Персона

Виктория Цокова об идеальных детских садах

Эмоциональная среда современного детского сада призвана служить формированию у детей прежде всего позитивного отношения к себе. Каждый ребенок должен чувствовать и понимать, что он важен этому миру и ему всегда рады. Именно таких целей придерживается в работе руководитель сети детских садов «BabyBoss» г. Владикавказа Виктория Цокова.

Идеальный детский сад – реальность, или Почему мы даем ребенку самое лучшее 

Виктория, сколько часов длится ваш рабочий день?

– Долго! Не все вечера и выходные принадлежат мне. Иногда и в десять вечера приходится решать рабочие вопросы, но это и понятно: дети – зона повышенной ответственности. Да и я сама не могу по-другому.

Руководитель детского сада «BabyBoss» – это…

–… это человек, который постоянно развивается, самосовершенствуется, образовывается, проходит различные курсы и программы. Сейчас, например, я обучаюсь на второй ступени Московского гештальт-института. Но главным в сфере дошкольного образования считаю свое обучение в Московском педагогическом государственном университете по программе «Методические основы образовательной деятельности. Работа педагога-дошкольника с детьми 0–6 лет по системе М. Монтессори».

Виктория, главный вопрос: нужен ли ребенку детский сад?

– Безусловно! В силах родителя выбрать тот сад, который подойдет его ребенку, а дальше, как говорится, дело техники. Адаптация, социализация, развитие коммуникативных качеств, выстраивание своих границ и даже первая любовь – все это происходит с ребенком в детском саду и в достаточно раннем возрасте. Как можно лишить маленького человека этого бесценного жизненного опыта?

Попадая в детский сад, малыш впервые оказывается без мамы – как его к этому подготовить?

– Никак. Невозможно каким-то волшебным образом подготовить ребенка, с рождения пребывавшего рядом с матерью, к тому, что вдруг он останется в незнакомом помещении с чужой тетей. Для этого и существует адаптация. У нас она проходит в течение двух, а то и трех недель. Первые несколько дней мама с ребенком приходят в сад вместе, малыш привыкает к помещению, и воспитатель постепенно переключает его внимание на себя. Так постепенно ребенок втягивается в процесс. Естественно, он может и будет плакать – и это нормально! Это значит, что с психикой ребенка все в порядке, ведь для него это переломный, даже кризисный момент. Но без подобных стрессов развитие невозможно.

Управление сетью детских садов – ваше призвание или определенное стечение обстоятельств?

– Несколько лет назад меня впервые поздравили с днем дошкольного работника. Я смеялась и не могла поверить до конца, что это все происходит со мной. После окончания института я поступила в аспирантуру СКГМИ (ГТУ) и после защиты кандидатской диссертации по экономике благополучно работала преподавателем. Далее – замужество, первый декрет, второй декрет и – имеем то, что имеем. Женщины в декрете способны на многое, так что смело можно сказать: все это – стечение обстоятельств.

Сейчас «BabyBoss» – уже небольшая сеть образовательных организаций. Расскажите, чем принципиально отличаются ваши детские сады, кроме расположения?

– Основное отличие – разные образовательные подходы. Первый сад был открыт почти семь лет назад, в нем применяются стандартные государственные методики. Второй садик функционирует больше года, и в нем практикуется методика итальянского врача и педагога-гуманиста Марии Монтессори.

Конкуренция среди частных детсадов сегодня довольно высока, и на этом фоне вы не только успешно работаете, но и открываете новые филиалы. Как вам это удается?

– Открытие детского сада по системе Монтессори было моей мечтой. Я понимала, что в первом садике применить эту систему уже не получится, в силу того, что мало места, и все пространство занято оборудованием для других методик развития. Вот и пришлось открывать второй. Если без шуток, стараюсь делать свое дело от души и с душой, так как все это для детей, в том числе и для своих.

Подберите ассоциации к словам «мой коллектив»…

– Мои девочки, мои красавицы, мои «бойцы»! Шучу. У меня есть привычка при входе в сад спрашивать у администратора: «Все на боевых местах?». Не стану говорить громких слов о профессионализме персонала, я только приведу высказывания некоторых родителей: «Мы слышали, что у вас в саду хорошая кухня», «Мы не ожидали, что ребенок будет так хорошо подготовлен к школе», «У вас такое внимательное отношение к детям!», «В вашем саду ребенок ест, то, что дома не ест», «Наш малыш стал такой самостоятельный», «Через полтора месяца наш полуторагодовалый ребенок начал кушать сам!» и многое-многое другое.

Какие личностные качества должны быть у руководителя дошкольного учреждения?

– Выносливость, устойчивость к конфликтам и стрессам, энергичность, принятие каждого ребенка и каждого родителя, смекалка.

Какие черты вашего характера помогают в работе?

– Все вышеперечисленные, плюс гибкость, высокая адаптивная и вариативная способности.

Расскажите о самом интересном в вашей работе?

– Видеть метаморфозы ребенка от карапуза с соской в подгузнике до сознательной личности. Наблюдать в Монтессори-пространстве за познавательной активностью ребенка, которая приводит его к знакомству с миром и окружающей средой. Осознавать, что я являюсь частью механизма трансформации (становления, взросления) человека и, по сути, проводником в его счастливое будущее. По крайней мере, я очень хочу в это верить.

Prospect-sk № 51/2022

Мадина Мамиева

Автор материала

Мадина Мамиева

Мадина Мамиева