Персона

Сестры Царикаевы

Ген талантливости. Сельская улица с невысокими домиками, от которых вкусно пахнет парным молоком и уютом. Маленькие девочки бегут из школы домой. Вон уже виднеются родные ворота, но они останавливаются напротив другого дома. Кому-то приветливо машут в окно и забегают во двор. Здесь им всегда рады. Девчушек заключают в теплые объятия, вкусно кормят, одаривают напутствиями и вдохновением, и только после этого отпускают домой.

Песни – это эмоции, которые они в тебе пробуждают. Две композиции из вашего репертуара – «Бадола» и «Нанай кизга» – обладают особой энергетикой. И теперь понятно, почему они посвящены одним из самых дорогих вам людей...

– Это действительно очень душевные песни. Первой появилась «Нанай кизга», которая написана по мотивам тех напевов, что нам в детстве пела бабушка. Мы придали ей более современную аранжировку, и она заиграла новыми красками. В конце зимы мы испытали большое потрясение – нашей бабушки не стало… Огромная потеря, от которой мы долго не могли прийти в себя. И сейчас все воспоминания, связанные с этими песнями, особенно дороги.

Ведь как появилась песня «Бадола»? Все подшучивали над дедушкой, мол, когда же внучки и о тебе песню напишут. И вот на очередном фамильном мероприятии он ответил, что они уже ее пишут. И хотя у нас даже в планах не было новой композиции, это был слишком прямой намек. О мужчинах намного сложнее писать, ведь если о женщине можно сказать много ласковых слов, то в этой песне было важно не перейти грань. Не поверите, Альбина села и написала ее буквально за 20-30 минут, передав в песне все те моменты, что связаны в нашем детстве с дедушкой. Мы писали ее в подарок на их «золотую» свадьбу, а вовсе не для коммерческих целей. Но, как и для любого артиста, нам приятен успех песни, ведь она стала популярной не только в Осетии и России, но и за границей. С этими песнями связан еще один момент, который нас забавляет. Бабушка и дедушка на кухне всегда держали радио и, слушая, считали, сколько раз прозвучит песня бабушки, а сколько дедушки.

Нерушимая связь с семьей, сохранение тех непреложных ценностей, на которых их воспитывали с детства, проходят нитью через все творчество Фатимы и Альбины Царикаевых. И в этом есть особая прелесть, ведь их воспитание, помноженное на так сильно ощущаемую поддержку со стороны родных, накладывает особый отпечаток на всю их музыкальную деятельность. Быть может, именно поэтому дуэт сестер так выделяется и с каждым днем набирает все больше поклонников, в том числе и далеко за пределами родных для них Северной Осетии и Кабардино-Балкарии.

Как должна расти девочка, чтобы из нее выросла воспитанная, целеустремленная девушка?

– Сложно давать советы по методам воспитания, но с удовольствием расскажу о том, как растили нас. Мы себя на все сто процентов считаем осетинками, но мало кто знает, что мама у нас – украинка. Она рано вышла замуж и попала в осетинское село, где были совершенно другие обычаи, нравы. Маме было лишь 16 лет, а уже в 18 родилась Альбина. К ней было приковано особое внимание, и самым ее большим страхом было, что люди скажут, мол, конечно, у них мать – не осетинка, и поэтому ее дети многое себе позволяют. Разумеется, это отразилось и на нашем воспитании. Мама очень строго подходила даже к выбору одежды, следила за нашим поведением, за изучение родного языка. Не дай бог, кто-то из нас решил идти на какое-то торжество в брюках! Только платья, только юбки. С папой в этом отношении было легче договориться. Помню случай, когда я села в машину, а он отправил меня переодеваться: «Ты что оделась как бабка, зачем тебе это длинное платье, иди надень джинсы и кроссовки!» На самом деле мы сегодня видим результат маминого воспитания и благодарны ей за это!

Нам кажется, очень важно, чтобы родители, а именно мамы, так как чаще всего они ближе к дочерям, доносили до девочек, что самое главное в этой жизни не материальная сторона, не красота, а чтобы твоя честь всегда была на должном уровне, чтобы твоим маме и папе никогда не было стыдно. Ведь сегодня будет стыдно твоим родителям, завтра – тебе, а послезавтра – твоим детям.

