Персона
Неизобретающий Наото Фукусава и дизайн всего
Наото – верный адепт аскетичного быта в самом прямом его смысле. Перед тем как приступить к новому проекту, он уезжает в горную хижину, где несколько дней живет без электричества и воды. По словам дизайнера, это помогает ему понять, нужна ли человеку вещь, над которой он собирается работать.
Минималистичный промышленный дизайн Фукусавы служит источником вдохновения для таких гигантов, как Apple, Hitachi и Toshiba. А вот в России он почему-то особой популярностью не пользуется.
ПРОФЕССИЯ ИЗ КНИГИ
Наото Фукусава родился в 1956 году в Японии. Направление промышленного дизайна он выбрал еще в школьные годы. Листая книгу о профессиях, он наткнулся на определение, что дизайнер делает людей счастливыми через объекты, и решил, что такому делу вполне можно посвятить свою жизнь.
Собственно, от этого плана Наото не отклонялся ни разу. В 1980-м он окончил факультет искусств и трехмерного дизайна в Художественном университете Тама. Первой его знаковой работой можно назвать дизайн часов для японского многоотраслевого концерна Seiko. Через девять лет после окончания вуза Фукусава переехал в Сан-Франциско. Там он жил до 1996 года, успел поработать в маленьком стартапе ID two и помог превратить его в крупнейшее международное агентство по промышленному дизайну IDEO. Позднее он открыл филиал этой компании у себя на родине – в Токио.
В начале 2000-х Наото открыл свое первое бюро Naoto Fukasawa Design, а вскоре основал бренд ±0, выпускающий товары для дома, и стал арт-директором технического направления в компании MUJI.
Сегодня Наото Фукусава работает сразу в четырех компаниях (возглавляет, курирует, консультирует) – IDEO, Naoto Fukasawa Design, ±0 и MUJI, а также руководит творческой мастерской Without Thought, является соруководителем первого в Японии музея дизайна и читает лекции в двух университетах.
ПЯТЬ ПРАВИЛ ФУКУСАВЫ
Вернемся к творческому процессу. В буквальном смысле спустившись с гор, Наото приступает к работе над новым продуктом. У дизайнера есть пять правил, которыми он руководствуется вне зависимости от того, создает ли он сумку с резиновой подошвой вместо дна для ±0, стулья для Plank или, например, стеллажи и посуду для B&B Italia.
Первое правило – «Без раздумий». Суть его в том, что человек должен интуитивно знать, как пользоваться вещью. Если же с первого взгляда нельзя понять, как разложить диван, у этого дивана плохой дизайн, считает Фукусава. По его мнению, объект не должен выполнять слишком много функций и отвлекать человека от действия, как, например, ручка или карандаш не отвлекают от письма.
Второе правило – «Тактильное восприятие должно передавать суть предмета». Яркой иллюстрацией этого правила можно назвать разработанные Наото упаковки для сока: на упаковке с клубничным имеются зернышки на блестящей «кожице», у банана —зеленый хвостик и темные пятна, а на упаковке с киви есть реальные ворсинки.
Третье правило – «Самый-самый». Поставив задачу по созданию техники, надо как минимум один раз употребить слово «самый», уверен дизайнер. В идеале больше. Самый быстрый, самый тонкий, самый маленький. Техника должна облегчать жизнь человека, оставаясь при этом как бы за кадром.
Четвертое правило – «Если мебель, то вечная». Хочется напеть – «эта мебель будет вечной». И простой. Фукусава считает, что важно выразить суть самой вещи, а не делать стул способом авторского самовыражения. Минимализм и высокое качество – залог того, что вещь не надоест и прослужит нескольким поколениям.
Пятое правило – «Дважды вау». Здесь все и просто, и сложно. Первое «вау», конечно, проще – это восторг от первого впечатления. Второго «вау» – его Наото справедливо считает самым важным, добиться сложнее, потому что это восторг от использования предмета. «Когда я анализирую впечатления покупателей после долгого использования предметов, я чувствую гордость за свои проекты», – признался Наото Фукусава в одном из интервью.
ОТ ПЛЕЕРА ДО ЧАЙНЫХ ПАКЕТИКОВ
В арсенале Наото Фукусавы немало узнаваемых продуктов, созданных для разных компаний и брендов. Среди его знаковых работ называют созданный в 1999 году CD-плеер для MUJI. Сегодня это уже аксессуар с налетом ретро, поскольку музыкальные диски уходят в прошлое, но выглядит он интересно и сейчас. У этого плеера нет крышки, и когда он крепится к стене, создается ощущение, что это вентилятор, внутри которого крутится диск. Включается и выключается техника простым дерганием за шнур.
Крайне популярны предметы, созданные дизайнером для B&B Italia: кресло-бабочка Papilio, будто бы обнимающее сидящего за плечи; комплект подносов Vertigo, по форме напоминающих речную гальку – вложившись друг в друга, они образуют своего рода круги на воде; ваза Bunch из керамических трубок, похожих на срезанные стебли цветов (здесь Фукусава явно вдохновился традиционным японским искусством икебаны).
В длинном перечне авторских предметов мебели, посуды, лифтов, очистителей воздуха, канцелярских наборов и еще очень много чего неожиданно, забавно и очень мило выделяется необычный чайный пакетик, созданный для выставки Takeo Paper Show. Однажды Фукусава заметил, что чайный пакетик, заливаемый кипятком, пляшет, как марионетка, и придумал ему качественно «другой» дизайн в виде этой самой марионетки. Его форма раскрывается, когда пакетик помещают в чашку. Пластиковое кольцо-держатель при этом служит утяжелителем, который фиксирует пакетик, обычно так и норовящий соскользнуть с бортика. Дизайнер говорит, что теперь даже в самом привычном действии, которое мы, не задумываясь, совершаем несколько раз за день, будет толика поэзии и игры, которая позволит нам на минуту прерваться и улыбнуться.
Вот такой тонкий каламбурист и поклонник идеального в простом Наото Фукусава – гуру интуитивного дизайна, визионер, признанный классик, чьи работы ярко иллюстрируют и возможности промдизайна, и эффектность минимализма, и весь потенциал органолептики.
Prospect-sk № 50/2021