Персона

Прогулки по Кавказу

На страницах туристических буклетов любое место выглядит таинственно, экзотично и имеет привкус вашей заветной мечты. Согласитесь, Швейцарские альпы – это бренд. Кавказские горы в сознании многих лишь локальная достопримечательность. И хотя наш сервис заметно уступает европейскому, исходные данные у нас ничем не хуже. Только понять это мешает некоторая «зашоренность», классическое «где-то там трава зеленее», и представление о путешествиях как о чем-то сложном и с долгими перелетами. Набившее оскомину «лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал» выглядит преувеличением, когда ты живешь в окружении этих самых гор всю свою жизнь. Кажется, что мы там еще не видели?

Под самым небом

Мы, конечно, не инки, но и на Кавказе есть древние поселения, выстроенные в горах. Одно из наиболее впечатляющих – дагестанский аул Гамсутль, раскинувшийся на вершине горы Гамсутльмеэр на высоте почти 1,5 тыс. км над уровнем моря.

С высоты птичьего полета поселение кажется скоплением спичечных коробков, рассыпанных по склонам горы. Старые улицы переплетаются в неясные ручейки проходов, а в общем ансамбле угадываются дома, что сохранились чуть лучше прочих. Над дверными проходами кое-где все еще просматриваются важные для давно почивших владельцев знаки – арабская вязь или высеченная в камне Звезда Давида, но внутри стен уже властвует пышная растительность.

Считается, что Гамсутль почти ровесник Дербента и одно из трех старейших поселений страны. Предположительно сотни лет назад здесь располагался ханский дворец-крепость, на это указывает и само название поселения, которое переводится как «у подножья ханской башни». Вторую жизнь в Гамсутль вдохнул наш современник, пчеловод Абдулжалил Абдулжалилов, который вернулся в фамильное гнездо, спустя 20 лет после его опустения, в 70-х годах прошлого века. К несчастью, мечтам горца о возрождении родного аула не было суждено сбыться, и после его смерти в 2015 году Гамсутль опустел повторно. Но не будет преувеличением сказать, что это все еще одно из лучших мест на Кавказе для желающих ощутить дух живой старины.

Аул Гамсутль, Республика Дагестан
Аул Гамсутль, Республика Дагестан

Как в кино

Если вы пресытились высокогорными пейзажами, а развалины древних поселений не вызывают у вас большого интереса, можно прогуляться по пескам настоящей пустыни. Уникальное природное явление, бархан Сарыкум, располагается всего в получасе езды от Махачкалы. Это целая изолированная экосистема со специфической флорой, фауной и всеми атрибутами пустыни: жарой, раскаленными песками и песчаными бурями.

Температура на территории бархана даже в самые морозные зимы не опускается ниже +12°С, а летом и вовсе может доходить до фантастических +60°С. Это, конечно, не Сахара, масштабы значительно скромнее, но вы сможете ощутить на себе и испепеляющую красоту пустыни, и почувствовать себя героем романа «Дюна», и красноармейцем Суховым из классики советского кино «Белого солнца пустыни». К слову, некоторые эпизоды знаменитого истерна снимали как раз в песках Сарыкума.

Хотя бархан со стороны кажется небольшим, подъем по нему да по самой жаре может показаться вечностью. Нагретый песок и палящее солнце – не самые приятные попутчики, именно поэтому местные жители рекомендуют отправляться на Сарыкум на рассвете или на закате. Не стоит забывать и об осторожности: встреча с некоторыми обитателями бархана – скорпионами и ядовитыми змеями – может быть смертельной.

Бархан Сарыкум, Республика Дагестан
Бархан Сарыкум, Республика Дагестан

Почти Швейцария

Альпийские луга «как в Швейцарии» можно встретить практически по всему Кавказу, но если к цветочным полям, холмам и горным изломам прибавить высокогорное озеро, сходство порой становится почти фотографическим. Жемчужина на границе Чечни и Дагестана, озеро Кезеной-Ам, действительно выглядит маленьким близнецом озера Бриенц: такое же сочетание удивительной прозрачности и акварельной голубизны с щедрой примесью бирюзы.

