Персона

Не все пути ведут в Хазнидон… А зря

Как сделать вид, что едешь в Северную Осетию, и не покинуть при этом Кабардино-Балкарию? Наверняка, есть не один способ.

Не все пути ведут в Хазнидон… А зря

Как сделать вид, что едешь в Северную Осетию, и не покинуть при этом Кабардино-Балкарию? Наверняка, есть не один способ. Мы сегодня не предложим вам поездку в Озрек, или поход в кафе, где готовят осетинские пироги (речь, вообще, не о еде), или знакомство с осетинским национальным культурным центром в КБР (и здесь не о культуре речь). Почему? Да потому, что легких путей мы не ищем. Зато ищем и, как правило, находим красивые.

Итак, едем в Хазнидонское ущелье, которое своим осетинским названием вполне может ввести несведущего человека в заблуждение относительно того, где оно находится. А находится оно, как вы, наверняка, уже догадались или погуглили, на самой границе двух республик, и проехать в него можно двумя способами: через Лескен (и тогда получится КБР–РСО–А–КБР) и через Жемталу (тут мы за пределы КБР не выезжаем). Мы традиционно ездим через Жемталу, потому что так короче и краше.

К слову, направление это незаслуженно обходят вниманием. Давайте исправляться.

Через лес

Начнем с описания маршрута. Из Нальчика следует выехать через Хасанью в сторону Герпегежа. Можно, конечно, поехать через Урвань и Аушигер, но так получится немного дольше. Лес в районе Герпегежа прекрасен, так почему бы не двинуться через него? С герпегежской дороги вы попадете на трассу Нальчик–Верхняя Балкария, свернете сразу же направо и окажетесь у поворота на Зарагиж и Жемталу. Туда вам и надо – налево, а потом, когда упретесь в т-образный перекресток, – направо. Проехав Жемталу и Верхнюю Жемталу, не пропустите еще один поворот налево, он за селом первый. Если вы поедете прямо, то очень быстро обнаружите последствия схода селевых потоков, преграждающих путь в Суганское ущелье. Однажды наш отчаянный и смелый водитель-предводитель Кантемир Давыдов проехал там, но зарекся больше не соваться на эту дорогу и другим не рекомендует.

Так вот, свернули вы налево за Верхней Жемталой. Тут, как вы понимаете, об асфальте надо забыть. Дорога изрядно побита жизнью и лесовозами, поэтому обладателям транспорта с низкой посадкой сюда дорога заказана. Собственно, обладателям подобного транспорта вовсе не стоит соваться в Хазнидон, потому как сколько-нибудь гладкой дороги там НЕ БУДЕТ. А на самом верху дороги не будет совсем никакой...

По пути из Жемталы в Ташлы-Талу, которая будет последним селом на нашем пути, стоит смотреть по сторонам, но вовсе не из-за подстерегающих вас опасностей, а из-за неописуемой живописности этих мест. Скажу сразу, зимой мы там не бывали, а вот летом и осенью долгая дорога через лес поражает воображение – она то сказочная, то немного зловещая, особенно на обратном пути в темноте, то приветливая, то угрюмая. Вы встретите пару мостов через небольшие речки, говорящих о том, что в советские годы эта дорога активно использовалась. В противном случае, зачем нужны столь капитальные конструкции?

Внезапно дорога выводит вас в село. Следует тут же свернуть направо в сторону хазнидонской теснины, до которой вам предстоит проехать еще несколько километров по лесу. В начале есть местечко, где дорога представляет собой зыбучее крошево из мелких осколков скальной породы, а дальше все вполне пристойно – для никогда не асфальтированной дороги, пробивающейся сквозь Скалистый хребет, во всяком случае.

Песчаные замки и радиация (а был ли рудник?)

В разных источниках можно прочитать, что от села Ташлы-Тала до теснины примерно 10-11 километров. В самом узком месте ширина скального коридора составляет примерно 60 метров, а высота «бортика» ущелья в этом месте – 400 м.

Скальная порода Хазнидона отличается повышенной хрупкостью, потому каменные стены теснины как-то особенно рельефны, почти «морщинисты». В течение поездки вам много раз захочется выскочить из машины, чтобы запечатлеть пейзаж. В первую поездку в Хазнидон нам не повезло с погодой, казалось, что ущелье бесконечное и упирается в облака. Во второй раз мы обнаружили, что упирается оно в чудесные вершины Суганского хребта – пик Уруймаговой, Галдор и Цухгарты.

