Персона
Proдизайн. Тарас Желтышев
Глубинная естественность Тараса Желтышева
ТОМСК
Художник, промдизайнер и несостоявшийся педиатр Тарас Желтышев за пока еще недолгую карьеру успел поучаствовать в четырнадцати международных форумах, включая недели дизайна в Пекине и Милане, выставиться в iSaloni, Collectible, Cosmoscow и на аукционе Vladey.
«Сегодня в России появилось много школ дизайна, не в последнюю очередь благодаря спросу, но на общий уровень количество пока не повлияло», – считает Тарас. Сам он получил отчасти ремесленное образование в Томском политехническом университете. Первые два года были исключительно прикладными – скульптура, живопись, технический рисунок, теория теней, эргономика, материаловедение. С третьего курса добавились занятия по 3D-моделированию, но к тому времени Желтышев уже довольно плотно изучил вопрос по курсам на YouTube. Дополнительно к этому молодой человек штудировал книги по истории искусства и культурологии. Постоянно заниматься самообразованием без особой цели, исключительно для себя, Тараса научил медицинский университет. Желтышев уверен, что вне зависимости от того, художником человек хочет стать или физиком, важны все науки – и химия, и физика, и культурология, и психология.
Все та же жажда саморазвития вкупе с желанием творить привели начинающего дизайнера в один из томских центров молодежного индивидуального творчества. Эти пространства обычно не бывают переполнены, поскольку взрослые художники заняты своим делом в личных мастерских, а молодежь почему-то мало ими интересуется. В итоге регулярно посещающий одно из самых больших творческих пространств Желтышев и вовсе получил от него «ключи». Со второго курса молодой человек начал создавать свои объекты, отправлять их на конкурсы, а затем стал помогать студентам, которых направляли в этот творческий центр.
«Считается, что молодому дизайнеру трудно пробиться или найти изготовителя своих моделей, – делится своими рассуждениями Тарас в одном из интервью. – Но я работал в лаборатории и видел, как ученые для проведения эксперимента буквально «на коленке» из подручных материалов собирают нужный прибор. Так что я точно знаю: сделать можно все, что угодно».
В 2018-м молодой человек приехал в Москву на iSaloni с прототипом сферического стула Lymphochair, напоминающего формой лимфоцит. На месте ему объяснили, что это называется коллекционным дизайном, о существовании коего Тарас, по его признанию, до того даже не подозревал. На Collectible в Брюсселе этот же стул собрал немалое количество положительных отзывов, хотя, как было сказано выше, был прототипом, а не полноценном доработанным изделием. Для того чтобы привести его в состояние, годное для запуска как продукта, Желтышеву просто не хватало времени немалую его часть забирали небольшой бизнес по изготовлению гипсовых панелей и работа лаборантом в НИИ систем точной электроники.
МОСКВА
Для себя Тарас выстроил четкие границы между «предметным» дизайном и галерейным. Первый – это создание коммерческих, массовых вещей, которые легко впишутся в большинство интерьеров. В этой области непросто придумать что-то новое, поскольку куча людей уже давно бежит впереди тебя примерно в ту же сторону. Галерейный дизайн – вектор, который Желтышев избрал для себя. Его суть в создании уникальных вещей в единичном экземпляре или ограниченными сериями так, чтобы и производство становилось частью дизайнерской значимости. Можно сказать, это было создание полезных произведений искусства.
В 2019-м Тарас Желтышев перебрался в Москву и стал сотрудничать с российским мебельным производством Mrs Ruby. В итоге работы, созданные для этого бренда, выделились в специальную линейку Mrs Ruby Collections.
Одними из самых известных творений Тараса Желтышева можно считать все тот же стул «Лимфоцит» – пилотный предмет серии MicroWorld, похожую на ДНК лампу Plexus, светильник «Хрома» в виде хромосомы. В сотрудничестве с Mrs Ruby увидели свет немало предметов с отчетливыми анатомическими формами или отсылками к ним. Биоморфность дизайна многих своих произведений Тарас объясняет интересом к глубинной естественности. Это не только анатомия человека, но и ботаника, физика элементов, физиология, химия, гистология растений, животных, людей. Здесь, конечно, «передает привет» медицинское образование, пусть и неоконченное. Вместе с дизайнерской деятельностью развивается и художественная, главным результатом которой сегодня является арт-проект YOOMOOTA – мини-скульптуры, картины, постеры по одноименной параллельной вселенной.
В 2020-м году Тарас Желтышев стал лауреатом премии Elle Decoration Russia в номинации «Лучший дизайнер года».
В 2023-м – Желтышев вошел в состав жюри Международной профессиональной премии ADDAWARDS.RU для архитекторов, дизайнеров и девелоперов.
Prospect-sk № 54/2023