Персона

Сослан Дидаров

Рассказывая об этом человеке, хочется по возможности избежать оценочных суждений и дать читателю, не знакомому с личностью Сослана Дидарова, возможность самостоятельно сложить представление об этом молодом политике. Понять и принять его философию, или же не принимать. Поддержать его полностью, или выразить одобрение каким-то определенным поступкам. Наверное, это стремление к непредвзятости продиктовано и тем, что наш герой сам всегда старается быть объективным и ищет истину, которая, как известно, где-то посередине.

Честный игрок. Сослан Дидаров

– В ком-то из нас с детства заложено обостренное чувство справедливости, а у кого-то оно вырабатывается по стечению жизненных обстоятельств в юности или в зрелом возрасте. У меня эта потребность с малых лет, что могут подтвердить и друзья, и родные. Во многом это, конечно, плюс, но часто оборачивается и минусом, потому что создает немало проблем как в целом по жизни, так и для моего внутреннего состояния, мироощущения, здоровья. Это все сказывается на человеке, и это нелегко. Кто разделяет мои чувства, понимает, о чем я говорю.

Но ты же находишь поддержку в семье, среди друзей?

– Да, однозначно, это и помогает двигаться дальше. Раньше, когда я острее на все реагировал, близкие пытались меня успокоить, говорили, что несправедливость существовала всегда, и просили меня менее эмоционально все воспринимать. Но мои родители и сами неравнодушные люди, особенно мама. Она – педагог и с детства учила меня так называемому правильному восприятию мира.

Ему всего 27. А, может, и уже 27. Смотря, по какой шкале вести счет. За плечами юридический факультет, в процессе – аспирантура по направлению «Политология». Большую часть жизни он отдал самообразованию. Собирается ли Сослан Дидаров останавливаться на достигнутом? А вы можете остановить реку? Даже если течение потока исчезнет в море, она все равно продолжит свое движение благодаря круговороту воды в природе.

Сослан, почему ты в политике и почему рядом с Арсеном Фадзаевым?

– Как мне кажется, любая общественная деятельность или активная гражданская позиция не может не привести человека в политику. Тем более что политика всегда вокруг нас, и если ты не занимаешься политикой, то она занимается тобой – это классическое правило всегда работает. Думаю, что мой путь в эту сферу был предначертан. Когда я окончил бакалавриат, разные люди и разные политические партии предлагали мне примкнуть к ним. Но и на тот момент, и сейчас фигура Арсена Фадзаева в Осетии лично для меня – самая сильная по многим параметрам. Его человеческие, личностные качества, политические навыки и вся его деятельность направлены на то, чтобы помочь как можно большему числу людей, направлены на созидание.

Когда в 2017 году я переехал в Москву, так получилось, что жил в доме у Арсена Сулеймановича вместе с его семьей. Я видел его и на утренней зарядке, и вечером по дороге домой, слышал, о чем говорит этот человек, когда на него не направлены камеры. И знаете, все его повседневные мысли так же полны переживаний за народ, как если бы он их транслировал на публику. Он всегда старается найти возможность помочь республике, он «болеет» Осетией, и меня как патриота это не могло не зацепить, поэтому я и выбрал его в качестве своего старшего и наставника.

Сослан, а часто приходится идти на компромисс со своими принципами?

– Вообще никогда! Я особенно благодарен Арсену Сулеймановичу и думаю, что такого больше нет ни в одном политическом объединении, за нашу изначальную установку: каждый говорит то, что думает, и голосует так, как он хочет. За два года в качестве депутата городской думы Владикавказа, будь это законы, за которые я не голосовал, или темы, по которым выступал, я ни разу не пошел против собственного желания. Если ты считаешь справедливым голосовать «за» или «против» чего-либо, не оскорбляя никого в рамках политкорректности, то ты можешь самостоятельно принимать решения, ни с кем их не согласовывая. Все мои выступления – это мой личный, субъективный взгляд, который иногда может и не нравиться руководству партии.