Практически сразу на выезде из теснины вы встретите так называемые песчаные замки. Так называют разрушающийся под воздействием внешней среды склон, образующий живописные острые пики. Самым известным подобным комплексом можно назвать песчаные замки в Приэльбрусье. Но в Хазнидоне они немного напоминают устаревшую и чуть примитивную графику компьютерной игрушки с горным пейзажем. Подальше, рядом с дорогой, вы обнаружите древний склеп с отбитой верхушкой. Внешне он не вполне напоминает склепы, которые нам доводилось видеть в Осетии – в Даргавсе или, например, в Дзивгисе. Но и на те усыпальницы, что можно встретить в Чегемском ущелье Кабардино-Балкарии, он не слишком похож, хотя все же ближе к тем условно круглым сооружениям, что составляют часть Фердык-Кешене в селении Эл-Тюбю (или, если хотите, Эль-Тюбю, Верхний Чегем), или к тому, что стоит возле дороги между Лечинкаем и Чегемом.

На склепе вы обнаружите цветную отметку, о которой говорят, что так маркировали дорогу к урановым рудникам. Но однозначно утверждать это никто не берется. И тут мы подошли к важной подробности из, так сказать, биографии Хазнидонского ущелья. Некогда, в советские времена, в одном из ущелий было несколько шахт, в которых добывали уран. Говорят, производство оказалось не слишком выгодным, потому довольно быстро заглохло. При желании можно найти местных, которые проводят к заброшенным полуразрушенным штольням. Правда, стоит задуматься: а вам это нужно? Если все же соберетесь, не забудьте вооружиться дозиметром и следить за тем, чтобы уровень радиации не превышал допустимый. Официально, кстати, рудник в Хазнидоне нигде не значится, а, скорее всего, засекречен. Поэтому вся информация о нем на уровне слухов. И все же я считаю, что лучше не рисковать здоровьем ради сомнительного «удовольствия» взглянуть на невнятные радиоактивные развалины. Достаточно просто знать, что где-то здесь добывали уран… Теперь не добывают. Зато неподалеку есть красивая река, живописные мостики, зеленые склоны и ледник, вот на них точно надо ехать и смотреть!

Мосты, ворота, ледник 

По пути дорога несколько раз «перешагивает» через реку, которую кто-то называет Хазнидон, а кто-то – Хазна. Поскольку в ущелье довольно много кошар, на мостах, а кое-где и просто посреди дороги вы обнаружите ворота. Пугаться и уезжать, если они закрыты, не надо, потому что закрыты они не для вас, а для крупного и мелкого рогатого скота, в больших количествах разгуливающего по здешним лугам.

Чем выше по ущелью вы будете продвигаться, тем менее очевидной станет дорога. Кое-где вообще может показать, что вы приехали, но настоящее «приехали» случится много дальше. Когда доберетесь до предпоследнего «упавшего» моста, есть смысл высадиться и отправить машину с водителем отдельно, а пассажиров отдельно. Мост, кстати, вполне надежен, хоть и выглядит так себе. Мы не устаем шутить, что он уже упал так далеко, как мог, и теперь стал еще надежнее, чем был. Но если вы будете идти пешком, а не сидеть в машине, пока та будет, подпрыгивая, катиться по страшноватой конструкции, острых ощущений будет меньше, а красивых пейзажей больше.

Собственно, за этим мостом следы от автомобильных колес исчезают в ставшей подозрительно похожей на ярко-зеленый ковролин траве, а потом вдруг появляется вполне раскатанная дорожка к еще одному дырявому мосту. Дальше, все время глядя в глаза чудесным вершинам Суганского хребта, вы еще немного проедете по вполне приличной дороге, найдете еще одну кошару, упретесь в небольшую реку, которую надо будет форсировать вброд, и следы недостроенных кирпичных зданий. Лучше оставить машину именно в этом месте, а дальше пойти к леднику пешком.

Хазнидонское ущелье замечательно тем, что ни в одном из соседних ущелий дорога не подходит настолько близко к леднику. Идти к нему остается пару-тройку километров, а тропа относительно не сложная. Впрочем, к леднику Хазни можно и не ходить, а просто погулять по склонам, устроить пикник или фотосессию.

Расписывать, как там красиво, не стану, потому что надо ехать и смотреть на это чудо природы самостоятельно!

Проспект Северный Кавказ

Автор материала

Проспект Северный Кавказ

Проспект Северный Кавказ