Персона
Вперед по клетке Burberry
Вперед по клетке Burberry
«Я получил невероятный опыт в своей жизни от двух совершенно разных брендов – американского Donnakaran и итальянского Gucci. Но когда мне предложили возглавить английский Burberry, я, не сомневаясь ни минуты, восторженно согласился, т.к. наследие этого 150-летнего бренда уходит далеко и в мои корни – мой дедушка полжизни проносил фирменный тренч этой марки. Я помню каждое чувство, возникшее в тот день, в первый день, когда я приступил к своим обязанностям. Марка Burberry всегда представлялась мне запылившимся и недооцененным бриллиантом, который нуждается не только в искусной шлифовке, но и в особой любви и заботе».
Эти слова принадлежат одной из известнейших фигур индустрии моды – безукоризненному креативному директору британской компании Burberry Кристоферу Бейли. Именно ему удалось возродить превращающуюся в древний артефакт компанию Burberry, подарив ей вторую волну успеха в fashion-индустрии и сделать марку еще популярней во всем мире.
Именно ему в 2001 году посчастливилось вернуться на родину, в Лондон, с триумфом: британский модный Дом Burberry, являющийся синонимом английского стиля и поставщика королевского двора с полуторавековой историей, пригласил его на должность креативного директора.
Именно он в числе немногих представителей модной индустрии удостоился весьма почетной награды – ордена Британской Империи, врученного дизайнеру за заслуги в мире моды самой королевой Елизаветой II.
Этот перечень дизайнерских заслуг креативного директора дома Кристофера Бейли, которому столь новаторски удалось обыграть основные направления в создании одежды марки Burberry, можно было бы продолжать, но по справедливости хотелось бы переключиться на более знаковую фигуру этого всемирно известного бренда – Томасу Берберри.
Освежая в памяти большую часть историй возникновения именитых Домов одежды, удивляешься разнообразию и, в то же время, единственному сходству (которое уже каждый из кутюрье может вывести как собственный законопроект, почти закономерность): успех и признание приходят благодаря постоянному упорному труду и большой вере в достижение результата. «Любовь к делу, которым живешь, способна свернуть горы и вывести на вершину славы», − это утверждение как мантру любил повторять Томас Берберри.
История этого молодого (к 1856 году) англичанина и создателя марки Burberry начинается в городке Бейзингсток, на северо-востоке графства Гэмпшир, где Томас, работавший до этого помощником продавца тканей, открыл небольшой магазин одежды собственного производства. В 1880 году Томас Берберри представил публике своё первостепенное изобретение – габардин (водонепроницаемую, износоустойчивую и в то же время «дышащую» ткань). Несмотря на то, что это слово французского происхождения, на такое название Томаса Берберри вдохновил любимый драматург и поэт Уильям Шекспир, именно в пьесах известного соотечественника «габардином» именуется длинный свободный плащ с капюшоном. К 80-м годам XIX столетия компания становится уже достаточно широко известной в первую очередь за счёт верхней одежды: вещи, сшитые из габардина, настолько быстро стали завоевывать популярность (особенно у путешественников и спортсменов), и спрос на них был так велик, что Томас закрывает свою маленькую торговлю в провинции и открывает магазин в Лондоне. Вскоре оптовая торговля изделий из габардина для активного спорта и отдыха активно начала завоевывать столичного щегольского жителя.
В 1901 году у компании появляется логотип с изображением рыцаря-всадника с копьем в руках и латинского слова prorsum, что означает «вперед»: девиз отражал стремление к прогрессивным нововведениям, а копье символизировало защиту традиций. Этот логотип и сегодня можно увидеть на товарах Burberry.
Во время Первой мировой войны Томас Берберри разработал из открытой им ранее особо непромокаемой ткани мультиустойчивый плащ по заказу Британских Королевских Военно-Воздушных сил. Это и был знаменитый тренчкот Burberry, чье название происходит от слова «траншея», где, собственно, этот плащ и нашел свое применение. Заказ принес владельцу компании миллионы, и неудивительно, что марка Burberry стала стремительно развиваться. В этот период Томас Берберри получил от военного министерства не один крупный заказ-разработку полной офицерской формы.
После окончания войны тренчкот Барберри гармонично вписался в гражданский ассортимент одежды. Примечателен и факт, связанный с капитаном экспедиции Руалем Амундсеном, норвежским полярным путешественником и исследователем, который 14 декабря 1911 года стал первым человеком, достигшим Южного полюса. Именно на нем первом большой свет увидел экипировку фирмы Burberry. Ко всему прочему и палатка, из которой он вышел, была сделана из водонепроницаемого габардина Burberry. Как утверждают историки, одним из факторов успеха экспедиции было правильно подобранное снаряжение, в том числе теплые костюмы, которые не позволили участникам опасного похода замерзнуть в снегах Антарктики.
Появившаяся в 1920-х годах на подкладке плащей клетка Burberry стала и визитной карточкой, и фирменным знаком этой марки. Пройдет совсем немного времени и красный, бежевый, черный и белый цвета клетки начинают устойчиво ассоциироваться сBurberry.