В местных водах разрешено рыбачить с удочкой: здесь водятся окунь, сазан и уникальная для этих мест эйзенамская форель. Если вы не рыболов и не любитель пассивного отдыха и долгого созерцания, можно взять напрокат лодку или полетать на зип-лайне над акваторией озера. Плавать в Кезеной-Ам можно, но не каждый на это решится: даже в разгар лета температура воды в верхних слоях озера редко превышает +18°С.

В гостях у Снежной королевы

Вы когда-нибудь слышали о пещерах ледника Ватнайекюдль в Исландии? В недрах этого гиганта скрыты чудеса морозного зодчества, достойные Снежной королевы из сказки Андерсена. Ледяная шапка ледника тает, и во льдах образуются причудливые проходы, покрытые завораживающими узорами. Увидеть потрясающее природное явление в миниатюре можно у нас на Кавказе. В сердце тающего ледника Алибек, расположенного в Тебердинском заповеднике Карачаево-Черкесии, есть похожая пещера: почти прозрачный рельеф ее сводов с пузырчатыми впадинами и острыми пересечениями ледяных граней никого не оставит равнодушным.

А еще неподалеку от Алибека можно понаблюдать, как вырвавшаяся из его недр влага образует одноименный водопад. Разбиваясь о скалы, вода пенится, обволакивает камни молочными потоками и легким туманом брызг уносит сердце ледника по склонам гор.

Ледник Алибек, КЧР
Ледник Алибек, КЧР

Потоком прямо с неба

Помнится, раньше в Осетии часто шутили, что нам нужен свой Питер Джэксон, который смог бы прославить наши края в каком-нибудь фэнтезийном эпике вроде «Властелина колец». С возрастом стало ясно, что такая реклама нам вряд ли грозит, но если бы кто-то взялся снимать наши горы, безусловно, я бы рекомендовала долину Мидаграбинских водопадов.

Смею сказать, что местные пейзажи не уступают красотам Новой Зеландии. А Большой Зейгелан и новозеландский водопад Сазерленд не всегда различает даже Google: при съемке сверху они совершенно не похожи, но на общих фотография умудряются запутать незадачливых любителей гор.

Красота самой Мидаграбинской долины в сочетании с полусотней больших и малых потоков воды, срывающихся с головокружительной высоты, – зрелище, достойное кинопленки. И, конечно, снимать все это, как и осматривать, лучше всего в разгар лета: пульсирующие водопады предстают во всей красе лишь в сезон обильного таяния ледника Зейгелан, из которого они все берут свое начало.

На пике

Гора Эльбрус для Северного Кавказа – это почти как Фудзияма для Японии: главный символ и место притяжения романтиков, туристов, и иногда авантюристов. Правда, в отличие от нас, японцы чаще заняты созерцанием главной вершины своей страны, нежели попытками ее покорить. Говорят, в японских школах этому искусству даже посвящен отдельный предмет – «Созерцание Фудзиямы». Последовать примеру наших восточных соседей и полюбоваться видом на главную вершину Кавказа и всей Европы можно на плато Канжол в Кабардино-Балкарии. Здесь открывается потрясающий панорамный вид на Эльбрус, а сходство с Фудзиямой достигает своего пика.

Летом многие предпочитают оставаться на Канжоле с ночевкой: под вечер небо над плато расцветает буйным цветом в лучах закатного солнца, а ночью мириады звезд освещают вид на двуглавый Эльбрус. Если вы тоже решитесь так встречать рассвет, лучше подготовьтесь как следует: ночи здесь холодные, поэтому стоит запастись теплыми вещами и дровами для костра.

Плато Канжол в КБР
Плато Канжол в КБР

Prospect-sk № 52/2022

Зарина Цагараева

Автор материала

Зарина Цагараева

Зарина Цагараева