Персона
Была столица, стала станица
Все случилось куда прозаичнее: Екатериноград был «разжалован» и превратился из города в обычную станицу. Мы решили прокатиться в бывшую столицу края и рассказать, что еще там можно найти интересного в наши дни, а то привыкли, видите ли, ездить за историей и красотой вверх – в горы, но ведь есть и равнинная часть республики, где тоже немало истории и живописных пейзажей.
Путешествие
Станица Екатериноградская существует по сей день. Она расположена в Прохладненском районе КБР, занимает примерно 116 квадратных километров, и проживает в ней чуть больше 3300 человек. Причина довольно низкой плотности населения в том, что почти 90% земель станицы – сельхозугодья. В советское время это были площади процветающего колхоза, но сегодня и он находится не в лучшем состоянии. Поедем мы в станицу за Триумфальной аркой конца XVIII века и собором середины XIX века, а по пути поищем и найдем живописные природные объекты для фотографий.
Екатериноградская находится в 57 км от Нальчика – это если по прямой, но, как известно, прямых дорог никто не прокладывает, так что ехать на машине примерно 70 км или 1 час 20 минут с учетом попутных сел и одного города. Приблизительно такое время нам отмеряют навигаторы. По факту же ехать в Екатериноградку можно сколько угодно долго. Нет, с дорогами здесь все прекрасно, просто, задавшись целью найти интересные панорамы, можно, например, останавливаться в полях, а можно и у популярного замка, построенного не так давно одним состоятельным виноделом.
Первая наша остановка как раз у этого замка, спроектированного в романском стиле XI–XII веков. Если выезжать из Нальчика по ул.Кабардинской, переходящей в Прохладненское шоссе, скоро вы окажетесь в Герменчике. Проехав его, сразу справа заметите поле, за которым возвышается замок. Здесь вас поджидает круговое движение, но чтобы попасть к достопримечательности, надо свернуть вправо, совсем немного не доезжая до круга.
Итак, добро пожаловать в Шато Эркен – не средневековый замок. В том, что это новострой, вы убедитесь, как только сможете рассмотреть современную черепицу, спутниковую антенну и кондиционеры. Однако это место все равно весьма харизматичное, туристы любят посещать здешние винодельню и винный погреб (с дегустацией, естественно), а фото на фоне остроконечных башен и зубчатых стен получаются прекрасные в любое время года. Зимой здесь частично замерзает озеро, весной в соседнем лесу цветут одуванчики, летом – пышная зелень и красота, а осенью – желтые листья и тоже красота. Имейте в виду, въезд на территорию платный – 50 рублей с человека. Оставив автомобиль на стоянке слева от ворот, можно погулять вокруг озера, посмотреть на уток и, если повезет, на лебедей. Еще на территории Шато Эркен есть ресторан, но работает ли он, стоит уточнять на въезде.
Нагулявшись вокруг замка, можно двигаться дальше. «Круговое движение, первый съезд», – подскажет навигатор и будет прав. После Шато нужно держаться главной дороги. Какое-то время здесь не будет связи. Следующая возможная остановка – это рынок Сарский. Он находится практически на въезде в Прохладный перед мостом через реку Малка. Фотографироваться там не предлагают, зато предлагают овощи и фрукты по привлекательным ценам. Поскольку кафе в Екатериноградке нет, в Шато Эркен вы вряд ли поели и провиант, вероятно, с собой не брали, здесь можно приобрести что-то съестное. Если же рынок вас не интересует – просто едем дальше.
За мостом вас ждет развилка. Налево пойдете – к центру Прохладного попадете, а нам сейчас туда не надо, направо пойдете – правильно сделаете. Недолго петляя по главной дороге, вы обнаружите, что справа от нее раскинулось внушительных размеров камышовое поле. И здесь стоит остановиться и погулять. При уверенности в клиренсе своего автомобиля и водительских навыках к полю можно скатиться и на машине. Особого экстрима там нет, но спуск часто размывает, так что риски лучше оценить заранее.
Камыш в этом поле вымахал выше человеческого роста, а дорожек между зарослями – целый лабиринт, одна даже ведет к закрытой территории с небольшим водоемом. Бродить здесь можно долго, тем более что связь тут ловит отлично – стримь в удовольствие прямо с места событий, а с виду кажется, что вы в абсолютной глуши. Поблуждав, но, не заблудившись, возвращайтесь на асфальт. Вновь держитесь главной дороги и ориентируйтесь по указателю на Моздок. Выехав из того, что, если верить табличке, все еще было Прохладным, вы обнаружите себя в полях, только уже не камышовых. Точнее, справа от вас будет железная дорога, а слева – поля. И вот здесь надо смотреть в оба, потому как в полях этих степенно разгуливают цапли: белые большие и серые маленькие, по одной и группами, высокомерно шагают, летают, что-то клюют. Красота. Нашли цапель – ура. Нет – все равно ура: вы почти приехали. Свернув направо через железную дорогу, только не в Приближную, а в Екатериноградскую, езжайте прямо и выкатитесь к арке.