Фирма Burberry сыграла важную роль и в развитии авиации, выпуская специально сконструированные костюмы для летчиков. В 1937 году легендарные гоночные летчики А.Е. Клаустон и миссис Бетси Кирби показали лучшее время во время перелета Лондон – Кейптаун. Перелет был осуществлен на самолете De Havilland DH88 Comet, предоставленном фирмой Burberry.
Памятен и 1955 год: модному Дому было присвоено звание официального поставщика Ее Величества королевы, а в 1989 году – Его Высочества принца Уэльского.
Последний член семейства Берберри Альфред Брайен оставил компанию в 1956 году. В 1955 году семейное предприятие перешло во владение лорда Дэвида Уолфсона. Однако имидж фирмы – чисто британский и очень консервативный – остался прежним.
В 1998 году лорд Уолфсон переманил у известного немецкого дизайнера Жиль Зандер тридцатидвухлетнего Роберто Меничетти. Этот талантливый итальянец, пять лет разрабатывавший у Зандера женские модели, стал в Burberry главным художником и по-новому обыграл традиционную барберрийскую клетку.
И наконец, в 2001 году Меничетти сменил Кристофер Бэйли, занимавший ранее пост главного дизайнера женской линии Дома моды Gucci.
Одежда и аксессуары Burberry сегодня – признанное воплощение утонченной британской элегантности. Тренчи и сумки, парфюмерия и шарфы Burberry уже давно завоевали сердца модников всего мира, и они не могут представить свой гардероб без знаменитой клетки.
Сегодня внимание компании уделяется продвижению двух линий одежды: Burberry Prorsum – модели из данной коллекции, представляемые в Милане, задают модные тенденции и пользуются большой популярностью во всем мире. Однако это – роскошная и экспериментальная одежда, которую могут себе позволить только обеспеченные клиенты из высшего класса. Основой же коллекции Burberry London являются английские традиции шитья и история бренда. Джинсы, футболки, свитера, обувь, сумочки и маленькие юбки – классическая линия Burberry London – своего рода «визитка» Дома. Кроме того, компания с успехом реализует еще одну линию Thomas Burberry, которая представляет детскую и подростковую одежду, часы, очки, аксессуары и парфюмерию.
Стоит отметить, что сегодняшний образ марки как «люксовой», стильной и престижной дался компании не так легко. Популярность Burberry привела к тому, что вещи со всем знакомой клеткой (часто поддельные) облюбовали представители британского «рабочего класса». Бейсболки с символикой Burberry стали украшать буйные головы футбольных болельщиков и хулиганов с окраин. Имидж Burberry был испорчен. Люди использовали «клетку», не зная меры. В один момент он настолько приелся европейскому fashion-сообществу и поклонникам легендарного бренда, что мелькнувший на странице глянцевых изданий традиционный бело-кремовый рисунок клетки, раззадоривал папарацци на очередное «красное» словцо.
Производители компании «Burberry» нередко обращаются к потенциальному потребителю с просьбой: не забывать обращать внимание на маркировку товара. Надписи на упаковке и самом продукте всегда должны совпадать. На некоторой поддельной продукции может располагаться тканая этикетка с надписью «Burberry», а на отрывной этикетке указываться иное наименование, не имеющее никакого отношения к бренду. По этой причине изделия британской марки снабжаются именно отрывными этикетками из бежевого картона, которые крепятся на прочной нити черного цвета, а нить, в свою очередь, запечатывается пластиковой печаткой.
Сегодня, опять-таки, Burberry – успешная компания с сетью магазинов по всему миру. Создаваемые Кристофером Бейли коллекции тепло принимаются критиками fashion-индустрии, а для рекламных кампаний и поддержания образа марки приглашаются самые стильные знаменитости. За последние десять лет «лицом» бренда выступали такие прекрасные англичанки, как Кейт Мосс, Рейчел Уайз и Эмма Уотсон. Товары Burberry продаются в 330 монобрендовых магазинах по всему миру.
А вот и перечень основных линий Burberry:
Burberry Prorsum – роскошная одежда для обеспеченных людей и звезд;
Burberry London – повседневная одежда, обувь, сумки;
Thomas Burberry – детская и подростковая одежда, часы, очки, аксессуары и парфюмерия;
Первый аромат Burberry был создан в далеком 1981 году. На сегодняшний день компания выпустила более 40 парфюмов. Каждый из них становился бестселлером сначала на рынке Великобритании, а затем и по всему миру. В упаковке ароматов активно и здесь использовалась клетка Burberry. Это было новшество, покорившее модников всего мира: натуральная ткань на флаконе духов.
Независимо от дизайна флакона, парфюмы Burberry отличается неизменной элегантностью и аристократичностью – даже если речь идет о молодежном или спортивном аромате. С легкой уверенностью можно сказать, что Burberry – островок стабильности в переменчивом мире.
Дизайнер Кристофер Бейли – все-таки счастливец, потому что он не просто гений, но еще и признан современниками. Глядя на его весеннее шоу-2014 для Burberry Prorsum, сердце то начинает трепетать, то замирает от восторга. Пастельные тона, прозрачные ткани, кружево, кашемир, вышивка со стразами – невозможно описать всю теплоту и мягкость этой коллекции! Ее нужно видеть самому и… восхищаться!
текст – Ирина Баракова, №31/2014г.