Персона
Светлана Мамрешева
Новомодное культурное пространство «Гоголь-центр» под руководством хипстера и интеллектуала Кирилла Серебренникова, считается самой яркой точкой на карте театральной Москвы. Тамошние постановки всегда вызывают бурю эмоций – от восторга до грубой брани. «Демоны», «Идиоты», «Шекспир», «Иоланта», «Сны в летнюю ночь», замешанные на «Молоке», «Феи» из «Русских сказок», и абсурдный Хармс – все они представляют собой кричащий социальный памфлет, который вскрывает изнанку современного общества. Переворачивая привычную классику с головы на ноги, актеры театра обнажают перед зрителем самые темные уголки человеческой психики, подчеркивая, таким образом, всю нетривиальность постановки.
Актриса «Гоголь-центра» Светлана Мамрешева задействована в таких ярких и запоминающихся постановках, как «Гамлет», «Хармс. Мыр», «Кому на Руси жить хорошо», «Иоланта», «Кафка». Как и вся труппа театра, она обладает необыкновенной харизмой, отмеченной печатью декадентства. Каждая ее роль – это протест против классического вида искусства, новая форма самовыражения, усложненная современным мироощущением.
Удивительная молодая женщина, умеющая показать крайнюю зрелось эмоций. Каждый раз выходя на сцену, Светлана Мамрешева погружается в сложное и противоречивое действие, пульсирующее на усталости общества от фальшивой морали. Многие зрители теряются в замешательстве, но актриса, как и истина, кричит шепотом: одиночество и бездушие – антагонисты социальных контрастов.
Светлана, скажите, у вас есть какой-нибудь называемый ритуал перед выходом на сцену?
– Лично у меня – нет, а вот у театральной труппы – да. Он заключается в том, что все мы становимся в круг, беремся за руки и, раскачивая руками, поднимаем их вверх и синхронно выдыхаем – УУУХХХХ!
Что вы чувствуете до и после выхода на сцену?
– До выхода – ничего. Пытаюсь сконцентрироваться, собраться, отбросить личное ради роли. Проговариваю текст и… выхожу на сцену, чтобы жить. А после... после спектакля я отключаюсь и ухожу домой.
Доводилось ли когда-нибудь играть мужчину?
– Вы знаете, нет. Мужских ролей у меня не было. Но сейчас задумалась… Было бы интересно попробовать.
Светлана, как готовитесь к роли? Может, у вас есть свои методы для приведения себя в состояние равновесия перед сценой?
– Подготовка к роли, помимо заучивания и многократного погружения, заключается еще в том, что я ищу реального человека, который мог бы стать прообразом сценического героя. Найдя его, изучаю в мельчайших деталях и впоследствии отталкиваюсь от этого. Плюс дыхательные упражнения, йога. Сейчас у меня есть танцевальные проекты, для которых необходимо поддерживать себя в равновесии не только психологическом, но и физическом.
Какая самая запоминающаяся роль была в вашей актерской деятельности?
– Самая-самая? Наверное, роль Иоланты в одноименном спектакле. Она выбрасывала меня за рамки актерского мастерства. Вынуждала находить подводные течения и силы для преодоления сложностей. Сюжет «Иоланты. Опус» крутился вокруг слепой принцессы, от которой с рождения скрывали ее слепоту. Девушка долгое время жила в счастливом неведении, пока в ее жизнь не нагрянула любовь. Наш спектакль сложился, как пазл, по мотивам произведений Петра Чайковского, Альфреда Шнитке, Франсиса Пуленка и Джакомо Пуччини. Но не имел ничего общего с классическими постановками. Сцена, мрак, микрофонные стойки и несколько телевизоров, которые «прозревали» по мере накала страстей. Короткие монологи четырех актеров мне приходилось связывать воедино вокальными партиями.
Вы еще и пели?