Пункт назначения
Окунемся с вами в нескучную историю нашей бывшей столицы, а ныне – станицы. В 1777 году на территории современного Прохладненского района появились крепость Екатерининская и при ней казачья станица. Не то чтобы расположение у крепости было каким-то особенно выгодным или удачным. Просто здесь жил-служил генерал-поручик Павел Потемкин. И был это не какой-нибудь случайный Потемкин, а племянник того самого фаворита императрицы Екатерины II Григория Потемкина-Таврического. Желая императрице польстить, Павел Потемкин устроил себе резиденцию в Екатерининской и преобразовал ее в город Екатериноград в 1783 году.
С таким тяжеловесным бэкграундом все у города шло прекрасно, и в 1785-м на въезде в Екатериноград устанавливают триумфальную арку. Причем строят не просто так: она становится официальным началом Военно-Грузинской дороги, о чем, как писали очевидцы, уведомляла имевшаяся на воротах арки надпись. К слову, считается, что подобных арок в России сегодня осталось всего три – в Питере, в Москве и вот здесь, в Екатериноградке.
Как бы то ни было, но Потемкин прожил в Екатеринограде недолго. С его отъездом город стал постепенно угасать, сначала превратившись в уездный (1790), потом в заштатный (1802). В 1822-м он и вовсе лишается городского статуса и превращается в станицу. Дело, конечно же, в том, что, как мы говорили, расположение города удачным не было – до стратегически важных районов Кавказа далеко, до фронтов Кавказской войны тоже. Крепость за ненадобностью постепенно разрушалась, хотя старики говорят, что еще в 50–60-е годы ХХ века остатки стены были видны, а кое-где находили старинную казачью утварь. Сегодня ни стен, ни утвари не найти. Разве что в местном музее. Правда, чтобы в него попасть, надо заранее договориться с директором.
На этом месте можно подумать, что интересные исторические факты о бывшей столице Кавказа закончились, но нет, есть еще кое-что.
Например, слева от арки есть памятник героям Великой Отечественной войны, по досужим разговорам, сделанный из памятника Ленину. Определенное портретное сходство, конечно, есть, но, сколько правды в этой байке, вряд ли кто-то может сказать точно. Сомнительно, чтобы запуск памятников вождю на запчасти был распространенной народной забавой советского времени. Кстати, сам Ленин в станице тоже есть – влево от арки уходит улица его имени, и, как положено, в районе станичной администрации возле местного МФЦ стоит Ильич. Рядом с ним иногда неспешно пасутся коровы.
Здесь же, немного в глубине, возле администрации Екатериноградки находится собор середины XIX века, о котором мы говорили в самом начале. Появление этого собора связано с еще одним казусом, который при всем желании не получится не связать с известным фразеологизмом «потемкинская деревня».
Через 17 лет после потери городского статуса станица оказалась на пути императора Николая I. Рассказывают, что память у императора была феноменально цепкой, он не забывал ничего из принятых решений. И вот, проезжая в 1839 году по станице Екатериноградской, он упорно искал что-то взглядом. Не обнаружив предмета своего интереса, он спросил, где же тот собор, на строительство которого он некогда давал 40 тысяч рублей. Безусловно, деньги тут же нашлись, а собор быстренько построили. Правда, на стройматериалы пустили большую часть домов, возведенных еще во времена Павла Потемкина.
Однако старых домов, потемкинские они или нет, в станице немало. К сожалению, многие из них заброшены, а некоторые даже не заперты. Если у вас есть свободное время, можно покататься по улицам, разглядывая резные ставни и наличники, выискивая годы постройки и инициалы на стенах – устроить своеобразное знакомство с уходящей в вечность эпохой.
Жизнь в станице сложно назвать бурной. Редкие прохожие, редкие велосипедисты, пара-тройка автомобилей – скорее всего, это будут все екатериноградцы, которых вы увидите. С животными, как ни удивительно, обстоит немного иначе – дружелюбные собаки, спешащие по важным делам котики, мирно щиплющие траву на центральной улице буренки и трепетные барашки где-нибудь на самой окраине. На обратном пути вас ждет прекрасная дорога в закат – она гарантированно подарит вам время на молчаливые размышления о превратностях судеб – людских и городских.
Prospect-sk № 53/2023