Персона

Стекло: бессмертное и незаменимое

Стекло – совершенно привычная и необходимая вещь в нашей повседневной жизни. С помощью него мы пьем, едим, работаем, двигаемся и даже изучаем свой мир и вселенную

Стекло: бессмертное и незаменимое

Именно этот прозрачный материал сочетает в себе несочетаемые качества: хрупкость и силу, текучесть и твердость, легкость и несокрушимость. Но стекло таит в себе не только функциональность, но и конструктивную мощь, эстетическую красоту; это истинное детище человеческой цивилизации, ставшее необходимым в каждом интерьере. однако так было не всегда…

История стекла насчитывает около 5 000 лет, при этом вулканическое стекло – обсидиан, – произведенное самой природой, использовалось еще в Каменном веке для обработки режущих инструментов. А поскольку обсидиан встречался редко, то вскоре приобрел ценность в торговле. Искусственное же стекло, по археологическим данным, впервые было произведено на сирийском побережье, однако на первенство также претендуют Месопотамия и Древний Египет. Большая часть древнейших изделий из стекла была найдена на берегах Нила, но возможно, что некоторые из этих изделий были ввезены в Египет.

В позднем Бронзовом веке в технологии изготовления стекла произошел резкий скачок: появляется цветное стекло, из которого делалась посуда, иногда с инкрустацией из полудрагоценных камней. Создание таких предметов было трудоемким процессом, поскольку добиться высоких температур в печах пока не получалось, и стекло не было текучим и податливым. К примеру, для изготовления египетского и сирийского стекла использовалась сода, которая производилась из углей нескольких видов древесины. Затем сосуды делали, накручивая пластичные стеклянные волокна вокруг формы из песка и глины, насаженной на металлический стержень. После этого, многократно нагревая стекло, добивались того, чтобы волокна сплавились между собой. Таким же образом наносили орнамент, накладывая полосы цветного стекла на готовый сосуд. Под конец глиняная форма разрушалась, а стержень убирали из изделия.

Известно, что к XV веку до н. э. в Передней Азии, на Крите и в Египте производство стекла уже было поставлено на поток, но, тем не менее, эти технологии держались в строжайшем секрете государственной важности, а изделия были доступны только привилегированным слоям общества. В других же странах стеклоделие состояло лишь в обработке заранее приготовленного стекла, которое импортировалось в виде слитков. Можно сказать, что каждая древняя цивилизация изобретала свои способы производства и работы со стеклом. Например, в Индии, Корее, Японии найдены стеклянные изделия, возраст которых относится к 2000г. до н. э. Однако только в V–III вв. до н. э. в Китае стеклянные изделия появляются в большом количестве, в том числе бусы с «глазовидным» узором и специфическим химическим составом.

В IX веке до н. э. произошло событие в истории стеклоделия: было изобретено бесцветное стекло. А в 650 году до н.э. появилось первое «пособие» по производству стекла на табличках, хранившихся в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала.

В период расцвета древнегреческой цивилизации технологии стеклоделия развивались, что позволило производить стеклянные изделия большого размера, а также смешивать стекла нескольких цветов так, чтобы получалась мозаичная структура. Тем не менее в этот период бесцветное стекло начало цениться выше цветного, а потому технология его производства постоянно совершенствовалась.

И все же расцвет стеклоделия наступил в период Римской империи, когда человек научился выдувать стекло и придавать стеклянным предметам желаемую форму и размер. Римляне варили стекло в специальной печи, сложенной из камня, и поэтому им удавалось получать более высокие температуры, при которых стекло плавилось, превращаясь в ослепительно сияющую жидкость. Первые стекловарни были устроены при Цезаре в Риме, тогда же возникла и мозаика. В результате, к концу I в. н. э. появились оконное литое стекло и стеклянные пластинки для облицовки стен. Листовое оконное стекло считалось роскошью и использовалось для заполнения оконных переплетов церквей вплоть до конца XII века. Однако еще довольно долго дома богатых римских патрициев были снабжены слюдяными окнами.

В начале I в. н. э. опять произошел прорыв в истории стекла: один римский мастер создал длинную и тонкую железную трубку с небольшим расширением с одной стороны и деревянным мундштуком с другой, чтобы защитить губы от ожога. Это простое изобретение используется до сих пор в производстве стеклянных изделий. В результате искусство стеклоделия в Древнем Риме вознеслось на небывалые высоты. Одним из выдающихся образцов той эпохи является Портландская ваза, которая хранится в Британском музее.

Да и вообще Древний Рим изобиловал разнообразными новшествами, в том числе и в этой области, но не все из них дошли до наших дней. Например, есть история о том, как при императоре Тиберии один мастер изобрел небьющееся стекло. И что, как вы думаете, сделал правитель? Он казнил изобретателя, так как решил, что из-за этого открытия стекло может сильно подешеветь, и римская казна потеряет налоги от производства прозрачных изделий!

