Персона

«Toyota» – японский гений с душой нараспашку

История известнейшего автомобильного бренда «Toyota» начинается, как это ни странно, не с автомобиля, а с … ткацкого станка! И нет никаких сомнений – если бы компания по сей день продолжала снабжать текстильную промышленность специальной техникой, это были бы самые «умные», стильные и надежные в мире станки. Но к удовольствию (а может, даже к счастью) миллионов автолюбителей по всему миру, японское семейство Тоёда вовремя перенаправило свои инженерные таланты в более масштабное русло.

«Toyota» – японский гений с душой нараспашку

И мы не опечатались – компания действительно носит фамилию своего основателя с разницей в одну букву. Японцы, известные своей любовью к различного рода церемониям и символизму, посчитали, что звук «т» в названии способен принести большую удачу, чем звук «д». Да и к тому же слово «toyota», написанное катаканой (системой иероглифов), состоит из 8 черт – счастливое в Японии число.

Мастер на все руки, своего рода японский Генри Форд, Сакиги Тоёда с детства увлекался механикой. Одной из самых развитых отраслей промышленности в первой половине XX века в Стране восходящего солнца было ткачество, поэтому Сакиги в 20-х годах ХХ века начал производство автоматических ткацких станков. В 1929 году Тоёда совершил своего рода прорыв в станкостроении – самолично изобрел «умный» станок с защитой от ошибок. Агрегат автоматически останавливал работу, если нить обрывалась. В этом же году Сакиги отправил своего сына Киитиро Тоёда в Англию, где тот продал патентные права на изобретение отца за 100 тысяч английских франков. Эти деньги и стали стартовым капиталом для создания корпорации «Toyota Motor». Вскоре компания отделилась от материнской (вернее, от отцовской), а имя Киитиро теперь навсегда вписано в историю как основателя этого автомобильного бренда.

Toyota Motor Corporation начала свою автомобилестроительную деятельность с производства простейших грузовиков. Технология их изготовления была настолько примитивна, что, к примеру, панели кузовов приколачивались к рамам гвоздями и молотком. А в годы Второй мировой войны и вовсе грузовики «Toyota» выходили с конвейера с одной фарой. 

В 1948 году из-за инфляции долг Toyota Motor Corporation в 8 раз превысил ее суммарный капитал. В режиме жесткой экономии компания значительно сократила штат, урезала зарплаты менеджерам и мастерам, а Киитиро Тоёда попросил добровольно уволиться 1600 сотрудников. Начались масштабные забастовки и беспорядки. Постоянные стычки с потерявшими в одночасье работу трудягами довели Киитиро до сердечной болезни. Здоровье главы корпорации было сильно подорвано, в результате чего он и скончался четыре года спустя в возрасте 58 лет, так и не оправившись от удара.

После смерти Киитиро в 1952 году руководство Toyota Motor Corporation перешло к его брату Эйдзи Тоёда. Эйдзи оказался дальновидным и мудрым руководителем. Заняв главенствующий пост, он поставил перед подчиненными смелую задачу – усовершенствовать производственный процесс так, чтобы по уровню производительности компания догнала и обогнала предприятие «Ford». Эйдзи Тоёда организовал коллективную поездку в Америку на заводы «Ford», чтобы показать наглядно своим менеджерам и специалистам, что он имел в виду. 

Надо сказать, что дальнейший успех Toyota Motor Corporation, последовавший за назначением в руководители Эйдзи, связан с так называемой Toyota Production Sistem (TPS) – ставшей уже легендарной концепцией развития производства и бизнеса. Сейчас эта концепция приводится во всех мировых пособиях по менеджменту, а ее основные принципы, разработанные самим Эйдзи Тоёда, в настоящее время являются основополагающими на всех автомобильных конвейерах. По словам экспертов, существуют специальные консалтинговые подразделения, которые внедряют опыт Toyota Motor Corporation в производство на автомобильные предприятия.

Вот некоторые из особенностей TPS:

– концепция «Точно в срок» – комплекс принципов, позволяющих компании производить и поставлять продукцию небольшими партиями в сжатые сроки;

– удовлетворять конкретные запросы потребителей – быть восприимчивыми к колебаниям потребительских запросов;

– философия «Кай-дзен» – концепция постепенных, но постоянных улучшений. Философия учит работать в малых группах, решать проблемы по мере их поступления;

– «принцип шнура» – возможность каждому из участников производственного процесса дернуть за шнур на любом этапе производственного цикла, дабы указать на замеченную ошибку и предложить пути решения. Такое право есть у каждого рабочего на конвейере, а менеджеры обязаны внимательно прислушиваться к замечаниям и предложениям рабочего и делать соответствующие выводы.

Это и многое другое помогло корпорации «Toyota Motor» со временем заявить о себе как о мощном и безотказном механизме в сложном организме мирового автомобилестроения. Стоит отметить, что ни дня руководство корпорации не держало в секрете свою новую модель бизнеса. По этому поводу высказался нынешний президент Toyota Motor Corporation Такеши Исогая:

– «Тойота» стремится быть глобальной компанией, – объясняет он, – и чтобы этого добиться, мы должны на равных общаться с нашими потребителями и партнерами, делиться своими идеями. Такова наша философия на протяжении уже нескольких десятилетий.