А что касается целеустремленности, это, скорее, характер человека, не зависящий от воспитания. Я сама очень целеустремленный человек, – рассказывает Фатима. – Многие девушки заблуждаются, думая: они такие хорошие, отучатся в вузе, потом удачно выйдут замуж, и мужья для них и за них все сделают. Если так получится, это хорошо, я всем этого желаю. Но сама я никогда от кого бы то ни было не ждала того, что мне хотелось. Я всего пытаюсь добиться сама.

Фатима, а насколько важно, чтобы в ребенка верили родители?

– Все, что мы имеем сегодня и кем являемся – заслуга наших родителей. Это была их идея, чтобы с раннего возраста – Альбине было 12 лет, а мне 6 – мы начали заниматься творчеством. К нам часто обращаются мамы и бабушки, чьи дети любят петь. Они хотят на нашем примере узнать, как им лучше поступить с детьми. Я считаю, что нужно поддерживать и развивать детей с малых лет. Это важно для последующего восприятия мира этими ребятами, для формирования индивидуальности, личности ребенка. Конечно, часто встречаются ситуации, когда родители захваливают своего ребенка. Но у нас такого никогда не было, родители не говорили нам, что мы у них лучше всех. Каждое выступление, каждая съемка, даже сейчас, когда мы уже взрослые, начинается с критики родителей. Даже во времена наших взлетов было четкое восприятие, что мы ничем не отличаемся от других детей. Просто наши родители больше нами занимаются, чаще возят на конкурсы и фестивали. Просто наши мама и папа не стали размениваться на какие-то другие заботы и положили всю свою молодость на развитие нашего творчества, на наше становление.

Сестры Царикаевы
Сестры Царикаевы

Что для вас значит популярность? И часто ли бывает, что вас не узнают?

– Популярность – это некое сопутствие на том пути, который мы выбрали, но вовсе не то, ради чего мы работаем. Мы работаем, чтобы донести до людей что-то хорошее своим творчеством. Популярность помогает артисту развиваться и идти дальше. Узнают почти везде, и это, конечно, очень приятно. Некоторые мои коллеги говорят, что это все надоело, но в этом есть некий момент лукавства, потому что любому артисту приятно, когда его узнают. Вместе с тем бывают случаи и когда не узнают, и это тоже абсолютно нормальное явление. Да и бывают иногда ситуации, когда ты сам не хочешь быть в центре внимания – когда ходишь по магазинам или выглядишь не совсем так, как тебе хотелось бы.

Не могу не задать этот вопрос. Вы еще не начали исследовать ген таланта фамилии Царикаевых? Феликс, Римма, Алан, вы – и это далеко не полный список, причем представители вашей фамилии талантливы не только на сцене.

– Для нас самих до сих пор это загадка! Это само по себе получается, что многие представители нашей фамилии и популярные, и востребованные, и, как вы правильно подметили, во многих сферах. Конечно, это приятно, и мы в принципе гордимся своей фамилией. Честно говоря, вы хорошую идею подкинули, неплохо было бы исследовать, почему у Царикаевых столько талантливых певцов...

Для артиста очень важен имидж. Кто работает над вашим?

– Уже несколько лет это моя работа, – рассказывает Фатима, и в ее голосе тут же появляются нотки особого вдохновения. Тоже творческого, но будто совсем другого, нежели того, с которым она рассказывает о песнях. – Может, это не всегда удачные образы, но для меня главное, чтобы все было скромно. Скромность – основной момент в нашем имидже. Опять же возвращаемся к началу нашего разговора: мама всегда старалась прививать нам, что не подобает показывать оголенные части тела. И несмотря на то, что мы выступаем на сцене, мы себе такого не позволяем. Даже если мы выбираем брючные костюмы, то непременно – с удлиненным пиджаком. Национальные элементы, которые мы стараемся привнести в наши костюмы – это то, что нам нравится. И хотя сегодня этим уже никого не удивишь, мы все равно стараемся сохранить индивидуальность подачи. Вы знаете, я несколько раз замечала, что наши коллеги из других республик копировали наши сценические костюмы. Мне бы такое и в голову не пришло, я стараюсь придумывать что-то свое, соединяя несколько стилей и образов.