В начале своего политического пути я дал себе слово, что если когда-нибудь придется пойти против своих взглядов, то в этот момент мне нужно будет уйти из политики. Для меня важнее всего самоуважение и мое внутреннее состояние. В чем ценность жизни, в которой ты предал свои идеалы?! Но при всем этом я объективно понимаю, что чем дальше иду, тем вероятность таких ситуаций возрастает.

Ты веришь в честную политическую игру?

– Я верю в то, что кто-то отдельный может играть честно, но в то, что сама игра честная, – не верю. Это равнозначно тому, что ты садишься за карточный стол с шулерами и пытаешься играть честно, соблюдая свои правила. Но ведь такая игра изначально предполагает победу того, кто владеет всякими махинациями, и в картах не выигрывает честный игрок. Если это происходит – это исключение, стечение обстоятельств и большая удача.

Раз уж мы заговорили об играх, ты помнишь, во что играл в детстве?

– В футбол, не считая дворовых игр с ребятами – «казаки-разбойники», прятки. Но футбол мы любили больше всего, на поле недалеко от нашего двора мы проводили целые дни.

Сослан, многие в Осетии были свидетелями твоей общественной деятельности, которая, как ты говорил, и привела тебя в политику. А каким поступком ты гордишься?

– Очень сложный вопрос. Я не могу вот так взять и назвать что-то определенное. Хочу надеяться, что такой поступок еще впереди, а пока я горжусь тем, что не совершал поступки, за которые было бы стыдно. Думаю, это важнее.

На какой теме ты бы никогда не стал, как сейчас любят говорить, делать свой пиар?

– Мы живем в такое время, в котором, если какая-то тема не получает общественного резонанса, то проблема остается нерешенной. А огласка – толчок к решению вопроса. В принципе, само слово «пиар» ведь не имеет того негативного оттенка, каким его наделили сегодня. Я не люблю, когда о человеке, который начинает заниматься каким-то вопросом с желанием помочь, говорят, что он пиарится. Вполне возможно, он делает это и для каких-то своих целей, но если вместе с этим удается решить проблему или обратить на нее внимание тех, кто может ее решить, то какая разница?! Здесь важно понимать, что пиар часто бывает необходим, чтобы сдвинуть решение с мертвой точки, поэтому однозначно перечислить запрещенные темы сложно.

Давай представим ситуацию, что в один момент раз и навсегда перестали работать популярные соцсети. В этом случае как бы ты рассказывал людям о своей деятельности и доносил свои убеждения?

– У нас есть традиционные средства массовой информации, и без Интернета они вновь обрели бы сумасшедшую популярность. Люди всегда найдут, откуда получить информацию, они уже привыкли к ее потоку, порой даже чрезмерному и ненужному. Источники – телевидение, газеты, радио, или же сарафанное радио – нестареющий вид «СМИ», особенно в маленьких национальных республиках: за 2–3 дня здесь можно любую тему сделать обсуждаемой. Но, безусловно, это было бы намного сложнее, в такие моменты понимаешь важность Интернета в нашей жизни.

Как показала последняя предвыборная кампания, достаточно много молодых людей хотели бы лично с тобой познакомиться. А с кем хотел бы общаться ты?

– Думаю, в каждой сфере найдутся личности, с кем бы мне хотелось пообщаться, услышать их мнение по определенным вопросам. Почему-то мне на ум в большей степени приходят имена ранее живших людей. Наверное, потому что все великие открытия были сделаны в прошлые века. В первую очередь хотелось бы послушать античных философов, подискутировать с ними. С огромным удовольствием пообщался бы с Исааком Ньютоном, Галилео Галилеем, Альбертом Эйнштейном и Николой Теслой. Из современных светил научной мысли мне бы хотелось поговорить с Жаком Фреско. Я прослушал на Ютубе почти все его лекции. Хотелось бы встретиться с профессором Татьяной Черниговской, которая исследует работу нашего мозга, у нее тоже много интересных лекций на том же Ютубе. Когда их слушаешь, возникают разные уточняющие вопросы, но задать их нет возможности. Очень интересно было бы поговорить с Илоном Маском, выслушать его представления о нашем ближайшем будущем и устройстве мира, потому что этот человек буквально за несколько лет совершил революцию в исследовании космоса.