Концепция TPS помогла компании пережить нефтяной кризис в Японии в 1973 году. Несмотря на экономические проблемы в стране, корпорации удалось не сбавлять темпов своего производства и не понести убытков. На этот факт обратило внимание японское правительство − «Toyota» пережила кризис легче остальных предприятий. Тогда руководство страны обратилось к успешной автомобильной корпорации с просьбой проводить обучающие семинары для основных японских компаний. С тех пор так и повелось у Toyota Motor Corporation – безвозмездно делиться опытом с коллегами и партнерами, не употребляя, согласно своей философии, слово «конкуренты».

Да и логотип бренда «Toyota», как объясняет Такеши Игосая, означает баланс между компанией и другими автомобильными предприятиями, хотя по одной из версий, символ изображает нитку, продетую в иголку, – память о «ткацкостаночном» прошлом корпорации.

Долгое время Toyota Motor Corporation работала для внутреннего рынка Японии, но в 1980-х годах предприимчивым Эйдзи Тоёда было решено экспортировать автомобиль модели Crown (выпускающийся с 1955 года) в Америку – США и Бразилию. Но первую попытку внедрить японскую машину на иностранном рынке нельзя было назвать успешной. Дело в том, что представления японцев и американцев о хорошем авто оказались весьма различны. По западным меркам Toyota Crown была слишком медлительной, не вписывающейся в быстрый ритм больших городов. Изготовители, гибкие к пожеланиям покупателей (согласно Toyota ProductionSistem), учли замечания и спустя три года поставили на американский рынок новую, усовершенствованную модель Toyota Crown, принятую на «Ура!». 

Объемы продаж японских авто в Америке в скором времени достигли таких масштабов, что ошарашенные начальники «GeneralMotors» – воротилы западного автомобилестроительного бизнеса – в 1983 году предложили японцам подписать сотрудничество с одним лишь условием – Toyota Motor Corporation делится с ними опытом и всеми секретами производства! В обмен на это «Toyota» получила возможность собирать свои автомобили прямо в США, то есть непосредственно работать в той стране, знание культурных особенностей которой могло так помочь в бизнесе.

Как понятно из всего вышесказанного, стратегия компании «Toyota» долгое время была такова – занять свою нишу автомобилей среднего класса, не конкурируя ни с кем и не держа в рукаве ни одной карты – не только не иметь секретов, но и активно делиться полезным опытом со всеми и каждым. К концу 1990-х годов сложился стереотип, что Toyota Motor Corporation не способна ничем удивить мировую общественность, остается верна идеям экономичности и экологичности, сторонясь респектабельности и повышенной комфортности. И следующая задача, которую Эйдзи Тоёда поставил перед своими инженерами и менеджерами, – разрушить этот стереотип! В корпорации назрели большие перемены. Эйдзи решил создать не просто модель класса люкс, а целый бренд внутри Toyota Motor Corporation. Так в 1989 году на свет появилась новая марка автомобилей представительского класса под всем известным сейчас названием «Lexus». Одновременно с появлением «Lexus» в продажу вышли три новых модели «Mercedes—Benz», которым эксперты-маркетологи пророчили безоговорочный успех вне конкуренции. Но всего за год одной модели «Lexus» было продано в 2,5 раза больше, чем трех моделей «Mercedes—Benz» вместе взятых.

Стабильность и надежность отличают не только автомобили, выпущенные в стенах Toyota Motor Corporation, но и саму корпорацию и ее знаменитую бизнес-систему. За всю почти 80-летнюю историю компания лишь раз не вышла в плюс по итогам года – в 2009 году, в связи с мировым экономическим кризисом. 

Почти в каждой стране, с которой сотрудничает Toyota Motor Corporation, ведется строгий учет пожеланий и особенностей покупателей. Дотошность японцев в этом вопросе вызывает споры у мировых экспертов. Одна сторона безоговорочно восхищается предупредительностью и внимательностью производителей «Toyota». А других такая чрезмерная гибкость отталкивает, ведь получается, что производители данной марки для каждой страны создают разные автомобили в соответствии со своими представлениями о культуре того или иного народа. Вот и возмущаются некоторые эксперты – покупая японский бренд, хочется заполучить именно японскую машину с ее, японскими, особенностями. Мол, хотели бы автомобиль с национальным колоритом своей страны, купили бы ее у отечественного производителя. Так что этот вопрос, как говорится, – палка о двух концах. 

Также горячие споры возникают касательно будущего корпорации «Toyota Motor». Дело в том, что в последние годы компания увлеклась (и как считают некоторые – чрезмерно) моделированием и производством разного рода роботов. Самый известный из них – робот, играющий на трубе и скрипке. Есть мнения, что вскоре корпорация нарастит объемы роботостроения и постепенно откажется от производства автомобилей. Никаких официальных заявлений по этому поводу Toyota Motor Corporation не делала, а более оптимистичные эксперты утверждают, что роботы – это не более чем реклама технологической мощи.

Еще одной удачной идеей обязано современное машиностроение японскому автогиганту – гибридные автомобили. С 1997 года по сегодняшний день «Toyota Motor» активно внедряет гибридные технологии на мировой автомобильный рынок. Первая гибридная модель «Toyota Prius» стала самой продаваемой машиной в США за всю историю автомобильных продаж. Такие известные американцы как Эмма Уотсон, Леонардо Ди Каприо и даже Барак Обама сделали свой выбор в пользу «Toyota Prius».

Чем еще удивит Toyota Motor Corporation, предугадать невозможно. Но можно сказать одно – мир еще не раз восхищенно спросит: «как?!», и «Toyota» великодушно раскроет все секреты.

текст – Анастасия Бигаева, №31/2014г.

Prospect-Северный Кавказ

Автор материала

Prospect-Северный Кавказ

Prospect-Северный Кавказ