После падения Римской империи в конце V в. центр стеклоделия переносится в Византию, где была освоена выплавка цветного непрозрачного стекла, смальты для мозаики, которая заменила каменную мозаику. А в 686 г. н. э. были созданы первые витражи из стекла, которые стали популярны в Европе в Средние века. Постепенно в жилых домах знати начали появляться окна с крестообразным переплетом, который символизировал крестное знамение и, как считалось, оберегал здание и его жителей от несчастий. Лучше всего техника стеклоделия была освоена в Чехии, где научились варить стекло, которое по своей чистоте, прозрачности, блеску и твердости превосходило все ранее известные изделия из стекла. Это так называемое калиево-кальциевое силикатное стекло, полученное в Чехии в конце XVII в., известно всем как «богемский хрусталь». В отличие от легкоплавкого стекла, которое обрабатывалось в нагретом состоянии, чешское стекло тугоплавкое.

В XIII веке начинается история венецианского стекла, которое появилось благодаря стремлению венецианцев добиться монополии в европейском стеклоделии. В какой-то степени им это удалось: небольшое количество свинца в расплаве сделало венецианское стекло еще более прозрачным, что увеличило его ценность. Был даже издан закон о смертной казни за разглашение тайны получения венецианского стекла. К концу XIII века в Венеции круглосуточно работало уже более тысячи стекловаренных печей, из-за чего часто случались пожары. Это вынудило городские власти перенести производство на расположенный поблизости остров Мурано.

В XVII веке пальма первенства в технологии производства стекла перешла к английским мастерам, благодаря изобретению Джорджем Равенкрофтом нового способа выплавки хрусталя: ему удалось получить стекло с высокими светоотражающими свойствами, которое хорошо поддавалось резке и гравировке. Тогда же начинают использовать каменный уголь в качестве топлива для стекловаренных печей, что дает возможность при высоких температурах создавать термостойкое стекло.

Однако только в конце XIX в. стеклоделие из ремесленного переросло в массовое промышленное производство. Одним из родоначальников современного стекольного производства является немецкий ученый Отто Шотт, который использовал научные методы для изучения влияния различных химических элементов на оптические и термальные свойства стекла. В тот же период американский инженер Майкл Оуэнс изобрел автоматическую машину для производства бутылки, которая получила широкое распространение по всему миру к 1920 году.

В начале ХХ века Луис Комфорт Тиффани произвел революцию в художественном стеклоделии, создав так называемое «стекло Тиффани». Знаменитого ювелира всегда завораживали свойства стекла, что в результате привело к изобретению нового вида стекла, а также способа соединения небольших кусочков стекла с помощью медной фольги. Эта техника Тиффани стала самой распространенной во всем мире для создания витражей, ламповых абажуров и других произведений декоративно-прикладного искусства из цветного стекла. Строго говоря, изобретателем опалесцентного стекла (или стекла Тиффани) является Джон Ла Фарж, который уже в 1875 году использовал опалесцентное стекло для витражей. Это подвигло и других художников начать эксперименты в этой области или просто копировать стекла Ла Фаржа. Тиффани не был исключением. Позже он заключил с Ла Фаржем соглашение о том, что ламповые абажуры, витражи из опалесцентного стекла и само это стекло будут носить имя Тиффани как второе название. Но фирменным знаком Тиффани стало иризирующее стекло. Его получают, если посыпать уже готовое, но ещё не охлажденное стекло металлическими крупинками. Таким образом, образуется металлический глянец, который переливается всеми цветами радуги. Складчатое стекло, или «драпировки», также прославило имя Тиффани. Его получают, деформируя ещё мягкую пластину стекла в процессе производства.

В 1905 году произошел еще один переворот в стекольной индустрии: бельгиец Фурко изобрел метод вертикального вытягивания из печи стеклянного полотна постоянной ширины. Позже этот метод был усовершенствован другим бельгийцем – Эмилем Бишеруа, который предложил вытягивать стеклянное полотно между двух роликов, что значительно упрощало процесс дальнейшей обработки стекла. А спустя 50 лет исследователем А. Пилкингтоном был разработан метод «флоат», при котором стекло выходит из печи плавления горизонтально в виде плоской ленты и пропускается через ванну с расплавленным оловом для дальнейшего охлаждения и отжига. Преимущества такого подхода были неоспоримы: стабильная толщина стекла, высокое качество поверхности, не требующей дальнейшей полировки, отсутствие оптических дефектов, высокая производительность процесса. Этим способом пользуются до сих пор во всем мире.

Что касается России, то археологи доказали, что на Руси начали производить стекло более тысячи лет назад, а в первой половине XI века эта отрасль стала активно развиваться. При раскопках в слоях XI–XIII вв. было обнаружено множество мастерских по производству стеклянных бус и браслетов. Из этого можно сделать вывод, что изначально стекло и изделия из него не считались предметами первой необходимости, а были признаком роскоши и использовались в искусстве.

