Персона
Плато Канжал. Эльбрус на блюдечке
Верхняя точка плато находится на высоте 2860 метров, а до Эльбруса по прямой от него всего 10 км. То есть Канжал – это прекрасная возможность посмотреть в глаза двуглавому великану с довольно близкого расстояния так, чтобы ничего не мешало. Если повернуться к Эльбрусу спиной, то с Канжала можно разглядеть Бештау и Машук. Даже в облачную погоду эти две вершины как бы приподнимают пушистое море.
Итак, начнем с начала – на чем и как следует ехать. Дорога здесь исключительно для подготовленных полноприводных внедорожников. Она довольно длинная, есть несколько очень неприятных для водителя мест. Начинается путь, по сути, из Баксанского ущелья. Свернув на Баксанском посту на дорогу в Приэльбрусье и проехав Атажукино и Заюково, следует свернуть в Кенделен. Это село также нужно проехать насквозь, а за ним свернуть налево вверх. Очень скоро вы обнаружите, что едете по дороге над живописным Тызыльским ущельем. Совсем недалеко от выезда из села, над обрывом, есть скальный мостик-перемычка над пропастью, место это можно не заметить, но если все же увидите, не откажите себе в удовольствии остановиться и как следует оглядеться. Вообще, пока едете вдоль Тызыла, это стоит делать часто, поскольку виды потрясающие.
Затем дорога уйдет вправо и снова вверх, в луга и холмы. Вдоль дороги вы будете встречать столбы, а на одном участке даже обнаружите остатки роскоши в виде небольшого отрезка дороги с асфальтом. Правда, любой автомобилист вам скажет, что лучше бы этого древнего асфальта там не было, уж очень он дыряв и бугрист.
Кинотеатр посреди нигде
Вы, конечно, спросите, зачем там линии электропередач и асфальт. Ответ скоро обнаружится сам собой: остановка, пара зданий вполне административного вида, остатки молокоперерабатывающего производства и – внимание! – кинотеатр. То есть в глубоко советские времена, когда сельское хозяйство в компании с отгонным скотоводством цвели буйным цветом, сюда ездили на рейсовых автобусах на работу, а чабаны с отгонных пастбищ могли сходить в кино, не спускаясь в Кенделен или Каменномостское. Викимапия говорит, что это самый настоящий штаб отгонных пастбищ «Хаймаша». Кстати, так же называют довольно крупное урочище. Перевод его названия с кабардинского никого не оставит равнодушным (Хьеймащэ – яма экскрементов), но, пожалуйста, не морщите свои прекрасные носики, ничего иллюстрирующего этот перевод вы не увидите. И вообще, скорее всего, название урочищу дали потому, что здесь пасется очень много скота.
На подъездах к штабу (что? мне нравится это слово!) следует внимательно смотреть направо, поскольку там, на зеленых склонах, непременно обнаружатся почти идеально круглые «дырки». Это не последствия бомбежки или следы инопланетян, это самые настоящие карстовые провалы, как бы намекающие, что кажущаяся надежной и твердой поверхность земли под вами на самом деле может оказаться пористой скалой.
К слову, если вы выехали в облачную погоду и большую часть дороги едете в тумане, не отчаивайтесь, примерно в этом месте вы, скорее всего, с облаками расстанетесь.
Немного жутковатых баек
Еще эти места интересны тем, что отсюда можно попасть в селение Каменномостское, которое помимо прекрасной картошки славно озерами Шадхурей. К слову, если у вас есть лишние несколько часов, на обратном пути имеет смысл поехать к озерам. Малое озеро вы даже, возможно, знаете «в лицо», ведь именно оно сыграло роль достопамятного озера в «Земле Санникова».
Что еще нужно знать об озерах Шадхурей?
• Их было три, но стало два, поскольку одно высохло.
• Они карстовые.
• Название можно приблизительно перевести с кабардинского как «круглая лужа».
• Между селом Каменномостское и озерами есть поля и ореховая роща, сквозь которую прорыт канал. Говорят, этот канал рыли, чтобы использовать озеро для орошения полей, но в последний момент уровень воды в озере резко упал, и от идеи отказались. И местные жители вроде бы даже не расстроились, потому что сочли это знаком.
• Рассказывают, что в Малом озере на дне лежат тела животных, которые тонули в нем. Вроде бы даже когда-то нанимали водолаза, он это увидел, натерпелся страху, и ноги его в этом районе больше не было.
• Плавать в озерах не стоит. На это намекает и предыдущая байка, и памятник возле Большого озера.
• А еще местные утверждают, что после заката возле озер оставаться нельзя. Мол, если солнце сядет, оттуда не выехать. Что будет, если не выезжать, а остаться там на ночь, никто не говорит. Возможно, потому, что никто не пытался проверить. И вы, пожалуй, тоже не пытайтесь.
Итак, мы договоримся, что на обратном пути, не доезжая до кинотеатра, вы свернете налево и поедете в Каменномостское, а там уже войдете в контакт с местным населением, которое вам на пальцах объяснит, куда лучше свернуть, чтобы выехать к озерам. Обратно же от озер возвращаться можно через Каменномостское, Сармаково и Малку. Так вы окажетесь на трассе Р-217 (Нальчик – Пятигорск).
