Персона

#proпсихологию. Виктория Цокова

Никогда в юности или молодости не ловили себя на мысли: «Вот вырасту и ни за что не буду делать, как мама или папа»? А когда выросли и стали родителями, не замечали за собой, что кричите на детей теми же словами своих старших? Так работают родовые (семейные) системы.

Успех сценария – в руках автора, или «Напишите» жизнь!

«При прочих же равных условиях жизненный путь людей определяется суммой непроработанных эмоциональных привязанностей, степенью их тревожности и способом, которым они с ней справляются», – Мюррей Боуэн, профессор психиатрии, основоположник теории семейных систем.

Когда мы говорим о семейной системе, то подразумеваем не только условных «папу, маму и меня». Родовая система – это не ближайшее окружение, а все взаимодействующие родственники в нескольких поколениях, и в зависимости от степени взаимодействия они оказывают на нас влияние. Как известно, система всегда сильнее отдельно взятого индивидума, и мы не будем останавливаться на случаях-исключениях, которые, безусловно, встречаются, но лишь подтверждают эту аксиому.

Сегодня мы в прикладном ключе рассмотрим работу детско-родительских отношений. Известно, что в психологии действуют четкие и логичные правила, которые порой сложнее, чем математические, и до семилетнего возраста ребенок полностью находится в материнском поле. Что это значит?

Человек как личность со своим специфическим отношением к миру формируется к трем годам – до появления первых искорок осознанности. На основе этого опыта формируются инструментальные навыки. Ребенок уже четко знает, что он может ждать от окружающих и чего нужно добиваться самостоятельно – личность сформирована. Так, в течение первого года жизни складывается понятие безопасности мира. Мама – это целая Вселенная для малыша, и если в первые месяцы после рождения она спокойна и уравновешенна, то у ребенка формируется базовое доверие к миру. Он впитывает в себя понимание, что вокруг все благополучно и хорошо, мир его любит и ждет, и, по мере взросления, такого ребенка в дальнейшем обойдут стороной предательство, неврозы и зависимости.

В 2–3 года у детей формируются стыд и вина. Ребенок в этом возрасте понимает, что он может и чего не может. Появляется скелет сознания. И если в это время часто винить и стыдить ребенка, не давать ему права ошибиться и транслировать ему упреки за свои житейские неурядицы, то велика вероятность вырастить без вины виноватого во всем человека. Знаете таких? Пьяный сосед валяется на лавке, а кому-то другому стыдно. Утрирую, конечно, но это действительно так и работает. Очень многие люди испытывают стыд и вину из-за установок, которые «словили» в детстве, хотя на данный момент они не имеют к ним совершенно никакого отношения.

Далее, до семи лет, на сформировавшийся психологический скелет начинает нарастать «мяско». Складываются поведенческие паттерны, в подсознании закрепляется, чего стоит бояться и где лучше солгать, как с помощью манипуляций добиться своего, где можно продавить, а где – промолчать. Таким образом, до семи лет психологический портрет личности бывает уже полностью «укомплектован» и сформирован семьей (ближайшим окружением) и, в частности, родителями. Ребенок рождается, чтобы стать человеком своего времени и места. Что это значит? Он впитывает все установки, условности и поведенческие паттерны своей семьи. Как тигренок никогда не будет вести себя, как волчонок, так и чадо, взращенное в семье с определенными устоями и понятиями, может никогда не понять и не принять установки другой семьи.

В следующем возрастном периоде – с семи лет до подросткового возраста – ребенок живет, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства и чисел. Все наши слова он воспринимает буквально. Затруднено понимание абстрактных выражений и понятий. Ребенок любит спрашивать: «почему?», «а правда ли это?». Причем старшим обязательно нужно находить правильные и полезные ответы и ни в коем случае не отмахиваться от маленького исследователя. Ведь, как говорил Альберт Эйнштейн, «важно не переставать задавать вопросы. Любопытство имеет основания для существования»... В это время начинает развиваться система оценок, но эмоции часто мешают их объективности. Авторитет взрослого еще так велик, что нередко подменяет собственное отношение. В эти годы ребенок уже достаточно хорошо предвидит предполагаемую реакцию взрослого и прекрасно знает, когда, с кем и что можно себе позволить. Однако он еще остро нуждается в любви и опеке, старается помочь маме по дому и учителям в школе, гордится семьей и желает проводить время со своими близкими.

В так называемый переходный период задача подростка, наоборот, сепарироваться от родителей. Это нормальный, но очень болезненный процесс для обеих сторон. Потребность ребенка здесь – обособиться, чтобы стать независимой личностью, и в дальнейшем создать свою крепкую семью, а цель родителей – осознать, что их ребенок – уже совсем не ребенок – и его важно поддержать в стремлении повзрослеть. Родителям необходимо морально подготовиться к этому сложному времени, чаще вспоминать, какими они сами были в юности, что они переживали, какие проблемы и вопросы их беспокоили.

Возможно ли преодолеть негативные установки родовых систем, и как это сделать? Каждый из нас уполномочен помогать своей семье. Первое, что мы меняем, – это собственные взгляды и представления. Любое ошибочное действие родителя в отношении ребенка совершается в результате какого-то несовершенства мировоззрения. Соответственно, чтобы изменить этот сценарий, нужно скорректировать свое миропонимание и демонстрировать его дальше. Это – непростой, но важный путь, проходить который самостоятельно не стоит. Изменение родовых сценариев требует немалой моральной силы, искреннего уважения к предкам, глубокой благодарности за все хорошее, что они вам передали и большой осознанности. Помните, это нужно не столько вам, сколько вашим детям и всем, кто придет после – внукам, правнукам, ведь система всегда сильнее отдельно взятого индивидума.

Жизнь постоянно движется вперед, и если мы не меняем негативный родовой сценарий, то тащим его за собой как ношеный тяжелый рюкзак, передавая его по наследству. Стоит достать из него все плохое и сохранить только хорошее, доброе, созидательное. Изменить его содержимое возможно с помощью грамотного и чуткого специалиста. Самое главное – выбрать своего.

Виктория Цокова

кандидат экономических наук, доцент, гештальт-терапевт, руководитель сети частных детских садов «Babyboss»

Prospect-sk № 53/2023

Виктория Цокова

Автор материала

Виктория Цокова

Виктория Цокова