Первый стекольный завод в России появился в 1635 году во время царствования Алексея Михайловича. Он находился в частной собственности и был построен шведом Елисеем Коэтом недалеко от Можайска, а в 1668г. появился Измайловский завод под Москвой. Позже, при Петре I, на Воробьевых горах построили государственный стекольный завод, а вскоре и зеркальную фабрику, основанную в Петербурге князем Меньшиковым. А в 1748г. М.В. Ломоносов организовал при Петербургской академии лабораторию, в которой проводил опыты по окрашиванию стекла, в результате разработав палитру цветной стеклянной мозаики. Спустя пять лет им была построена Усть-Рудицкая фабрика под Петербургом для производства цветного стекла. Спустя более чем полтора столетия, его коллега Д. И. Менделеев впервые научно описал строение стекла. А к началу Первой мировой войны в России работало уже 275 стекольных заводов. Последующие перемены в стране сказались на развитии стекловарения самым позитивным образом. За годы Советской власти, оснащенная современной техникой, стекольная промышленность развернулась во всю мощь.

В настоящее время в мире производится около 16 500 млн тонн листового стекла в год. В последние годы созданы такие принципиально новые стеклокристаллические материалы, как ситаллы и шлакоситаллы, обладающие уникальными свойствами. Также незаменимым при строительстве становится жидкое стекло, которое добавляется в смеси при изготовлении различных штукатурок, шпаклевок и цемента, что позволяет обработанной ими поверхности выдерживать высокие температуры и коррозию. Жидкое стекло решает проблему гидроизоляции подвалов, бассейнов, всевозможных перекрытий и колодцев. В составе красок оно обеспечивает огнеупорность, а грунтовкам придает водостойкость. На основе этого материала производятся универсальные клеи для стекла, дерева, металла и бумаги. Например, это и знакомый нам с детства канцелярский клей. А домохозяйки могут обнаружить жидкое стекло в составе некоторых моющих и чистящих средств.

Впервые стекло как строительный материал предложили использовать конструктивисты в конце прошлого века. В наши дни стекло стало доступным и нередко используется как для наружной отделки, так и в дизайне помещений. Стекло в интерьере дает максимальное погружение в окружающую среду, не ограничивая пространство. Например, это стеклянные перегородки, без которых сегодня не обходится ни один торговый комплекс, бизнес-центр, выставочный павильон или административное здание. А многие устанавливают стеклянные перегородки у себя дома, оценив возможности зонирования помещения, не утяжеляя и не загромождая его, сохраняя освещение и легкость.

Сооружения из стекла завораживают своей красотой, величием и безупречностью дизайна. Современные стеклянные конструкции популярны во всем мире, и с каждым годом их популярность возрастает. А что уж говорить об арматуре из стекловолокна, которое увеличивает срок службы бетонных конструкций и снижает эксплуатационные расходы из-за коррозии металла, чем раньше «грешили» железобетонные конструкции. Например, башни из стекла и стали уже давно превратились в доминирующий тренд в строительстве офисных и жилых зданий. Они быстро возводятся, их фасады эффективно отражают солнечные лучи, что сокращает затраты на кондиционирование, они выглядят современно. При грамотном расположении подобных зданий в исторических центрах, их зеркальные фасады способны подчеркнуть красоту исторической архитектуры, при этом оставшись «невидимыми» для восприятия. Однако при возведении таких сооружений необходимо проявлять осторожность, иначе небоскреб может запросто превратиться с жаровню, как это было с лондонской башней Walkie-Talkie, которая припекла не только себя, но и соседние здания, автомобили и даже пешеходов!

Но самым удивительным созданием из стекла в наши дни является стеклянный дом.

Стеклянный в буквальном смысле слова. Этот дом, построенный по проекту Карло Сантамброджио, определенно, не для тех, кто дорожит своей личной жизнью, так как его обитатели полностью открыты окружающему миру. Возможно, поэтому архитектор решил поместить дом на лесной поляне, вдали от посторонних глаз. Поскольку вся мебель выполнена также из стекла, нет никаких преград для обозрения сквозь стены. Специалисты утверждают, что стекло как материал малопригодно для создания цельного строения. Однако архитектор уверен, что зимой в его строении не будет холодно, так как в 7-миллиметровое стекло вмонтированы почти невидимые обогревательные элементы, которые создадут внутри комфортный микроклимат.

Кроме конструктивных элементов, Карло пришлось продумать и создать из стекла всю мебель. Единственный «нестеклянный» элемент – это кровать. Цена квадратного метра стеклянного дома – около 6 тысяч долларов! Карло говорит, что он может создать здание для любых условий, будь то морозы или ливни. Все это очень интересно, однако возникает ряд вопросов, которые должен задать продавцу потенциальный покупатель, обладающий здравым смыслом и без претензий на оригинальность. А как же инженерные сети: водопровод, вентиляция, канализация, наконец, которая обычно скрывается внутри непрозрачных стен или за панелями? Сколько будет стоить содержание такого жилища? И как насчет природных катаклизмов? А что, если автомобиль врежется в дом из-за некорректной парковки? У архитектора нет комментариев по этому поводу, ведь все вышеперечисленное было проигнорировано в угоду красоте сооружения. Причем проект сделан на заказ! Имя хозяина дома не разглашается, однако и так ясно, что, чем богаче чудак, тем меньше прагматического подхода в его чудачествах.

подготовили – Марина Гергиева и Александра Кортунова, №35/2016г.

Prospect-Северный Кавказ

Автор материала

Prospect-Северный Кавказ

Prospect-Северный Кавказ