Персона

История в архитектуре: от лютеранской кирхи до филармонического оркестра

Прогулки по городу

Владикавказ – город многонациональный и многоконфессиональный. Этим фактом столица Северной Осетии не без основания гордится и в наши дни. Да и сто лет назад городская застройка отличалась большим числом самых разнообразных культовых сооружений. Среди них православные храмы необычной архитектуры, две мечети, две синагоги, польский костел и лютеранская кирха. О последней и пойдет речь в нашем повествовании.

Старинное здание бывшей кирхи находится в историческом центре Владикавказа на улице Миллера, в доме под номером 24. Сооружение имеет статус памятника архитектуры, в котором сегодня обосновался филиал Мариинского театра — Северо-Осетинская государственная академическая филармония.

Началом истории лютеранской кирхи принято считать ноябрь 1861 года, когда немецкая община официально попросила разрешение у властей Владикавказа на сбор пожертвований на строительство молитвенного дома. Высочайшее дозволение звучало так: «Выдать шнурованную книгу для записи пожертвований».

Поскольку немцев в те годы было немного, и самостоятельно земельный участок под строительство они приобрести не могли, то, спустя три года, у начальника Терской области на столе появилось другое прошение: «Проживающие во Владикавказе военные и граждане лютеранского исповедания, не имея здесь своей церкви, всякий раз при приезде пастора для совершения духовных треб встречают большие затруднения в приискании помещения, в котором бы все общество могло собираться для присутствования при богослужении. А потому у нас явилось искреннее желание построить себе на доброхотные пожертвования первоначально молитвенный дом, а со временем, когда при помощи божьей соберутся достаточные средства, и церковь красивой архитектуры».

Здесь стоит рассказать о том, откуда на Северном Кавказе и во Владикавказе, в частности, появились немцы. Исторически так сложилось, что с XVIII века Россия стала привлекательна для европейцев, желающих заработать и сделать карьеру. Немцы, к примеру, чаще всего становились учителями, занимались фармацевтикой или шли служить в армию.

Когда была основана крепость Владикавказ, в составе русских войск здесь появились военнослужащие иностранцы. Позже, благодаря развитию городской инфраструктуры и невысокой стоимости земли, Владикавказ стал домом для немцев мирных профессий: аптекарей, фармацевтов, преподавателей, квалифицированных рабочих и иных специалистов, занятых в сфере услуг. Также у «осетинских» немцев была своя колония в селении Михайловском, которая существовала с 1863 года. В то же время диаспора оставалась небольшой: к 1914 году она насчитывала около 560 немцев, подданных Российской империи. (Для сравнения: диаспора персов превышала 2000 человек в этот же период). Местные немцы преимущественно были лютеранами, которым требовалось собственное культовое сооружение.

Но вернемся к нашему повествованию. Итак, участок выделили, и в 1866 году там был возведен одноэтажный дом для молитв. Постепенно здание обрастало дополнительными пристройками, к примеру, приходским лютеранским училищем, которое сохранилось и после того, как появилась большая кирха.

27 марта 1911 года «Терские ведомости» сообщили об освящении вновь отстроенной евангелическо-лютеранской церкви. В народе здание, выполненное в готическом стиле, прозвали немецкой кирхой. Это название прочно закрепилось за этим зданием, и по сей день используется наряду с «филармонией». В те годы храм исполнял те же функции, что и любое другое культовое сооружение в городе: здесь молились прихожане, проходили богослужения, выписывались свидетельства о рождении и регистрировались браки.

Интересно то, что собственного архитектора у сооружения не было. По сути, оно построено по типовому проекту, который в те годы был распространен в России. Но для Северного Кавказа архитектура церкви в стиле «псевдоготика» была очень необычна. Да и теперь сравнительно небольшое здание, выполненное из добротного кирпича, выглядит притягательным и таинственным на фоне городской застройки. Его шпиль высотой 25 метров хорошо виден из разных точек центра города.

К сожалению, в 1930-е годы сооружение постигла та же участь, что и многие другие храмы: она была закрыта, но, к счастью, не разрушена. К этому времени в кирхе успели послужить только два пастора, один до 1917 года, другой — после. Сохранились имя и история первого пастора немецкого храма. По словам председателя североосетинского немецкого национально-культурного общества, его звали Эдуард Аксим. Известно, что, окончив обучение, он служил в Канаде, потом приехал на Кавказ, в Кутаиси, затем был переведен во Владикавказ.

Сейчас над порталом рядом с колокольней можно увидеть надпись на немецком языке: «Да пребудет с нами благодать Божья». Она была заштукатурена в 1930-е годы и открылась только во время реставрации 2016 года. Также во время реставрации строителями был найден простой металлический крест: не исключено, что его спрятали между балками в те трудные для всех храмов времена. Теперь крест висит внутри здания, рядом с макетом кирхи, как дань памяти ее истории.