Сестры Царикаевы
Сестры Царикаевы

Современные идеалы мужчин и женщин далеки от тех, которые рисовали нам наши бабушки и мамы. Но у каждого свое представление о спутнике жизни. Какое оно у вас?

– Самое главное, чтобы мужчина был мужчиной в самом хорошем смысле этого слова. Чтобы он был хозяином своего слова. Впрочем, это относится не только к представителям мужского пола. Я и в себе стараюсь укреплять эту черту. У настоящего мужчины много определяющих моментов, и уж он точно не проявляется ударом кулака по столу и заявлением: «Я – мужик!». Есть общее восприятие мужественности, мужских качеств, к примеру, не опускаться до сплетен, не быть человеком, который много говорит. Это не красит ни одного парня. И быть достойным своего народа, своей нации, если говорить конкретно об осетинских мужчинах.

С идеальным мужчиной нужно строить крепкую семью и желательно – в идеальном доме.

– Я всегда почему-то представляла огромный дом, в котором все светлое, уютно, с большими окнами. И если он идеальный, то дом моей семьи должен быть во Владикавказе. Но для психологической разгрузки мне важно куда-то уезжать. Я безумно люблю Фиагдон, и мне бы очень хотелось иметь там дом или дачу, куда бы я могла приезжать на выходные. Дом с видом на горы, чтобы вдохновляться и наслаждаться тем великолепием, что нас окружает.

Это интервью было удивительным по своим ощущениям – мне казалось, что и я, и все читатели знают об Альбине и Фатиме все и даже больше. Потому что их творчество – это уже что-то родное для каждого из тех, кто хоть немного любит Осетию. Не устаревающие и не надоедающие мелодии изо дня в день звучат в плей-листе и все также заставляют сердце трепетать под знакомые звуки. А ведь они могли и не стать теми, кто воспевает потомков алан в своих композициях, не стать теми, кому рукоплещут залы… Если бы не их путеводные звезды, которые зовутся «мама» и «папа».

– Какие воспоминания о детстве у большинства ребят? Как они гуляли с родителями в парке, как бегали с друзьями. А наше детство прошло на различных конкурсах и фестивалях. У нас не было свободы в действиях, потому что сразу после школы мы садились за уроки, а потом шли заниматься вокалом. Нам с Альбиной даже было запрещено есть мороженое и семечки, чтобы не портить связки. Представляете, каково это – оторвать ребенка от мороженого, которое я всю жизнь любила?! Но мы умудрялись втихаря все равно иногда съедать порцию. Для меня самой большой шалостью было съесть где-нибудь за углом пломбир, пока никто меня не видит. То же самое и с семечками. Вот как парни начинают со школы тайком покуривать, так же и я делала: грызла семечки и надеялась, что мама не узнает.

Можем ли ожидать, что под уже практически брендом «Сестры Царикаевы» появятся не только новые песни, но и, быть может, линия одежды или аксессуаров? 

– Была такая идея, и я даже начала одно время ее реализовывать – были и линия одежды, и аксессуары. Возможно, об этом мало кто знает. И не исключено, что я могу возобновить это дело, потому что мне интересно данное направление, а Альбине сложнее уделять ему время, так как она занята детьми. Я люблю моду, винтажные вещи – для меня это некая слабость. Ко всему необычному, что раньше было модным, но усовершенствованному сегодня. Посмотрим, возможно, и порадуем кого-нибудь своей линией одежды в будущем.

А можно еще и какой-то интересной посудой, или предметами декора. Возможно, сестры вдохновятся и создадут целую фабрику дизайнерских вещиц. Пусть все будет, главное – не переставайте петь. Так же искренне, зажигательно и проникновенно.автор – Залина Лукожева

prospect-sk №42

Prospect-Северный Кавказ

Автор материала

Prospect-Северный Кавказ

Prospect-Северный Кавказ