– Да. Пришлось хрупкую Иоланту, привыкшую к миру музыки, ароматов и прикосновений «научить» петь. Учитывая ее «незрячесть» и огромное желание «прозреть», режиссер предложил показать зрителю эмоциональную избыточность в эпизодических переигрываниях и перенакаливаниях.
Какую роль вы хотели бы сыграть? К примеру, роль Гамлета – мечта многих актеров-мужчин.
– Согласна, что роль Гамлета – мечта многих актеров, а сама пьеса Шекспира – мечта многих режиссеров. А все почему? Потому что Гамлет один из самых интересных, неоднозначных, сумасшедших литературных героев – этакий убийца, невольник обстоятельств. Но сейчас такое удивительное время, когда все пьесы переписываются в угоду времени – кто-то убирает социальный подтекст, кто-то философский. Огромный разброс сюжетов. Если бы я была мужчиной, то сыграть Гамлета точно не мечтала бы. Да и вообще, не могу сказать, что мечтаю о какой-либо роли. Скорее, мне хочется поработать с именитыми режиссерами, которые ходят по ниточке перфоманса посредством провокаций.
Фильм, песня, книга, которые вы могли бы порекомендовать другим прямо сейчас.
– Вот так сразу... Сложно... Музыка, песня – нет, не могу. Книга? Легко! «Иосиф и его братья» и «Волшебная гора» Томаса Манна. А еще, книга, вогнавшая меня в шок, – «Котлован» Андрея Платонова. Теперь фильм. Скажу честно – нереально ответить. Потому что я большой киноман. Если только не порекомендую то, что только закончила смотреть. А это фильм «Берлин, Александерплац», 14-серийный фильм Райнера Вернера Фасбиндера. Это не фильм, это просто филигранное кинематографическое воплощение бесчеловечного общества, трагические обертоны и достаточно мрачный юмор.
Вы хотели бы что-нибудь изменить в своем прошлом? Если да, то почему?
– Это же нереально... Вы знаете, скорее всего, у меня в прошлом нет таких моментов, которые я хотела бы изменить. Скажу почему. Вся наша жизнь похожа на школу: каждый момент – это урок, который проверяет нас на зависть, злость, гнев, доброту… Люди вокруг нас – это учителя. И я всем, кто даже мимолетно прошел по моей жизни, благодарна.
Светлана, как вы проводите свободное время?
– Я уже говорила, что являюсь киноманом: постоянно смотрю фильмы. Правда, времени свободного у меня не так много, потому как учусь на очном отделении Института имени Ипполитова-Иванова. А недавно я спела в современной опере «Маниозис» в электротеатре «Станиславский», чем очень и очень горжусь. Вот и получается – утром учусь, вечером играю спектакль. Конечно же, выдаются и свободные минутки для прогулок с друзьями и просмотра фильмов.
При таком загруженном графике необходима мотивация...
– Человеческая жизнь коротка, поэтому моя ежедневная мотивация заключается в сужении времени – думай-думай-думай-надо успеть сделать, нельзя останавливаться. Может я вас напугаю, но знание того, что возможна внезапная смерть, является мотивацией на качественную жизнь.
Как у Булгакова: «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!»
– Да, именно так.
Самый лучший совет, который вам дали? И кто это был?
– Я живу в безбрежном океане платонического чувства к одному мужчине, который давным-давно сказал мне, что самое важное в жизни – любовь, не требующая ничего взамен. Любовь к окружающему миру, к друзьям, врагам... Ко всему. Наверное, это был самый ценный совет в моей жизни.
Светлана, вы счастливы? Что вообще для вас счастье?
– Что такое счастье для меня? – Умение любить. А умение любить, в свою очередь, является огромным генератором доброты. Раньше как было? Пытаешься узнать человека поближе, рассмотреть вблизи и только потом начинаешь к нему хорошо относиться и впоследствии любить. Некоторое время назад я поняла, что это неправильно. Надо любить человека и ни в коем случае не бояться проявлять чувства.
