплом рукописные исправления. Но вопреки всем преградам в возрасте 25 лет Мария Монтессори все же стала одной из первых женщин-врачей Италии.

Однако, если незамужней девушке при согласии отца были позволены некоторые «вольности», как, например, посещение научных лекций, то замужество означало необходимость навсегда оставить карьеру ради семейных дел. Мария, не привыкшая идти стандартными дорогами, заключила с отцом своего ребенка договор, что они не вступят в брак с другими людьми, а будут состоять в отношениях, которые мы сегодня называем гостевым браком – немыслимая для того времени авантюра! Такое решение было, если не жертвой, то тяжелым компромиссом с собой, как с любящей и любимой женщиной. И все это – ради научной и общественной деятельности, которыми Мария не могла поступиться.

В отношении своего ребенка Мария не совершила ничего предосудительного. Она сделала ровно то, что делали все дамы ее круга, когда вступали на путь материнства: вверила дитя гувернерам, с той лишь разницей, что Марио (ее сын) находился у принимающей семьи на полном пансионе. Мать навещала его по выходным дням, проводя при этом много времени в играх и общении с ним, что было, кстати, совсем нетипично для ее современниц. Когда Марио стал старше, Мария забрала мальчика, и с тех пор они довольно редко расставались. Со временем сын стал ее преданным соратником и много работал вместе с ней до последних дней ее жизни. Отдельно отмечу, что Марио Монтессори внес значительный вклад в развитие научной педагогики и в дело распространения гуманистического образования во всем мире. Разве брошенные и лишенные любви дети разделяют дело родителей с таким рвением? Конечно, нет.

Prospect-sk № 48-49/2021

Мадина Мамиева

Автор материала

Мадина Мамиева

Мадина Мамиева