Из мира политики – основного для меня, пожалуй, считаю самым интересным собеседником нашего президента. Причем абсолютно для всех, вне зависимости от личных взглядов или субъективных оценок. Нельзя отрицать масштабность фигуры Владимира Путина для всего мира. Поэтому он первый в моем списке из ныне живущих, причем поговорить с ним хотелось бы не на камеру, а тет-а-тет. Из деятелей прошлых эпох, наверное, с удовольствием пообщался бы с Нельсоном Манделой. История становления его личности и судьба меня потрясли – буквально недавно мне довелось прочитать его автобиографию.

Не сотворяя кумиров, выбирать правильные ориентиры. Брать в пример тех, чей жизненный путь – образец созидания, неравнодушия, целеустремленности, умения побеждать и деятельного патриотизма. Пока что у Сослана Дидарова получается четко следовать бессмертному завету: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

К тебе часто обращаются с просьбами. Умеешь ли ты говорить «нет»?

– Это тяжело. Когда ты можешь сказать «да», ты всегда должен говорить «да». И когда есть хоть малейшая возможность в чем-то помочь, я никогда не отказываю. Если вопрос за гранью моих возможностей, я обращаюсь к Арсену Фадзаеву. Но если просьба объективно нерешаема, то, к сожалению, приходится говорить и «нет», объяснив человеку, почему так и, если возможно, направив его на другой путь.

Когда слова не расходятся с делом – это признак не столько настоящего политика, сколько настоящего мужчины. Какими еще качествами, на твой взгляд, он должен обладать?

– Безусловно, человек должен отвечать за свои слова. Еще он должен обладать чувством справедливости – для меня это одно из ключевых понятий. Еще это, безусловно, порядочность – для мужчины вдвойне важно быть честным, потому что он несет большую ответственность перед обществом. Наверное, это благородство и то, что объединяет все эти качества – доброта. Это такое уникальное явление, которое почему-то многие в мужчине принимают за слабость. Для меня, наоборот, проявление доброты, щедрости души – показатель сильного человека. Думаю, это все те качества, которые испокон веков делали мужчину мужчиной.

Щедрость – это действительно хорошее качество. Особенно, когда есть чем делиться. Но вот о чем я подумала: политика – это же вообще не про деньги. В то же время от людей со статусом всегда ждут каких-то особых финансовых проявлений. Как ты собираешься решать такие вопросы?

– История знает немало выдающихся государственных деятелей из простых семей, которые никогда не клали в карман бюджетные деньги, но при этом старались делать все, чтобы люди могли повысить качество своей жизни. При этом мы видим, что бизнес тесно сросся с властью, и государство с предпринимательством созависимы – это необратимый процесс. Поэтому все чаще люди у власти – это бизнесмены, но в большинстве случаев это играет с ними злую шутку. Задача любого бизнеса – расширяться и приносить больше прибыли. Когда человек приходит к власти, у него открывается больше возможностей. Но удобно усидеть на двух стульях не получится: одна из сфер в любом случае просядет. С другой стороны, в политику может прийти действительно талантливый управленец, но без собственного капитала. Сегодня реалии таковы, что политику часто приходится доставать деньги из своего кармана для решения каких-то вопросов. И, безусловно, хочется иметь возможность, помимо того, чтобы решать какие-то остросоциальные проблемы и приковывать к ним внимание чиновников, просто дать человеку деньги, чтобы он решил свой вопрос. Но дело в том, что из своих 27 лет, ровно 20 я посвятил образованию, 9 из которых – получению высшего образования, причем учился максимально на «отлично» и направил все свои ресурсы на получение знаний. Поэтому у меня не было времени на то, чтобы придумать и реализовать какой-то бизнес.