Стоунхендж и пр.неприятности
Дальше по пути вам встретится еще одно строение, почти не сохранившееся, в отличие от предыдущих. Мы ласково прозвали его Стоунхенджем за круглую форму и местами не обвалившиеся столбы. Кстати, отсюда в хорошую погоду уже видно Эльбрус и кусочек плато Канжал, правда, Эльбрус стоит как бы вполоборота. А если видимость хорошая, то есть все шансы увидеть Дыхтау и даже далекий-далекий Казбек. Смотреть надо налево в сторону снежных вершин. Дыхтау будет очень острым и хищным, таким мы его видеть совсем не привыкли. Казбек будет много левее и, скорее всего, покажется призрачным из-за дымки – все же расстояние до него очень приличное.
От Стоунхенджа начинается, пожалуй, самый неприятный участок дороги. Неподготовленный турист вполне может задуматься, так ли уж нужна ему эта поездка, но нас с вами серпантином с отвесным обрывом и довольно серьезным перепадом высот не напугать, поэтому мы поедем дальше. Преодолев серпантин и несколько поворотов и подъемов, вы, можно сказать, уже на Канжале. Если внизу облачно, вот прямо в этом месте у вас есть все шансы увидеть те облака, которые обитают на высоте около двух тысяч метров.
По правую сторону от вас обнаружится Бермамыт. Это тоже весьма живописное плато, с которого открывается прекрасный вид на Эльбрус, только с ракурса несколько иного, потому что это горное образование находится, условно говоря, западнее и дальше от главной вершины Кавказа на целых 20 км.
А теперь немного о том, как все же правильно применять плато Канжал. Во-первых, ехать надо с ночевкой и заблаговременно всех уведомить, что связи у вас не будет совсем никакой. Во-вторых, еду и воду надо брать с собой, как и теплую одежду (много теплой одежды) со сменной обувью, чтобы было на что заменить промокшие от росы предметы гардероба. В-третьих, аккумуляторы фотокамер надо зарядить под завязку, можно еще и запасных прихватить. Также не забудьте о штативе, потому что ночная съемка на плато – это то самое, зачем сюда и надо ехать. Конечно, днем Канжал поражает воображение обзором, ощущением равнины в высокогорье, иллюзией того, что Эльбрус стоит на этой самой равнине, но ночное небо, как ни крути, вне конкуренции. Палатки, спальники и карематы я не описываю, потому что это само собой разумеющееся.
Рискую прослыть капитаном Очевидность, но перед поездкой сверьтесь с фазами луны и расписанием лунных восходов и закатов, потому что эта прекрасная пятнистая дама может устроить вам засвет почище городского. Определенный шарм в «лунных» снимках, конечно, есть, но добрая часть звезд исчезает, а Млечный путь устало и скромно тускнеет на этом фоне. Как известно, Эльбрус почитают не потухшим, а спящим вулканом. Вряд ли кто-то жаждет увидеть его проснувшимся и извергающимся. Во всех случаях кроме одного. Барабанная дробь… Млечный путь прекрасно – и, главное, совершенно безопасно – исполняет роль фонтана лавы, надо только дождаться правильного часа.
От заката до рассвета
Итак, мы решили на Канжале ночевать. Чтобы все сделать правильно, выехать лучше в первой половине дня. Так вы гарантируете себе и без спешки разбитый лагерь, и закат, и звездное небо, и светящиеся КавМинВоды, и рассвет. В принципе, точку для лагеря можно выбрать любую, но лучше все же найти компромисс между желанием быть поближе к живописным, похожим на средневековые замки скалистым обрывам, и страхом с этих самых обрывов ненароком ухнуть вниз в ночной темноте. Если вы хотите видеть не только Эльбрус, но и, например, Бештау, удостоверьтесь, что не оказались в «яме». Лучше всего выбирать не «мысы», которые выдаются вперед и обдуваются всеми многочисленными ветрами, а «бухты». Хотя ветра вам все равно достанется немерено. Но, если так разобраться, тот, кто хочет спать в тепле и без ветра, сидит дома, а не тащится за тридевять земель с палаткой, спальником и фотоаппаратом.
Для того чтобы не было мучительно холодно ночью, а потом голодно утром, не экономьте на еде и дровах. Тем более, наверняка найдутся те, кто не захочет ложиться спать, чтобы не пропустить ни секунды небесной канжальской феерии: увидеть самую первую полоску зари, нежно-розовые лучи солнца, наблюдать, как Эльбрус из смутно-серо-голубого становится то ли розовым, то ли оранжевым, то ли и вовсе персиковым, а потом ослепительно белым, как вдали в ущельях появляются и исчезают облачные реки. Занесло меня что-то, но зато вы поняли, что я как раз из тех отчаянных глупцов, которые не могут расстаться с горной ночью ради сна.
И напоследок немного нотаций – обязательно берите с собой мешки для мусора и увозите все свое добро с собой! Нельзя ведь превратить в свалку место, где можно и нужно устраивать самые лучшие завтраки, обеды и ужины с видом на Эльбрус.
автор – Дарья Шомахова
prospect-sk №43