Персона
#proпсихологию. Виктория Цокова
Зачем ребенку психолог, и как детские психологи помогают самим родителям?
Виктория Цокова – кандидат экономических наук, доцент, руководитель сети частных детских садов «Babyboss».
Здесь к месту вспомнить мою любимую английскую пословицу: «Не воспитывайте детей, а воспитывайте себя». Многолетние наблюдения практикующих психологов из разных стран подтверждают, что в 70-80% случаев причины психологических проблем детей нужно искать именно в семье. Важно обратить внимание родителей на самих себя. Вспомнить, как строились их отношения с папами и мамами в детстве, и какие они сейчас. Порой этот процесс очень глубокий и достаточно болезненный, тем более в условиях почти полного отсутствия культуры обращения к психологу. В России, а тем более в кавказских республиках, менталитетные особенности и социальное давление часто выводят обращение к психологу за рамки допустимого поведения. Визит к психологу может вызывать как минимум смех, а как максимум агрессию, ведь до сих пор крепок стереотип, что занятия с психологом – это удел неудачников, хотя на самом деле, все с точностью до наоборот.
И совсем не удивительно, что такой уровень понимания роли психолога в жизни человека и общества – питательная почва для развития самых разных психологических проблем как у взрослых, так и у детей. Эти проблемы далеко не всегда связаны с нарушениями психоречевого развития. Повышенная тревожность, агрессивность, склонность к аутоагрессии, неумение выстраивать коммуникацию со сверстниками, требование постоянного внимания от педагога – эти симптомы могут присутствовать и у абсолютно нормотипичных детей. Поэтому родителям так важно прислушиваться к ребенку, отслеживать изменения его поведения и с помощью специалиста повышать свою психологическую грамотность.
К сожалению, нельзя не сказать, что в последнее время действительно больше детей дошкольного возраста с нарушениями психоречевого развития, а также более сложными нарушениями в когнитивной и эмоционально-поведенческой сферах. В подобных случаях психолог разрабатывает специальную коррекционную программу, направленную на развитие и формирование дефицитарных функций.
У меня часто спрашивают, в чем заключается работа психолога в детском саду? Одной из главных задач является выявление отклонений от возрастной нормы и препятствий в развитии детей. Специалист определяет деструктивные факторы и оказывает психокоррекционную, реабилитационную и консультативную психологическую помощь. Он определяет уровень психического развития ребенка, при необходимости проводит психолого-педагогическую коррекцию, а также действенно и дипломатично помогает детям, родителям и педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
Помните: каждый взрослый человек, ставший родителем, однажды стал им впервые. А значит, каждый из вас взял на себя новую роль, которую практически невозможно выучить заранее. Если вы не знаете, как правильно реагировать на поведение или возрастные изменения ребенка, какие-то его слова вызывают у вас тревогу или вы просто сомневаетесь, как поступить в той или иной ситуации, – не бойтесь обратиться к специалисту. Психолог подсветит проблему изнутри, поможет вам посмотреть на нее со стороны, вернет вас к вашим чувствам, проведет по лабиринтам вашей же души и послужит той спасительной нитью Ариадны, держась за которую, вы найдете выход из любой ситуации.
Prospect-sk № 52/2022