Персона
Ирина Яковлева
Мудрая легкость женственности от Ирины Яковлевой
«Я чувствую, что в женщине есть что-то неизведанное, что может исследовать только женщина» Джорджия О’Киф, американская художница XX века
Тем не менее для профессионального пути Ирина выбрала отделение дизайна в художественном училище:
– В те годы само слово «дизайн» для нас было новым, никто особенно не разбирался, что это такое, но было модно. А мне с детства нравилось направление дизайна моделей одежды или создание интерьеров. Однако от обучения я ждала несколько большей конкретики, детализации. Я почерпнула в училище много полезного, но какие-то сомнения в выборе профессии остались.
Путь нашей героини к живописи был довольно извилист и не раз ставил девушку перед непростым выбором. В какой-то момент Ирина всерьез засомневалась: заниматься творчеством или найти себя в чем-то еще. Тем более что время от времени вспоминались слова, которые еще в училище услышала от одной из своих преподавателей Валентины Зима: «Не стоит забивать наши университеты, если не получается уехать…». Но судьба улыбнулась этим ее сомнениям и, как это часто бывает, сложила пазл из обстоятельств самым правильным и нужным образом.
– Какое-то время я хотела поступать в «Строгановку», но потом это желание поутихло, и я думала «завязать» с живописью. Целый год практически не рисовала. Это был довольно странный период: потребность понять себя, пройти через определенное осознание, попробовать что-то еще. И я пошла работать… официанткой в одно из популярных кафе Владикавказа. Это был совершенно новый опыт деятельности и коммуникации с людьми нетворческого мышления, тем более что я по природе довольно застенчивый и закрытый человек. Было непривычно, но полезно. А главное – я поняла, что искусство для меня намного важнее всего остального.
Прийти к этому пониманию, как это часто бывает, помогли люди, оказавшиеся в нужном месте, в нужное время и нашедшие важные для мятежной души нужные слова. Владелец кафе, в котором работала Ирина, оказался большим ценителем и другом известного живописца, заслуженного художника РСО–А Ахсара Есенова, чьи работы и по сей день украшают интерьер кафе. Для Ирины творчество этого признанного мастера всегда было эталонным. В случайной беседе об искусстве девушка узнала, что Есенов преподает на факультете искусств СОГУ, и эта информация прочно засела в ее мыслях. Решение поступать в вуз стало очередным правильным пазлом судьбы, которая подтвердила неизбежность происходящего уже тем, что документы у внезапной абитуриентки приняли, несмотря на опоздание по срокам.
«Если за неделю ты ничего не сделала – ты хлеб не ешь», – цитирует Ирина слова своего гуру Ахсара Есенова, к которому она, наконец, попала на третьем курсе обучения. Опытный наставник неустанно своей прививал юной пастве творческую дисциплину и усидчивость.
– Ахсар Эльбрусович – человек-огонь! Когда я начала учиться у него, – у меня началась совершенно другая жизнь, ведь у «правильного» педагога ученик расцветает, обретает крылья. Под его началом со мной именно это и произошло: появилась потребность писать картины, рука непроизвольно тянулась к кистям и холсту.
Сегодня Ирина уверена, что роль вдохновения в каждодневной продуктивности художника слишком переоценена: терпение и труд – основа любого творчества. Ахсар Есенов всегда поручал своим студентам делать множество эскизов, анализировать манеру разных художников, рассказывать о впечатлениях – так он изучал их как личности и как будущих мастеров.
…Тем временем в эскизах нашей героини все настойчивее проступали очертания женских образов, в итоге родилась первая «женская» серия работ:
– Женские образы были интересны мне с детства: я всегда наблюдала за девушками и женщинами, мне казалось, что через понимание их натуры я лучше познавала себя, – говорит художница.
Она рассказывает, что с большим трепетом относится к старому городу и получает от него вдохновение. Витиеватые чугунные кружева старинных решеток тонко оттеняют женские лица, силуэты. Трогательные бабочки, птицы, цветы или бусины заставляют зрителя замедлиться, почувствовать невесомость и светлую грусть, еще раз попытаться разгадать тайну женской души. Часто эти образы переплетаются с мотивами природы в виде узнаваемых (уже практически брендовых) папоротников или совершенных в своей простоте натюрмортов с полевыми цветами:
– Эти букеты всегда про нежность. Если вы дарите девушке самые красивые живые цветы – они рано или поздно завянут, а мой букет может оставаться рядом с ней всю жизнь.
Обнаженная натура у Ирины Яковлевой тоже отчасти метафорична, совершенно далека от пошлости, скорее, близка естественному природному началу. И в этом рецепт ее душевной гармонии, ведь все творчество художницы пропитано каким-то мудрым, спокойным, вдумчивым и всегда мягким женским началом. Здесь нет экзистенциального кризиса или горечи декаданса, только красивые, нежные мечты.
Работы Ирины не крупногабаритные, «удобные» для интерьеров, останавливающие на себе взгляд, заставляющие задуматься и вводящие в определенное настроение. Она всегда выбирает декоративно-плоскостное решение с акцентом на цвет и фактуру, не боясь смелых экспериментов. Такой подход понравился многим, но востребованность Ирину не пугает, и в месяц она пишет до десяти новых картин.
Дизайнерская школа ей тоже пригодилась: время от времени Яковлева оформляет интерьеры разных заведений Владикавказа. Первой подобной работой стала роспись стены в ресторане «Ронин» на проспекте Мира, которую они создали вместе с Арнэллой Моргоевой. Благодаря художницам репродукция знаменитой «Большой волны» японского художника Кацусико Хакусая долгое время радовала посетителей. К сожалению, вместе с владельцами сменилась и концепция заведения, и эта фреска была утрачена.
Не так давно Ирина Яковлева в соавторстве с Лирой Алборовой буквально подарила космос маленьким жителям г. Алагира: художницы расписали 13 стен в детском центре «Юпитер». Авторские «папоротники», так полюбившиеся многим, украшают и часть пространства в первой частной арт-галерее Северной Осетии «TGallery». С особым теплом художница рассказывает о росписи потолка знаменитого кафе «Горка» в Центральном парке г. Владикавказа, в которой ей помогала Мадина Сасиева. Еще одна фреска только увидела свет, но уже успела полюбиться посетителям внутреннего дворика кафе GALABU в историческом центре столицы республики.
В житейском багаже этой незаурядной девушки – временный переезд в Москву, обучение искусству татуировки, а в итоге – еще большая потребность писать. В какой-то момент Ирина решает все-таки ответить на неоднократные предложения директора художественной школы Азы Быдтаевой попробовать силы в преподавании.
– На самом деле, мы с детьми учимся друг у друга. Я передаю им свой творческий и жизненный опыт, а они мне вновь показывают, что такое наивность и отсутствие границ. Иногда я за ними «подсматриваю», за тем, как они замешивают цвета, инстинктивно проводят линии – это очень интересно.
Сегодня работы Ирины Яковлевой можно приобрести в творческом пространстве «The Lampæ» на ул. Маяковского во Владикавказе, в частной галерее «TGallery», художественной онлайн-галерее gallarty.art/irinayakovleva или же напрямую у автора.
В сентябре в Национальном музее РСО–А откроется персональная выставка Ирины Яковлевой, к которой она активно готовится. И что-то подсказывает, что однажды затейливое Провидение вновь перемешает пазлы жизни этой талантливой девушки, и кто знает, какие из ее новых творческих идей воплотятся в жизнь?
Prospect-sk № 54/2023