После закрытия кирхи началась эпоха архитектурных «новоделов» как ее внешнего, так и внутреннего облика. Когда ее помещения отдали клубу Союза строителей, к зданию пристроили будку киномеханика для демонстрации фильмов. Позже оригинальный шпиль был разобран и переделан.

В 1944 году клуб стал «храмом искусства»: здесь разместилась Государственная филармония Северо-Осетинской АССР, которая образовалась на базе симфонического оркестра и иных творческих коллективов республики. В помещении с прекрасной акустикой понадобились дополнительное место для сцены, а для администрации и хозяйственных нужд – новые пристройки к зданию.

Тем не менее появление филармонии оказало огромное влияние на становление и развитие национальной симфонической музыки и привлекло многих композиторов, среди которых И. Габараев, Ж. Плиева, Т. Кокойти,

Л. Канукова, З. Хабалова, Д. Хаханов, А. Макоев. С филармонией сотрудничали певцы Мария Котолиева, Долорес Билаонова, Юрий Бацазов, Эмилия Цаллагова, Валерий Сагкаев. На ее подмостках выступали Святослав Рихтер, Тихон Хренников, Мстислав Ростропович, Эмиль Гилельс, Вероника Дударова, Валерий Гергиев.

С 1959 году симфонический оркестр филармонии возглавил народный артист РСФСР Павел Ядых, при котором оркестр стал одним из лучших в стране.

Можно сказать, филармония стала кузницей кадров ярких дарований для многих выдающихся театров мира, в том числе таких, как Большой и Мариинский театры.

Однако в 1990-е годы для филармонии (как здания, так и симфонического оркестра) наступили непростые времена. Под напором времени и финансовых проблем помещения ветшали, а лучшие музыканты и концертмейстеры разъехались по всему миру. В тот момент немецкая община Владикавказа подняла вопрос о возвращении зданию религиозного статуса. На что администрация города предложила построить равнозначное здание. Вот только осуществить это оказалось невозможно, как и привести кирху в порядок. По оценкам специалистов из Германии понадобилось бы 1,5–2 миллиона немецких марок! Но даже при всех благоприятных условиях немецкая община не смогла бы впоследствии содержать здание.

В самом же сооружении капитальный ремонт пытались проводить дважды, и в обоих случаях эти работы не выдерживали критики архитекторов. Ремонт требовался более сложный и дорогостоящий, с привлечением специалистов разного профиля.

В начале 2010-х годов сохранить филармонию помог дирижер, художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев: было принято решение о полномасштабной реставрации здания и реконструкции территории вокруг него, а бывший храм стал филиалом этого театра.

Работы затронули все сооружение: от фундамента до кровли. Все элементы конструкции и декора усилены и укреплены при помощи современных материалов. Также использован старый, «царский» кирпич в реставрации не только кладки стен бывшей кирхи, но и в возведении отдельного административного трехэтажного корпуса.

Кровлю филармонии накрыли медными листами: этот металл долговечен и более соответствует старинному зданию по стилю. Фасад здания освободили от уродующих пристроек советской эпохи, сохранили старинные витражные окна, отделали внутреннюю часть специальными породами дерева для улучшения акустики. Зал подготовили под звучание органа, который заказали во Франции, а акустикой занимался один из лучших в мире специалистов Ясухиса Тоета...

Предполагается, что после реконструкции в 2016 году сооружение открылось горожанам таким, каким когда-то было построено. Тем не менее некоторые эксперты остались недовольны результатами, указывая на недостатки проекта реконструкции и использованные материалы. Однако горожане искренне рады тому, что здание старой кирхи зажило новой жизнью и превратилось в украшение Владикавказа. Да и программа филармонии стала богаче на музыкальные события, яркие выступления и выдающихся гостей. Цены на выступления именитых артистов доступные, а потому в концертном зале редко остаются свободные места.

А еще у старой кирхи есть не только интересная история, но и любопытная легенда. Легенда о золотом кирпиче! Рассказывают, что при закладке здания немецкой церкви строители спрятали где-то слиток золота. На счастье, так сказать. Его искали чуть ли не весь XX век, но не нашли. Есть основания предполагать, что и не найдут вообще никогда. Почему? Строго говоря, что сейчас, что сто лет назад немецкая община во Владикавказе богатой не была: ее члены – честные труженики и преосвященная интеллигенция – золотыми слитками разбрасываться не могли. Кроме того, лютеранство – не то религиозное течение, которое терпимо относится к суеверию, даже в позитивном русле. Так что этот «золотой кирпич» – просто миф, который придумали люди. Просто так, чтобы интереснее жилось.

И все же у лютеранской кирхи счастливая история, несмотря ни на что.

Prospect-sk № 47/2020

Александра Кортунова

Автор материала

Александра Кортунова

Александра Кортунова