Мы снова свели разговор к политике, надо менять тему. Сослан, а как ты думаешь, ты будешь хорошим мужем?

– Сначала хотел сказать, что не знаю, но ведь интервью может прочесть будущая жена… Если без шуток, я думаю, что на самом деле буду хорошим мужем, в плане отношения к своей половинке, к семье. Для меня семья всегда на первом месте – это самое главное в жизни человека. Конечно, при своей занятости я редко бываю дома и это, наверное, единственное, о чем я переживаю. Но мне хочется верить, что я буду находить достаточно времени для своих родных. Я – семейный человек, верный во всех отношениях.

«Мы живем в такое время, в котором, если какая-то тема не получает общественного резонанса, то проблема остается нерешенной. А огласка – толчок к решению вопроса. В принципе, само слово «пиар» ведь не имеет того негативного оттенка, каким его наделили сегодня. Я не люблю, когда о человеке, который начинает заниматься каким-то вопросом с желанием помочь, говорят, что он пиарится. Вполне возможно, он делает это и для каких-то своих целей, но если вместе с этим удается решить проблему или обратить на нее внимание тех, кто может ее решить, то какая разница?!»
Сослан Дидаров

Хотелось бы услышать твое видение: как бы ты презентовал Северную Осетию, не используя пироги и горы?

– У нас настолько гостеприимные люди и такое количество достопримечательностей, что ассоциативный ряд с республикой действительно может быть намного шире. Я бы, например, сказал, что это родина выдающихся людей. Взять того же Иссу Плиева – единственного человека, который, не будучи руководителем страны, носил ядерный чемоданчик и мог в любой момент нажать ту самую кнопку. Это Юрий Кучиев, который первым в мире в надводном плавании достиг Северного полюса. Это Ахмат Гассиев, который первым встретил Юрия Гагарина после полета в космос. Это Гогки Токати – выдающийся ученый, один из созидателей современной космонавтики, стоящий у истоков создания сверхзвукового самолета «Конкорд». Это Вероника Дударова – первая женщина-дирижер. Список можно долго продолжать известными именами, в том числе и наших современников, которые прославляют нашу республику не только в рамках Отечества, но и всего мира. В первую очередь наша Родина для меня – это люди. Достопримечательности, памятники природы, интересные места, национальная кухня – это все важно и интересно, но второстепенно.

Портит ли власть людей? Заставит ли политика рано или поздно поступиться своими принципами? На эти вопросы лучше не отвечать заранее, но перед каждым своим поступком думать о том, что завтра тебе придется подавать руку, чтобы поздороваться со своими друзьями, соседями, родственниками…

Сослан, завершая нашу беседу о жизненных принципах, патриотизме и мужских качествах, спрошу: победа любой ценой или поражение, зато честное?

– Поражение, зато честное. Однозначно. Если поражение честное, это намного достойнее, чем победа любой ценой. Тем более что и победитель знает, что результат нечестный, и вокруг тоже все это знают. И такая победа, чего бы она ни касалась – личной жизни, учебы, спорта или политики, – обесценивается в любом случае. Хочется верить, что человек наедине с собой занимается самоанализом, и если он понимает, что где-то что-то получил незаслуженно, мне кажется, с этим жить очень тяжело. Я бы, по крайней мере, такого не хотел. А когда поражение нечестное – это лучше вдвойне: и ты, и окружающие видят, что ты выиграл, но руку тебе не подняли. Осознание того, что общество все понимает, – намного важнее.

Prospect-sk № 51/2022

Мадина Макоева

Автор материала

Мадина Макоева

Мадина Макоева