Персона

Proдизайн. Тарас Желтышев

Медицина – дело тонкое. Как, впрочем, и дизайн. Путь Тараса Желтышева – это даже не побег из одного в другое, а трансформация через рост. Молодой российский дизайнер Тарас Желтышев родился в Томске 23 апреля 1991 года. Неизвестно, думал ли он в детстве о дизайне. Скорее всего, творческое начало не хранило молчание и в момент поступления в медицинский вуз. В конце концов, родители Тараса – архитекторы, а гены никуда не денешь. Так или иначе, образование он решил получать медицинское. Правда, решимости хватило не до конца, профессию Желтышев сменил прямо перед защитой диплома. Вроде бы не самый очевидный переход и не самые близкие сферы деятельности, но судьба часто выкидывает и не такие коленца...

Глубинная естественность Тараса Желтышева

ТОМСК

Художник, промдизайнер и несостоявшийся педиатр Тарас Желтышев за пока еще недолгую карьеру успел поучаствовать в четырнадцати международных форумах, включая недели дизайна в Пекине и Милане, выставиться в iSaloni, Collectible, Cosmoscow и на аукционе Vladey.

«Сегодня в России появилось много школ дизайна, не в последнюю очередь благодаря спросу, но на общий уровень количество пока не повлияло», – считает Тарас. Сам он получил отчасти ремесленное образование в Томском политехническом университете. Первые два года были исключительно прикладными – скульптура, живопись, технический рисунок, теория теней, эргономика, материаловедение. С третьего курса добавились занятия по 3D-моделированию, но к тому времени Желтышев уже довольно плотно изучил вопрос по курсам на YouTube. Дополнительно к этому молодой человек штудировал книги по истории искусства и культурологии. Постоянно заниматься самообразованием без особой цели, исключительно для себя, Тараса научил медицинский университет. Желтышев уверен, что вне зависимости от того, художником человек хочет стать или физиком, важны все науки – и химия, и физика, и культурология, и психология.

Все та же жажда саморазвития вкупе с желанием творить привели начинающего дизайнера в один из томских центров молодежного индивидуального творчества. Эти пространства обычно не бывают переполнены, поскольку взрослые художники заняты своим делом в личных мастерских, а молодежь почему-то мало ими интересуется. В итоге регулярно посещающий одно из самых больших творческих пространств Желтышев и вовсе получил от него «ключи». Со второго курса молодой человек начал создавать свои объекты, отправлять их на конкурсы, а затем стал помогать студентам, которых направляли в этот творческий центр.

«Считается, что молодому дизайнеру трудно пробиться или найти изготовителя своих моделей, – делится своими рассуждениями Тарас в одном из интервью. – Но я работал в лаборатории и видел, как ученые для проведения эксперимента буквально «на коленке» из подручных материалов собирают нужный прибор. Так что я точно знаю: сделать можно все, что угодно».

В 2018-м молодой человек приехал в Москву на iSaloni с прототипом сферического стула Lymphochair, напоминающего формой лимфоцит. На месте ему объяснили, что это называется коллекционным дизайном, о существовании коего Тарас, по его признанию, до того даже не подозревал. На Collectible в Брюсселе этот же стул собрал немалое количество положительных отзывов, хотя, как было сказано выше, был прототипом, а не полноценном доработанным изделием. Для того чтобы привести его в состояние, годное для запуска как продукта, Желтышеву просто не хватало времени немалую его часть забирали небольшой бизнес по изготовлению гипсовых панелей и работа лаборантом в НИИ систем точной электроники.

МОСКВА

Для себя Тарас выстроил четкие границы между «предметным» дизайном и галерейным. Первый – это создание коммерческих, массовых вещей, которые легко впишутся в большинство интерьеров. В этой области непросто придумать что-то новое, поскольку куча людей уже давно бежит впереди тебя примерно в ту же сторону. Галерейный дизайн – вектор, который Желтышев избрал для себя. Его суть в создании уникальных вещей в единичном экземпляре или ограниченными сериями так, чтобы и производство становилось частью дизайнерской значимости. Можно сказать, это было создание полезных произведений искусства.

В 2019-м Тарас Желтышев перебрался в Москву и стал сотрудничать с российским мебельным производством Mrs Ruby. В итоге работы, созданные для этого бренда, выделились в специальную линейку Mrs Ruby Collections.

Одними из самых известных творений Тараса Желтышева можно считать все тот же стул «Лимфоцит» – пилотный предмет серии MicroWorld, похожую на ДНК лампу Plexus, светильник «Хрома» в виде хромосомы. В сотрудничестве с Mrs Ruby увидели свет немало предметов с отчетливыми анатомическими формами или отсылками к ним. Биоморфность дизайна многих своих произведений Тарас объясняет интересом к глубинной естественности. Это не только анатомия человека, но и ботаника, физика элементов, физиология, химия, гистология растений, животных, людей. Здесь, конечно, «передает привет» медицинское образование, пусть и неоконченное. Вместе с дизайнерской деятельностью развивается и художественная, главным результатом которой сегодня является арт-проект YOOMOOTA – мини-скульптуры, картины, постеры по одноименной параллельной вселенной.

В 2020-м году Тарас Желтышев стал лауреатом премии Elle Decoration Russia в номинации «Лучший дизайнер года».

В 2023-м – Желтышев вошел в состав жюри Международной профессиональной премии ADDAWARDS.RU для архитекторов, дизайнеров и девелоперов.

Prospect-sk № 54/2023

Дарья Шомахова

Автор материала

Дарья Шомахова

Дарья Шомахова