Самый лучший момент в вашей жизни, которым вы бы могли с нами поделиться?
– Прежде чем рассказать о нем, я должна вам объяснить, что меня воспитывала бабушка в большой строгости. Мне нельзя было гулять с мальчиками, ходить по темным улицам, мне не могли звонить подруги. В принципе, такое воспитание – обычное для нашего региона. Но оно накладывает отпечаток. Так вот, в 22 года я встретила человека, который меня поразил и шокировал. Масштабы и мощь эмоций были такими необъятными, что я, скромная девушка из Кабардино-Балкарии, находясь под впечатлением, призналась ему в любви по телефону. Конечно же, я понимала, что продолжения никакого не будет, но вот та граница, которую я переступила, нарушив моральные запреты, отчего-то окрылила меня. Мне захотелось поделиться не со всем миром, а только с ним. И вот «лучшесть» этого дня и момента заключалась как раз в его словах понимания и благодарности за признание бесстрашной девочки.
Светлана, у вас есть любимый человек?
– Да, есть. Моя фантазия и мой герой. Он всегда в моей голове.
Та самая платоническая любовь?
– Да.
Что бы вы могли сделать ради любимого человека?
– Все! Ради любимого человека можно сделать все!
Существует ли дружба между мужчиной и женщиной?
– Не знаю, как у других, но мои все друзья рано или поздно признавались мне в любви, и крепкая, казалось, дружба заканчивалась. Видимо, это у меня не получается дружить с мужчиной.
Смогли бы вы простить измену?
– Нам с детства внушали, что измену прощать нельзя. Сейчас, с высоты своего небольшого опыта и умения любить, как я уже говорила, я понимаю, что когда любишь человека и ничего не требуешь взамен, то можешь простить и измену. Жена, если мы говорим о супругах, должна быть своему мужчине не только женой, но еще и сестрой, матерью. Она должна понимать свою половину и принимать ее такой, какая она есть. Ведь из-за чего происходят измены? Из-за нехватки эмоций в отношениях.
Ваше представление об идеальной семье и удалось ли вам этого идеала достичь?
– Сложный вопрос. Идеальная семья это в первую очередь огромная работа над собой. Стремление к духовности, чистоте. Ежедневная работа над внутренним миром. Все мы из космоса и пришли сюда для испытаний и обучения, а также для усмирения демона эгоизма. Идеален только Бог. А семья – возможность приблизиться к нему.
Светлана, скажите как на духу, на что вам не хватает смелости?
– Да мне на все хватает смелости. Долгое время я была робкой и нерешительной, но потом вдруг поняла, что человеческая жизнь коротка, и постаралась переступить страхи и преодолеть гордыню. Помогла мне в этом вера в Бога, который внутри нас. Если слушать его голос можно перешагнуть через все страхи.
Как вы воспринимаете критику в свой адрес?
– Тут мне надо над собой еще работать, работать и работать. Порой критика и сплетни меня угнетают. Но вы знаете, я пришла к такому выводу. Критикуя другого, критикующий в первую очередь ведет войну со своими внутренними тараканами. Критика направлена в первую очередь на самого говорящего...
И, напоследок, если бы вы поймали золотую рыбку, то какие бы три желания загадали?
– А вы знаете, как эту сказку называют в народе?
Нет.
– «Библия для жены». Главное – не захотеть стать владычицей морской, тогда точно останешься у разбитого корыта. Первое, хочу чувствовать, что кто-то там наверху меня слышит и доволен мной. Второе – хочу, чтобы в профессии моей все было красиво и очень интересно. Третье – чтобы мои родные и близкие были здоровы... а можно еще одно желание? Четвертое?
Конечно!
– Я мечтаю о семье. Очень надеюсь, что Бог не лишит меня этого...
Светлана, вы так часто упоминаете Бога...
– Потому что я действительно постоянно думаю о Нем...