Персона
Шарлотта Кингснорт и египетское зеркало, или Живой постмодернизм в дизайне
«У них там, в Британии, все странное!» – скажете вы, и будете не так, чтобы совсем не правы. Британцы и ездят не по той стороне, и королева у них все еще королева, и тюрьма с воронами – достопримечательность столицы, и выдуманная платформа 9 3/4 тоже, и юмор какой-то, уж очень своеобразный. Пожалуй, лондонский дизайнер Шарлотта Кингснорт с ее более чем необычными диванами, стульями и всем прочим очень логично и органично британка. Это, конечно, утрированная болтовня вокруг сути, но дизайнер она и правда интересный. Достаточно забить имя Кингснорт в поисковик и пробежаться глазами по «жирным» диванам, заросшим мхом стульям, креслам-пледам и прочей красоте, которая кажется фантасмагорией и сюром, но при этом все же выполняет свои прямые мебельные обязанности.
Гиперреализм и оливковый осьминог
Родилась и выросла Шарлотта в Лондоне, там же обучалась промышленному дизайну. Кингснорт – выпускница Королевского колледжа искусств. Она продолжает жить и творить в столице туманного Альбиона, работает с частными клиентами, галереями, крупными компаниями и брендами, регулярно участвует в ярмарках дизайна по всему миру. «Выставочная» история дизайна Кингснорт началась в 2010 году, и не останавливалась даже в совсем уж печальные периоды пандемических локдаунов. Работы Шарлотты Кингснорт выставляются в галереях Майями, Шанхая, Лондона, Парижа, Нью-Йорка, были экспозиции в Холонском музее дизайна в Израиле, а также в музее дизайна Триеннале Милана. Среди ее клиентов разного «калибра» Билл Гейтс, Fendi, SHOWstudio, Christies, The Crafts Council, The V&A, The New Craftsmen.
Шарлотту отличает своеобразный художественный взгляд на самые обычные предметы. Подход Кингснорт к дизайну – это попытка соединить привычную функциональность с очень личным опытом исследования вещества, материала, формы, а на выходе получается взрыв впечатлений от визуальных и тактильных ощущений. Ее работы – своего рода чудовище Франкенштейн, только совсем не страшное, а захватывающе странное, от которого трудно отвести взгляд. Дизайнер режет традиционные формы, как масло ножом, взламывая все мыслимые индустриальные коды дизайна, и уже сам этот процесс смело можно назвать искусством.
– Я хочу разобрать на запчасти суть предмета, для того чтобы как следует понять, осознать контекст, стоящий за его дизайном. Мне интересен процесс деконструкции архетипов, как и бодрийяровская концепция гиперреальности и невозможности отличить реальность от имитации этой самой реальности, – говорит Кингснорт.
Так, с поистине постмодернистским юмором Кингснорт создала уютную, но и немного криповую вещь – уличный фонарь-осьминога. Коряга от оливкового дерева, поставленная вверх ногами, то есть вниз ветвями, после многоступенчатой обработки и добавления студенисто-стеклянного шара неправильной формы обратилась в фонарь, который выглядит милым и уютным, пока в туман не начинает косплеить проснувшегося Ктулху.
Бутик и отходы модного производства
Практически на заре карьеры, в 2011 году, Шарлотте Кингснорт довелось поработать с Fendi. Дизайнер создала серию светильников для лондонского бутика этого итальянского бренда.
Казалось бы, чего такого ожидать от светильников пусть даже для бутика Fendi. Но Кингснорт, с присущей ей страстью к деконструкции, решила показать оборотную сторону модного дома. Причем изящно, без мяса и чернухи. За основу своих арт-объектов, а получились в итоге они, дизайнер взяла фактические отходы производства, технические «кишки», которые обычно не показывают широкой публике. Проще говоря, в ход пошли обрезки кожи, оставшиеся от небольших дамских сумок. Округлые формы и швы наружу придают светильникам немного деревенское, грубоватое очарование, а умело подсвеченные ремни, очки и прочие аксессуары от Fendi, помещенные внутрь осветительных приборов, будто лежат в вывернутых наизнанку круглых сумочках.
И в тот момент, когда вы уже поверили, что это натуральная кожа, оказывается, что это всего лишь оттиск на резине – та самая имитация, которую от реальности не отличить. На правдоподобность здесь, бесспорно, работают реальные лоскуты натуральной кожи, которые тоже были использованы.
Очарование разложения
В 2019 году совместно с The New Craftsmen Кингснорт представила свой первый грандиозный проект «Лишайник». Эту галерею в 2012 году создал Марк Хендерсон. The New Craftsmen курирует и продает работы исключительно британских дизайнеров, а также заказывает у них определенные предметы или коллекции – от мебели и осветительных приборов до текстиля. Так Шарлотта получила заказ на коллекцию бронзовых предметов мебели, в основу которой легло новое для нее направление работы – лишайникообразное патинирование бронзы.
Кажется, одной из главных целей проекта «Лишайник» стало исследование и прощупывание той самой грани, когда разложение материала, в данном случае ржавчина, и зарастание бронзы лишайником все еще эстетично. Это именно та бодрийяровская история, когда имитация реальности настолько хороша, что отправляет в путешествие по лабиринту ассоциаций, путешествие, не имеющее цели, а точнее, имеющее целью чистое эстетическое удовольствие. И разграничивать здесь реальность и подражательство уже нет ни желания, ни смысла.
Общее настроение коллекции немного напоминает (отчасти бунтарское) восхищение заброшенными старинными усадьбами, театрами или – проще и прозаичнее – художественно развалившейся фермой с ее прогнившими амбарными перекрытиями, сквозь которые закат так красиво пишет по старой замшелой бочке с ржавой водой.
В этой коллекции несколько очень необычных зеркал. Их поверхность отполирована по технологии древних египтян, а края обработаны специальной патиной, создающей эффект лишайника, в оттенках белого, голубого, розового и черного. Форму столика из коллекции сама Шарлотта называет рудиментарной: столешница отполирована, а цилиндрическая нижняя часть, исполняющая обязанности ножек, украшена все той же разноцветной патиной по-черному с одной стороны и голубоватыми пятнами по яростно-оранжевому с другой. Все вместе это создает противоречивое ощущение, своеобразную границу между наслаждением красотой естественной деградации металла и мурашками от бездушной отполированности хирургического стола. Более высокий «лишайный» столик полностью выполнен в теплых тонах и напоминает старую бронзовую печь, ржавеющую, но создающую особый уют.
Предметами из разных коллекций Шарлотты Кингснорт можно любоваться бесконечно. Удивляться фантазии дизайнера тоже. Понять и принять это криповато-очаровательное легко, и становится еще легче, когда Кингснорт говорит, что сейчас ее воображение работает так же сильно, как в детстве, когда она, прогуливаясь в местном парке, давала имена деревьям в зависимости от их характера.
Да будет воображение!
Prospect-sk № 52/2023